История развития налоговой службы РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 15:33, реферат

Описание работы

Налоговые органы России имеют давнюю историю. В эпоху феодальной раздробленности процедура сбора податей осуществлялась, как правило, самими князьями, которые с дружинниками периодически объезжали свои владения, либо по их поручению это делалось специально уполномоченными на то людьми - данниками. Фактически не изменился порядок сбора налогов и во времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники, таможенники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 17.23 Кб (Скачать)

1.1История развития  налоговой службы РФ.

Налоговые органы России  имеют давнюю  историю.  В  эпоху  феодальной  раздробленности  процедура  сбора  податей  осуществлялась,  как правило, самими  князьями,  которые с дружинниками периодически  объезжали свои владения, либо  по их поручению  это делалось специально  уполномоченными на то людьми - данниками.  Фактически  не изменился   порядок  сбора  налогов  и  во   времена татаро-монгольского ига. Особые чиновники (осинники, мытники, таможенники и др.) систематически собирали дань с населения, значительная часть которой передавалась завоевателям.   

Удельный характер княжения  исключал возможность появления   на  Руси   того  времени   единообразной налоговой  системы.

Прообраз налоговых  органов  оформился   в  княжение  Ивана III с появлением финансового  управления  казенного  приказа. В  царствование  Алексея  Михайловича  число  приказов, ведавших сбором  налогов, значительно увеличилось, и лишь  в 1718  г. они  были  упразднены  Петром  1  в связи  с учреждением  камер-коллегии, в   обязанности  которой  вменялось  «надзирание и правление над окладными  и неокладными  доходами». Однако наряду с  налогами она должна  была заниматься устройством  дорог, вопросами земледелия, состоянием урожая, другими  проблемами  государственного строительства.

 Во  времена  Екатерины  II Указом от  24  октября  1780 г.  была учреждена  экспедиция  о государственных  доходах.  Спустя год ее разделили на  четыре самостоятельных  экспедиции:  первая  занималась доходами,  вторая  —   расходами,  третья —   ревизией   счетов,  четвертая  —   взысканием   недоимок,  недоборов  и  начетов. Все четыре экспедиции  подчинялись генерал- прокурору. Петровские коллегии к этому времени были - упразднены, а их функции  по  финансовому  управлению  переданы казенным  палатам. 8 сентября  1802 г.  было создано министерство финансов, основной задачей  которого стало «управление казенными и  государственными   частями, кои  доставляют правительству нужные на  содержание его доходы, и генеральное всех доходов ассигнование  по   разным   частям   государственных расходов».1

Структурным  подразделением Министерства Финансов был  Департамент  податей и  сборов, который в 1863 г. разделили на два самостоятельных  департамента: окладных  сборов  и  неокладных  сборов. Последний  в мае 1896 г. был преобразован в главное управление неокладных  сборов  и  казенной  продажи  питий.  Наряду  с названными   подразделениями  работой  по  взиманию налогов занимался  Департамент торговли и мануфактур.   

На  местах  вопросы  налоговой  системы  решались казенными  палатами, подчиненными   Министерству Финансов. Казенная   палата состояла из  управляющего, помощника   управляющего,   начальников отделений  и других  членов   по   штату.  При   казенной   палате образовывалось  губернское  податное  присутствие. В 1885 г. в  ведении  казенных  палат были учреждены должности  податных  инспекторов, которые осуществляли   контроль  за   правильным   взиманием   налогов, пошлин  и  различных  сборов на своих участках. Таких участков  на   территории  Российской   Империи   на 1902 г. насчитывалось  500. Учитывая  особую   значимость деятельности  податных инспекторов, их назначение  на   должность  и  распределение  по  губерниям осуществлялось лично  министром  финансов.   

Для  упорядочения  работы  по  раскладке, учету и взиманию   основных  видов  налогов в  конце  XIX  — начале  XX  веков  стали создаваться присутствия  по различным   видам  налогообложения  —   коллегиальные органы  управления:  губернские и  уездные  податные раскладочные  присутствия. После  упразднения губернского   податного  присутствия  его  функции   были переданы  самой   казенной палате   и  специальным присутствиям  по  основным  налогам: присутствию  по налогу  с   недвижимых   имуществ,  присутствию   по квартальному налогу и присутствию  по государственному  промысловому  налогу, возглавляемому губернатором лично.  Членами   этого присутствия  являлись  также управляющий   казенной палатой, вице-губернатор, прокурор  председательствующий окружного  (губернского) суда, управляющий  акцизным  управлением.    Раскладочные присутствия  в  уезде, возглавляемые податным   инспектором  участка, сохранились  вплоть до 1917 г.    

Февральская  буржуазно-демократическая  революция 1917 г. не внесла серьезных  изменений в  систему  и структуру  налоговых  органов. Радикальные  перемены  начались только в конце  1918  г. 31 октября  1918 г. Совет  Народных Комиссаров  принял Декрет об организации  финансовых отделов  губернских  и  уездных комитетов   Советов  рабочих, крестьянских  и красноармейских  депутатов.1

Этим   декретом   было   утверждено  Положение    об организации финансовых  отделов  губернских и уездных исполкомов   и   одновременно  упразднены   казенные палаты,  акцизные  управления и  финансовые   органы местных  самоуправлений.    Губернский финансовый   отдел состоял  из подотделов:  сметно-кассового, прямых  налогов  и  пошлин, косвенных  налогов и  секретариата. Финотдел уездного исполкома  делился на  два подотдела: сметно-кассовый и  налоговый.   

Из  инструмента финансовой политики  и регулятора рыночных   отношений   налоги  были   превращены   в орудие   классовой  борьбы,  средство  экономического подавления не только  «капиталистов  и помещиков», но и  большого количества людей, относящихся, как сейчас принято  говорить, к   среднему классу. К  примеру, принятый  в 1918 г. Чрезвычайный десятимиллиардный налог носил  откровенно  конфискационный   характер. Фактически все губернии России облагались многомиллионной  данью для усиления  Красной Армии,  которая готовилась к  оказанию помощи   пролетариату Европы в  завершении мировой революции.2

Гражданская война и хозяйственная  разруха привели к   политике  военного  коммунизма,   когда  частная торговля полностью  запрещалась, вводились  плановое снабжение  населения  товарами  первой  необходимости (карточная система), трудовая повинность, продразверстка и т.п. До марта 1922  г. натуральный  налог  выплачивался  сеном  и  соломой, картошкой  и капустой, медом  и  другими продуктами питания, всего около 20  наименований. Это не  могло не сказаться на равномерности   и полноте обложения сельского населения.    Дело осложнилось и  тем, что налоги в начале 20-х годов  взимались различными   органами.  Так, продовольственный налог  собирался наркоматом  продовольствия; подворно-денежный налог — местными  органами власти; трудналог в  денежной   части —  наркоматом финансов, а  в  натуральный —   наркоматом труда.

1 Хрестоматия по истории государства и права СССР. Дооктябрьский период. М.,  1990. С. 388.

1 Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964. С. 497.

2 Декреты Советской власти. Т. 3. М., 1964. . С. 465 – 467.


Информация о работе История развития налоговой службы РФ