Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2011 в 19:49, контрольная работа
Налоговый контроль – комплекс мероприятий, реализуемых налоговыми администрациями, по проверке законности и обоснованности действий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц в целях обеспечения ими полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязанностей, предусмотренных зако-нодательством о налогах и сборах.
Т1: Экономическая сущность цели и задачи налогового контроля
Налоговый контроль – комплекс мероприятий, реализуемых налоговыми администрациями, по проверке законности и обоснованности действий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц в целях обеспечения ими полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязанностей, предусмотренных зако-нодательством о налогах и сборах.
Предмет налогового контроля – отношения, возникающие между субъектами налогового контроля (налоговыми администрациями) и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами в процессе контроля за исполнением ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Стратегическая цель налогового контроля – обеспечение налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, иными лицами полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязанностей, предусмотренных законода-тельством о налогах и сборах. Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- обеспечение правильности исчисления, своевременности и полноты внесения налогов и сборов в бюджет;
- обеспечение полноты и своевременности осуществления налогоплательщиками и плательщиками сборов обязанностей регистрационно-учетного характера;
- выявление нарушений законодательства о налогах и сборах;
- обеспечение неотвратимости
наказания нарушителей
- возмещение ущерба,
причиненного государству в
- предупреждение нарушений законодательства о налогах и сборах в будущем.
Организация налогового контроля для эффективного решения поставленных целей и задач должна строиться на законодательно установленных принципах. Реализация таких принципов должна гарантировать соблюдение субъектами контроля прав налогоплательщиков и способствовать неукос-нительному соблюдению ими своих обязанностей. Выделяют следующие принципы:
- Принцип правомочности
означает реализацию форм и
методов налогового контроля
соответ-ствующими
- Принцип профессионализма
означает реализацию форм и
методов налогового контроля
долж-ностными лицами
- Принцип полноты
подразумевает
- Принцип превентивности подразумевает целесообразность реализации таких фор и методов налогового контроля, которые бы способствовали предупреждению совершения налогоплательщиками налоговых правонарушений в будущем;
- Принцип соблюдения налоговой тайны обуславливает обязанность должностных лиц налоговых и иных органов сохранять тайну сведений, полученных в результате налогового контроля и составляющих налоговую тайну, меру их ответственности за разглашение таких сведений, а также право налогоплательщиков требовать от субъектов контроля соблюдения налоговой тайны;
- Принцип специализации
и взаимодействия субъектов
- Принцип презумпции
невиновности
- Принцип презумпции
правоты налогоплательщика
- Принцип недопущения
причинения вреда
- Принцип регламентированности
процессуальной формы
- Принцип определенности объекта контроля предусматривает обязательное установление субъектами контроля до начала реализации ими контрольных мероприятий определенного объекта контроля, фиксации этого объекта в решении руководителя налогового органа и ознакомления с ним проверяемого налогоплательщика;
- Принцип однократности
контроля данного объекта
Формы налогового контроля – регламентированные нормами законодательства о налогах и сборах принципиальные способы организации, осуществления и формализованного закрепления результатов мероприятий налогового контроля.
Согласно ст.82
НК РФ формами налогового
- налоговые проверки (камеральные и выездные);
- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
- проверка данных учета и отчетности;
- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли);
- другие формы, предусмотренные НК РФ.
Методы налогового
контроля – методические
С позиции практических способов осуществления контроля выделяют четыре группы методов:
1. Методы документального контроля:
- сплошная и выборочная проверка документов;
- формальная, счетная
и логическая проверка
- определение достоверности и подлинности документов;
- правовая проверка документов и др.
2. Методы фактического контроля:
- инвентаризация имущества налогоплательщика;
- контрольная закупка продукции;
- контрольный запуск оборудования, запуск сырья в производство и замеры выхода продукции;
- привлечение специалиста и/или эксперта, проведение экспертизы;
- лабораторный анализ
состава продукции, ее
3. Расчетно-аналитические методы контроля:
- экономический
и технико-экономический
- внутренний и внешний сравнительный анализ;
- расчет контрольных соотношений;
- анализ соответствия цены товаров (работ, услуг) рыночным ценам;
- анализ производительности оборудования и др.
4. Информативные методы контроля:
- получение информации
и объяснений от самого
- получение информации
из внутренних информационных
источников (государственные реестры,
материалы предшествующих
- получение информации
из внешних информационных
По времени
осуществления выделяют
- предварительного налогового контроля – учет и регистрация налогоплательщиков и объектов налогообложения;
- текущего налогового
контроля – общий контроль
за сдачей налоговых
- последующего налогового
контроля – проверка налогоплательщиков,
плательщиков сборов, налоговых агентов
на предмет правильности и полноты исчисления
налогов, проверки банков.
Субъекты налогового контроля – налоговые администрации, наделенные законодательством о налогах и сборах соответствующими полномочиями для осуществления мероприятий налогового контроля (ФНС, ФТС, МФВ).
Объект
налогового контроля – действия (бездействия)
налогоплательщиков, плательщиков сборов,
налоговых агентов и иных лиц по исполнению
ими обязанностей, предусмотренных законодательством
о налогах и сборах.
Соглашаясь с мнением ряда исследователей о том, что налоговый контроль также является составной частью финансового контроля и представляет собой разновидность финансовой деятельности государства, мы в своих исследованиях, систематизируя и обобщая существующие мнения, выделяем предпроверочный этап процедур налогового контроля в виде проверки бухгалтерской отчетности предприятий работниками налоговых органов, состоящий из трех самостоятельных стадий:
начальная стадия - формальный уровень;
аналитическая стадия - сравнительный уровень;
контрольная стадия
- сопоставительный уровень.
Цель аналитической
стадии предпроверочного этапа
налогового контроля состоит в проверке
бухгалтерской отчетности предприятия
на предмет определения признаков возможного
совершения налоговых правонарушений.
Чтобы обеспечить
своевременность реагирования
Налоговую проверку
показателей бухгалтерской отчетности
целесообразно начинать с арифметического
подсчета итогов по группам статей, разделов,
а также валюты баланса по активу и пассиву
и сверки полученных результатов с данными,
указанными в отчетности.
Затем проверяется
соответствие всех данных "на
начало года", или "на начало отчетного
года", или "за соответствующий период
прошлого года" в представляемых формах
и приложениях данным из отчета предыдущего
года. Например, показатели гр. 3 формы
№ 1 должны соответствовать показателям
гр. 4 формы № 1 за прошлый год (аналогично
по показателям за прошлый год и в других
формах). Если какие-то показатели по сравнению
с прошлым годом изменены, должно быть
приведено документально оформленное
обоснование с изложением в пояснительной
записке.
В последующем
оценивается взаимоувязка показателей
всех форм бухгалтерской отчетности. При
этом следует учитывать то, что в связи
с особенностями деятельности и положениями
учетных политик организаций, в некоторых
случаях возможны расхождения, которые
должны быть также обоснованными.
Информация о работе Экономическая сущность цели и задачи налогового контроля