Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 09:42, реферат
Налоговая система - наиболее активный рычаг государствен¬ного регулирования социально-экономического развития, инвестиционной стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Таким образом, вопрос развития налоговой системы в обеспечении гармоничного и сбалансиро¬ванного развития экономики, является одним из важнейших аспектов, обуславли¬вающим актуальность исследования налоговой системы России.
Введение 2
1. Налоги в Древнерусском государстве в период ордынского ига 3
2. Изменения в налоговой системе России в период с XVI по XVIII вв. 6
3. Развитие налоговой системы России в период с XIX по XX вв. 9
4. Эволюция налоговой системы РФ, ее развитие на современном этапе 15
Заключение 21
Список использованной литературы 23
4. Эволюция налоговой системы РФ, ее развитие на современном этапе
Основы ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов. За прошедшие годы было много, видимо, даже слишком много отдельных частных изменений, но основные принципы сохраняются.
Первые попытки перейти к налоговой системе, отказавшись от порочной практики установления дифференцированных платежей из прибыли предприятий в бюджет, были сделаны еще во второй половине 1990 – 1991 гг. в рамках союзного государства. Плохо подготовленные половинчатые шаги в этом направлении были заменены с 1992 г. более стройной структурой российского налогового законодательства.
Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяют Налоговый кодекс РФ (часть первая) и Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относят обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.
Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость определенных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщиков, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, объем продаж, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты. [13, c. 40-53]
Предусмотрено, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный Законом период налогообложения.
В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определенные льготы. Обязанность своевременно и в полной мере уплачивать налоги российским законодательством возлагается на налогоплательщика.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.
Первый уровень - федеральные налоги России. Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.
Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете.
Второй уровень - региональные налоги. Они устанавливаются представительными органами субъектов Федерации исходя из общероссийского законодательства. Часть региональных налогов относится к общеобязательным на территории РФ. В этом случае региональные власти регулируют только их ставки в определенных пределах, налоговые льготы и порядок взимания.
Третий уровень – местные налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков и т. д. В понятие «район» с позиций налогообложения не входит район внутри города. Представительные органы (городские Думы) городов Москвы и Санкт-Петербурга имеют полномочия на установление как региональных,
так и местных налогов.
Бюджетное устройство Российской Федерации, как и многих европейских стран, предусматривает, что региональные и местные налоги служат лишь добавкой в доходной части соответствующих бюджетов. Главная часть при их формировании – это отчисления от федеральных налогов.
Налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджетного регулирования. Расширение самостоятельности и ответственности национально-государственных и административно-территориальн
Финансовое обеспечение социально-экономического развития территорий предусмотрено Законом РФ от 15 января 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления». Отмечается, что уровень закрепленных доходных источников должен составлять не менее 70 % доходной части минимального бюджета субъекта Федерации, а при отсутствии возможности такого обеспечения в связи с недостаточностью и закрепленных, и регулирующих доходов – не менее 70 % доходной части без учета дотаций и субвенций. Минимальный бюджет – это расчетная на очередной период сумма доходов консолидированного бюджета нижестоящего уровня, покрывающая гарантируемые вышестоящим органом власти минимально необходимые расходы, часть которых в случае недостаточности закрепленных доходов покрывается отчислениями от регулирующих доходов, дотациями и субвенциями.
Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы Российской Федерации.
Бюджетная система дополняется государственными внебюджетными фондами, доходная часть которых формируется за счет обязательных целевых отчислений. По социально-экономической сущности отчисления во вне- бюджетные фонды носят сугубо налоговый характер. Источником этих отчислений, как и налогов, служит произведенный валовой внутренний продукт (ВВП). Отчисления привязаны к фонду оплаты труда и включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
Полномочия властных органов субъектов Федерации и местных в части установления налогов несколько раз менялись. В первые два года функционирования налоговой системы Российской Федерации региональные и местные налоги весьма жестко регламентировались. Ст. 20 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» позволяла представительной власти субъектов Федерации собирать четыре налога. А ст. 21 того же Закона перечисляла 23 местных налога. По большинству из них Закон устанавливал и предельные ставки налога.
Затем на три года (1994 - 1996 гг.) ограничения были отменены. В п. 7 Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 г. № 2268 «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 г.» сказано:
«Установить, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономной области, автономных округах, городах Москве и Санкт-Петербурге, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Российской Федерации, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль.»
