Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 15:19, курсовая работа
Целью данной работы является изучение элементов налогообложения и их роли в реализации функций налогов.
Задачи:
проследить историческое формирование элементов налогообложения в РФ;
охарактеризовать элементы налога;
определить основные функции налога;
изучить взаимосвязь элементов налога и его функций.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы элементов и функций налога 5
1.1 История формирования элементов налогообложения в РФ 5
1.2 Элементы налогообложения 8
1.3 Понятие и виды функций налога. 18
Глава 2 Элементы налога в рамках реализации функций налога 23
2.1. Анализ налоговых льгот как механизм реализации регулирующей функции 23
2.2 Налоговая ставка в рамках реализации фискальной функции 26
2.3 Направления совершенствования налогообложения в РФ в рамках выполнения налогами своих функций 29
Заключение 33
Список используемой литературы 36
Носитель
налога – физическое лицо, фактически
несущее бремя налогообложения
даже в том случае, если оно не
является субъектом налогообложения(
Сборщик налогов – гос. орган, орган местного самоуправления, другой уполномоченный орган, должностное лицо или организация, которые в случаях, предусмотренных НК РФ, принимают от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средства в уплату налогов и (или) сборов и перечисляют их в бюджет.17
Из
вышеперечисленных элементов
Положения о функциях системы налогообложения до настоящего времени составляют предмет научных предмет научных дискуссий. В экономической литературе приводятся самые различные трактовки налоговых функций. Казалось бы, какое отношение имеет теоретическое осмысление функционального предназначения системы налогообложения для практики? Не всё ли равно, какими будут функции, главное – наполнить казну государства. Эволюция налогообложения даёт на этот вопрос чёткий ответ – от ориентации на ту или иную функциональную сторону процесса или явления зависит экономическое положение страны, состояние бизнеса и уровень благосостояния отдельных граждан. Если принятая в законе система налогообложения не сориентирована на реализацию внутреннего потенциала экономической категории «налогообложение», то в конечном итоге роль такой системы окажется негативной, несмотря на все репрессивные меры налоговых администраций по обеспечению доходов бюджета страны.
Базовую
основу функционального проявления
системы налогообложения
Однако
теоретическое определение
В числе налоговых функций учёные обычно называют: фискальную, экономическую, распределительную, контрольную, стимулирующую, регулирующую. Эти функции приводят как в полном, вышеназванном перечне, так и в компоновке отдельных из них. Из числа налоговых функций сразу же следует исключить экономическую функцию. Налогообложение – экономическая категория сама по себе. Формы её практического использования (виды налогов и условия их действия) раскрываются в экономической (финансовой) сфере, её роль также определяется экономическими параметрами. Конечные цели налогообложения – обеспечить социально-экономические функции государства не в ущерб корпоративным и личным экономическим интересам. Следовательно, наделение налога экономической функцией есть простая тавтология его внутренней сути. В этом нет никакой необходимости и научного смысла.18
Анализу содержательности трактовок функций системы налогообложения может способствовать рассмотрение позиций российских учёных, которые постоянно обращаются к исследованиям теоретических и практических проблем налогообложения. Неоднозначной по сравнению с названными функциями является позиция Д.Г. Черника: «Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, выражающая их сущность как особого централизованного (фискального) инструмента распределительных отношений».
Посредством
фискальной функции реализуется
главное общественное предназначение
налогов – формирование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджетной системе и
Другая
функция налогов как
Осуществление
контрольной функции налогов, её
полнота и глубина в известной
мере от налоговой дисциплины. Суть
её в том, чтобы налогоплательщики
(юридические и физические лица)
своевременно и в полном объёме уплачивали
установленные
Распределительная
функция налогов обладает рядом
свойств, характеризующих многогранность
её роли в воспроизводственном
Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить из сущностного содержания экономических категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель – равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями.
Иными
словами, между группами прямых и
косвенных налогов должно быть установлено
максимально возможное
Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений, противостоящих друг другу. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, а регулирующая - государства к налогоплательщику.
Функции
налогов отражают реальный базис, т.е.
объективные закономерности движения
налоговых отношений, используемых
государством в налоговой политике.
Глава 2 Элементы налога в рамках реализации функций налога
2.1. Анализ налоговых льгот как механизм реализации регулирующей функции
Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.22
Льгота, по определению А.В. Малько, выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц, т.е. это и является реализацией регулирующей функции.23
Налоговые
льготы - это формы практической
реализации регулирующей функции налогов.
Вместе с изменением массы налоговых
начислений, маневрированием способами
и формами обложения, дифференциацией
ставок налогов, изменением сферы их
распространения и применением
специальных налоговых режимов
налоговое льготирование
Продуманная
налоговая политика создает предпосылки
для вовлечения все большего количества
граждан в предпринимательскую
деятельность, формирует базу для
интенсивного развития производства и,
следовательно, способствует формированию
предпосылок для роста
В качестве примера возьмём налоговые льготы на доходы физических лиц.
По налогу на доходы физических лиц (НДФЛ), Налоговым Кодексом РФ предусмотрено четыре вида налоговых вычетов:
1. СТАНДАРТНЫЕ. Предоставляются ежемесячно работодателем путём освобождения фиксированной суммы дохода (т.е. начисленной зарплаты) от обложения НДФЛ.
2. СОЦИАЛЬНЫЕ. Подразделяются на: благотворительный, медицинский, образовательный и пенсионный вычеты. Предоставляются по заявлению гражданина, осуществившего в истекшем году расходы на свои социальные нужды.
3. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ. Делятся на две категории:
вычет при продаже имущества. Предоставляется по заявлению. Воспользоваться этим вычетом может человек, который в истекшем году продал что-либо из своего имущества, принадлежавшего ему по праву собственности. Например, недвижимость или долю в ней, автомобиль, земельный участок и т.п.;
вычет на приобретение жилья на территории РФ. Предоставляется по заявлению налогоплательщика, купившего жильё на территории РФ (применяется данный вычет один раз в жизни) и желающего частично возместить расходы по его приобретению.
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ. Предоставляются гражданам: занимающимся частной профессиональной деятельностью, получавшим доход по договорам гражданско-правового характера и / или получающим авторские вознаграждения.
Стандартные,
социальные, имущественные и
Не
могут воспользоваться
Таким образом, можно сделать вывод, что регулирующая функция и налоговые льготы тесно взаимосвязаны и являются неотъемлемой частью друг друга. Доход, освобождаясь от подоходнего налогообложения (путем налоговых льгот), остается в распоряжении физического лица, который направляет его на потребление, соответственно повышается производственная и социальная активность.
Информация о работе Элементы налога в рамках реализации функций налога