История развития налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 15:56, курсовая работа

Описание работы

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержаться структуры обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Работа содержит 1 файл

finish.docx

— 53.21 Кб (Скачать)

      Но  в любом случае распоряжение Президента - один из примеров той деятельности главы государства, в русле которой  он принимает меры по повышению ответственности  органов власти перед народом. В  соответствии с этим распоряжением  правительству дано задание в  десятидневный срок разработать  и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом.

Было  доложено, что на 1 ноября 1997 г. в целом  по республике собрано налогов и  других платежей 89% от прогнозируемой цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В  основном за счет недобора подоходного  налога с юридических и физических лиц, акцизов. Причинами этого явления ясны: кризис неплатежей, представление возможности налогоплательщикам погашать убытки за счет совокупного расхода, рост числа несостоятельных предприятий. Конечно, налоговая служба не сидела, сложа руки. Только налоговой полицией с начала 1997 г. проверено 22311 объекта, при этом выявлены были 18 тыс. Различных нарушений налогового законодательства. За короткий срок управлением налоговой полиции по городу Алматы вскрыта глубоко законсервированная, разветвленная сеть предприятий, через которые нелегально производились обороты денежных средств на миллиарды тенге. Еще буде принят ряд мер: создание акцизных постов на предприятиях, выпускающих подакцизную продукцию, ужесточение правил открытия новых счетов (расчетных и ссудных). В декабре 1996 г. перешли на новый образец акцизной марки, отпечатанной на придисцентной бумаге с улучшенной степенью защиты. Продолжается работа по совершенствованию правовой базы.

      Но  от таких мер не всегда есть немедленная  отдача, говорил на заседании премьер-министр  А. Кажегельдин. Он же подчеркнул, что попытки ухода от уплаты налогов, наверное, будут продолжаться еще долго, в силу различных причин и сегодня речь надо вести об уменьшении их количества, если такие попытки невозможно исключить полностью.

      К концу 1998 г. должна завершилась работа (второй этап построения налоговой  системы республики Казахстан 1996-1998) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объеме условиям рыночной экономики. Однако, несмотря на определенные достижения, налоговую систему еще  долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые  изменения. Мы только-только вступили на тернистый путь создания усовершенствованной  налоговой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Проблемы налогообложения в РК и  пути их решения

3.1 Проблемы  налоговой системы РК 

      Наше  молодое суверенное государство  делает первые шаги в фискальной политики. От четкого осознания того, какой должна быть налоговая система зависит успех налогового законодательства государства. Налоговая система должна отвечать следующим требованиям:

1. Стабильность  налоговой системы;

2. Упорядоченность  механизма сбора налогов (что  упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);

3.  Льготирования  конечной продукции, а не факторов  производства (с предоставлением  льгот после подтверждения наличия  практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;

4. Субординация  местных и общегосударственных  налогов. (Разграничение сфер общегосударственных  и местных налогов исключительный  произвол в формировании ресурсов  всех уровней административной  иерархии, является гарантом их  самостоятельного самоуправления  развития);

5. Равенство  перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия  облегчит удовлетворение других  критериев удачной налоговой  политики, оно способствует упрощению  налогов и в это является  вкладом в их нейтральность);

6. Законодательное  право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна  показывать населению, сколько  стоят различные мероприятия  государства, которые совершаются  в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);

7. Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);

8. Нейтральность  системы налогообложения (Совершенно  нейтральная налоговая система  оставляет неизменными все стоимостные  или ценовые отношения имеющиеся  на эффективно действующем частном  рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А. Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства.

      Разработанная правительством Казахстана система  налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

      Нечеткость  механизма налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом  негативном смысле этого слова), уклонение  от налогов, коррупции и взяточничеству.

      В этой связи налоговая система  требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к  методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла  все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения  в первую очередь должна решить следующие  основные задачи:

  • устойчивость и сбалансированность государственного бюджета
  • формирование антиинфляционного механизма и обеспечения стабильности собственной валюты
  • обеспечение широко масштабных инвестиции
  • всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

      При современной сложившейся экономической  конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.