Цель отмены ограничений была ясна: дать возможность региональным и местным властям самим поискать источники доходов и пути выхода из финансового кризиса. Это был своего рода экономический эксперимент.
Надо сказать, что в целом он получился с отрицательным результатом, так как на местах власти переусердствовали – попытки заткнуть все прорехи региональных и местных бюджетов привели к появлению весьма экзотических налогов – в некоторых местностях, например, вводились налог на ввоз товаров, налог на вывоз товаров, налог на снижение объемов производства, налог с продаж, местные акцизы, налог на содержание футбольной команды и т. д. Особенный вред наносили внутренние таможенные пошлины, взимаемые на границах некоторых областей. В данной ситуации существовала и другая опасность. Множественность налогообложения не могла не сказаться отрицательно на состоянии налоговой базы, на финансовом положении предприятий.
18 августа 1996 г. Президент Российской Федерации издал Указ № 1214, которым отменил с января 1997 г. п. 7 Указа № 2268. Все вернулось к статьям 20 и 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
Каковы в данном случае перспективы? Налоговый кодекс решает данную проблему в пользу законодательного ограничения количества видов налогов, которые могут вводиться в стране. Так, ст. 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» части первой Налогового кодекса Российской Федерации провозглашает:
«Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, на предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.»
Конечно, весьма заманчиво предоставить возможность субъектам Федерации и местным правительствам в большей степени покрывать расходы своих бюджетов из собственных средств. Но свободой регионов приходится жертвовать во имя сохранения единства экономического пространства России.
Как уже отмечено, налоговая система Российской Федерации сегодня дополняется системой государственных целевых внебюджетных фондов. Самый крупный и значимый из них - Государственный пенсионный фонд. Обязательные платежи в эти фонды по своей социально-экономической сущности имеют характер налогов, но несмотря на обязательность отчислений и сборов туда, многие предприятия и организации от них уклоняются, порой самым простейшим способом: не встают в них на учет в качестве плательщиков. В отличие от Государственной налоговой службы эти фонды не имеют серьезных методов контроля за плательщиками и воздействия на них. [5, c. 267-272]
Таким образом, Россия, на этапе перехода к рыночным отношениям, внедрила у себя налоговую систему, схожую по построению с применяемыми в других крупных федеративных государствах. По ряду параметров можно наблюдать сходство с США и Германией при сохранении некоторых специфических российских особенностей. [5, c. 295; 14, c. 348-350]
Заключение
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Налоговая система начинает складываться с формированием русского централизованного государства при Иване III. Идет процесс становления аппарата сбора налогов, который был достаточно громоздким. В конце XVIII в. Впервые высказывается мысль о необходимости более справедливого налогообложения, включения в эту сферу и дворянства. В XIX в. в России начинает складываться теория налогообложения. Под влиянием западных ученых-экономистов М.М. Сперанский, Н.И. Тургенев разрабатывают основы налогообложения России, предлагают конкретные пути его реформирования, в частности равномерное распределение налогов на все сословия.
В первые годы советской власти место налогов фактически заняли конфискации и ревизии с имущих классов. Налоги приняли форму принудительных сборов и повинностей: продразверстка, трудовая и гужевая повинность и другие. Все больше усиливалось вмешательство государства в определение размеров налогов и сборов.
В годы Великой Отечественной войны налоги на население существенно возросли, были введены новые налоги, такие как военный налог. Интенсивно проводились сборы средств в Фонд обороны.
В годы правления Н.С. Хрущева проводился курс на сокращение и постепенную отмену налогов с населения. Во времена перестройки начала постепенно перестраиваться налоговая система. Законы о налогах получались несовершенными, требовали корректировки.
Современная налоговая система начала складываться после глубокого экономического кризиса и распада СССР. Многие недостатки налоговой системы являются следствием несовершенного законодательства, противоречивости и запутанности нормативной базы, процедур налогообложения, отсутствия оперативной связи исполнительной и законодательной властей.
В результате можно сделать следующие выводы, что налоговая система России будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения будут направлены на активизацию предпринимательства, стимулирование индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесении их в собственное дело.
Налоги будут более взаимосвязаны и будут представлять собой систему с механизмом защиты доходов. Более четкое разграничение получат налоги различного уровня с учетом национальных и территориальных особенностей. Очевидно, совершенствование налоговой системы будет продолжаться.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Есть положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
Информация о работе Этапы становления налоговой системы в России