Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:39, реферат
В настоящей работе дается подробная характеристика этапов становления и развития понятийного аппарата налогового менеджмента в России.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ КАТЕГОРИИ КОРПОРАТИВНОГО НАЛОГОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА В РОССИИ
Исаева Анна Юрьевна
Экономист по бухгалтерскому учету
и анализу хозяйственной деятельности
ООО Технологическая Компания
Шлюмберже
issann@mail.ru
Краткая аннотация
В современных условиях совершенствования
качества управления корпоративное
налогообложение представляет одно
из самых перспективных
В настоящей работе дается подробная характеристика этапов становления и развития понятийного аппарата налогового менеджмента в России.
Abstract
In current conditions of management techniques improvement corporate taxation is one of the perspective spheres of internal systems development. Being treated as tax evasion originally and under influence of economical activity, constitutional regulations and economical theory tax management gradually turn into strategy of effective corporate direction.
The article states a detailed description of periods of tax management conceptual framework development in Russia.
Ключевые слова: налоговый менеджмент, налоговое планирование, налоговая оптимизация, налоговая выгода
Keywords: tax management, tax planning, tax optimization, tax gain
В современных условиях совершенствования
качества управления корпоративное
налогообложение представляет одно
из самых перспективных
Следует отметить, что в
различных экономических
Постепенный переход России к рыночным отношениям создал возможности реализовать на практике различные способы и методы регулирования налоговых платежей. С практической точки зрения, широкие возможности для развития теории налогообложения связаны с функциями и ролью налогов в финансовой системе организации, которые постепенно менялись, с выделением новых инструментов регулирования налогообложения, введением специальных должностей в организациях, таких как бухгалтер по налогам, налоговый аналитик, налоговый менеджер.
В желании налогоплательщика воздействовать на сумму налоговых платежей с максимальной выгодой и одновременном стремлении государства (второго участника налоговых отношений) – реализовать приоритетную по значению фискальную функцию налогов (то есть обеспечить государство всеми необходимыми средствами) - заключается двойственность природы налогов и попыток их регулирования.
Порожденные двойственной природой налога противоречия интересов бизнеса и государства в процессе их разрешения ведут к поиску компромисса. Поэтому развитие теории управления налогообложением, по нашему мнению, необходимо рассматривать через призму противопоставления налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой. Наиболее показательной в отношении постепенного перехода государства от реализации сугубо фискальной функции к формированию налоговой политики, способствующей стимулированию экономического роста и повышению деловой активности бизнеса, и соответственно реализации и регулирующей функции налогов является судебная практика.
Анализ воздействующих факторов позволил выявить исторические этапы развития категории управления налогообложением на корпоративном уровне:
1. 1990-1999 гг.: налоговое планирование в виде уклонения от уплаты налогов;
2. 2000-2003 гг.: налоговое планирование
как возможность законной
3. 2004-2005 гг.: налоговое планирование
как совокупность методов
4. 2006-2009 гг.: налоговый менеджмент и «налоговая выгода»;
5. 2010 - настоящее время: налоговый менеджмент как поиск компромисса между интересами хозяйствующего субъекта и государства.
1. 1990-1999 гг.: налоговое планирование в виде уклонения от уплаты налогов.
На начальной стадии формирования налогового и гражданского законодательства пути воздействия на налоговые платежи представляли собой способы уклонения от уплаты налогов. И предприятия вынуждены были изобретать различные, в большинстве случаев, незаконные методы снижения налоговых платежей. При этом применение налоговых схем сочеталось с очень низкой квалификацией работников предприятий, не способных порой просчитать все последствия использования того или иного способа снижения налогового бремени.
Существующие в то время
дефиниции как отечественных, так
и зарубежных авторов свидетельствуют
о том, что под налоговым
2. 2000-2003 гг.: налоговое планирование как возможность законной минимизации платежей.