      Несмотря  на наличие многочисленных теорий, согласно которым налог есть продукт  договора между нацией (населением, гражданами в их совокупности) и  государством, т.е. согласованного волеизъявления двух сторон, совершенно очевидно, что  в юридическом смысле государство, устанавливая налог, не согласовывает  этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с представителями народа, имеются специальные оговорки о  том, что по налоговым законам референдум не проводится.

      Такой же порядок установлен и в Казахстане. Идею договорного характера налогов (хотя бы в смысле «общественного договора») не спасает, на наш взгляд, и конструкция, предложенная П.М. Годме, по мнению которого, согласие на установление налога дает парламент, являющийся представителем нации в целом.

      Безусловно, парламент, в силу его формирования, является тем местом, где голос  народа звучит громче всего. И неслучайно в большинстве демократических  стран законы о введении налогов  принимает именно он. Но парламент  – это не общественное формирование граждан, это государственный орган, т.е. часть государства. При этом необходимо иметь ввиду, что субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган (хотя, бесспорно, что правовой акт, устанавливающий налог, будет принят конкретным органом). Поэтому налог не является продуктом договора между, скажем, правительством и парламентом, хотя в реальной жизни именно правительство (с подачи финансового ведомства) может выступать с инициативой введения нового налога, а парламентарии, прислушиваясь к голосу своих избирателей, могут проголосовать против него.

      Но  в тоже время крайне необходимо упорядочить  и логически систематизировать  все виды налогов.

      При исчислении  доходов, облагаемых налогом, важно обеспечить политику ускоренной амортизации, так как   имеющееся  разрешение на увеличение амортизационных  отчислений по старым фондам в два  раза не решает проблемы восстановления действующего оборудования.

      Инфляция, обуславливающая опережающие темпы  роста цен по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.2 Пути  совершенствования системы налогообложения  РК 

      Совершенствование системы налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную  активизацию процессов инвестирования всех  видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка  ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного  хозяйства регулируемого типа.

      Необходимо  произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что  позволит предприятиям осуществить  грамотное акционирование и создать  хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным  будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.

      Пока  не преодолены кризисные явления  в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного  налога посредством банковского  обслуживания.

      Практика  функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации  процесса возникновения субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности, показало ее недостаточные эффективность и мобильность. За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов.

      В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой системы, ввести статью за уклонение от налогов, принять положение о статусе  налоговых инспекторов.    

      Например, налог на добавленную стоимость. В Республике Казахстан  он пришел на смену налога с оборота и  налога с продаж. При введении этого  налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета  добавленной стоимости, (какая часть  стоимости является добавленной: прибыль  или заработная плата, стоимость  сырья и т.д.).

      Во  всех развитых странах в понятие  добавленной стоимости входит все, что выше цены производства, которая  выступает как себестоимость  продукции плюс средняя прибыль.

      Исходя  из сложившейся на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие  основные задачи:

- устойчивость  и сбалансированность бюджета;

- формирование  антиинфляционного механизма и  обеспечение стабильности собственности,  валюты;

- обеспечение  широкомасштабных инвестиций;

- всемерное  стимулирование деловой активности  всех субъектов хозяйствования  независимо от форм собственности.

      Решение этих задач позволит достичь экономической  и социальной стабильности в Республике Казахстан.

      В межгосударственных двухсторонних  экономических связях часто возникает  проблема двойного налогообложения, затрагивающая  в первую очередь интересы тех  физических и юридических лиц, которые  получили доходы не только на территории своей страны, но и за рубежом. В  мировой практике для смягчения  двойного налогообложения налогоплательщику  часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое бремя. В частности в США налогоплательщику могут разрешить вычет выплаченных им за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы и могут их засчитать как налоговый кардит. Наряду с этим по условиям межгосударственных соглашений, доход, получаемый физическим или юридическим лицом за пределами США, может быть исключен из американского налогообложения (и наоборот, полученный в США доход иностранного налогоплательщика из налогообложения его страны).

Информация о работе История развития налогообложения