По мере развития налоговых
систем, появления различных режимов
налогообложения, расширения сферы
применения льгот экономия на налогах
стала важным дополнительным источником
финансовых ресурсов и способом повышения
конкурентоспособности
Например, в учебном пособии Е.Н. Евсегнеева налоговое планирование определено как «законный способ обхода налогов с использованием предоставляемых законом льгот и приемов сокращения налоговых обязательств» [19]. Однако в данном определении значение процесса планирования сводится непосредственно к «обходу налогов». Более удачным на наш взгляд является определение И.М. Александрова, который в этот же период рассматривает процесс налогового планирования на уровне хозяйствующего субъекта как «усилия, направленные на достижение оптимального уровня налогообложения посредством уменьшения размеров объема налоговых платежей. Оно заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений, применении методов стратегического планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия» [10].
Планирование, в частности, «это одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние системы, путей, способов и средств его достижения» [40].
Чаще всего планирование представляют как ориентированную на будущее деятельность по принятию решений; как вид деятельности, направленной на выбор оптимальной альтернативы развития социально-экономической системы в целом, рассчитанной на определенный период времени; как определение задач, стоящих перед организацией, проектирование результатов и формирование путей их достижения.
Е.С. Вылкова и М.В. Романовский
отмечают, что единой точки зрения
в отношении такой категории
как планирование не существует, однако
в большинстве случаев оно
рассматривается как вид
Поэтому правомерно наряду с такими видами планирования, как финансовое, социальное, бюджетное, выделять также налоговое планирование, которое характеризуется как один из элементов системы управления корпоративным налогообложением.
Попытки государства установить
границы налогового планирования практически
привели к отрицанию самой
возможности планирования. В 2001-2003 гг.
в ряде решений Конституционного
Суда, а также Высшего Арбитражного
Суда сформировалось то, что можно
назвать «классическим
Следует особо отметить,
что в данный период впервые появляется
достаточно полная характеристика такой
категории как «налоговый менеджмент».
Т.Ф. Юткина считает, что как система
управления процессами движения денежных
средств от субъектов сферы «бизнес»
к субъектам сферы «бюджет» налоговый
менеджмент в полной мере может быть
легитимным элементом российского
налогового права, разграничивает государственный
и корпоративный налоговый
Однако такой системный подход кардинально не меняет направления развития теории и практики налогообложения, внимание исследователей главным образом обращено на определение содержания понятия налоговое планирование.
3. 2004-2005 гг.: налоговое планирование как совокупность методов оптимизации налоговых потоков.
В 2004-2005 гг. правовая проблематика
управления налоговыми платежами в
организации испытывает период бурного
развития в новых судебных решениях,
многие из которых вносят существенные
коррективы в сформированные ранее
установки. На смену концепции «
Вместе с этим, происходит и постепенная эволюция взглядов в системе понятий управления налоговыми платежами организаций.
Понимание ограниченности налогового планирования, направленного на минимизацию налоговых последствий по отдельным операциям и конкретным налогам, привело к появлению нового подхода в налоговом планировании, соответствующего термину «оптимизация налогообложения».
«Оптимизация» в трактовке А.Б. Райзберга и др. – это «определение значений экономических показателей, при которых достигается оптимум, т.е. наилучшее состояние системы» [30].
Применительно к налогообложению хозяйствующего субъекта термин «налоговая оптимизация» трактуется в отечественной науке по-разному. И.С. Зеленский и А.И. Гончаров классифицируют существующие определения и выделяют пять групп научных трактовок, раскрывающих сущность налоговой оптимизации:
1) налоговая оптимизация
2) налоговая оптимизация
3) налоговая оптимизация
4) налоговая оптимизация
5) налоговая оптимизация
Приведенные толкования налоговой оптимизации позволяют выделить различные признаки данного явления, к которым относятся: деятельность; комплексность; осознанность и целевая направленность; правомерность; использование специальных способов; специальный субъект.
Таким образом, принимая во внимание мнения различных ученых, автор предлагает обозначить налоговую оптимизацию как деятельность по определению эффективного способа распределения и использования ресурсов хозяйствующего субъекта, способствующий достижению наиболее выгодной величины налоговой базы.
Информация о работе Этапы развития категории корпоративного налогового менеджмента в России