Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 13:21, реферат
Финансовая система на Руси начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства.
Основной источник доходов княжеской казны. Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I. Финансовая система нэпа.
24 января 1990 г. Постановлением Совета Министров СССР в системе союзного Министерства финансов была создана Государственная налоговая служба в составе Государственной налоговой инспекции Минфина СССР.
Финансовая система на Руси начала складываться с конца IХ в., с момента объединения Древнерусского государства.
Основным источником доходов княжеской казны была дань и сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог. Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князь или его дружины сами ездили за нею. Косвенные налоги существовали в виде различных торговых и судебных пошлин. Пошлина" мыт "взималась за провоз товаров через городские заставы," гостиная "- за право иметь склады," вес "и" мера "- за взвешивание товаров," вира "представляла собой штраф за убийство," продажа "-штраф за прочие преступления.
В годы татаро - монгольского ига основным налогом был" выход "- дань, которую русские князья платили Золотой Орде. Кроме этого, существовали такие повинности, как" ям "- обязанность поставлять подводы ордынским чиновникам и содержание посла Орды вместе с многочисленной свитой. Эти поборы лишали Русское государство возможности пополнять казну за счет прямых налогов, и главным источником внутренних доходов стали пошлины.
В 1480 г. Иван III прекратил уплату" выхода "и фактически заново начал создавать финансовую систему Руси. Главным прямым налогом стали данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Кроме того, существовали налоги ямские, пищальные (они шли на производство пушек), сборы на городовое и засечное дело и строительство засек - укреплений на южных границах Московского государства.
При Иване Грозном была введена стрелецкая подать на создание регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и мирных жителей, угнанных в полон.
Испокон века таможенные и винные пошлины служили весьма доходным средством пополнения казны. В середине ХVII в. для торговых людей была установлена единая пошлина - 10 денег (5 копеек с рубля оборота).
Стройная система управления финансами в государстве Российском отсутствовала довольно долго, а существующая была весьма сложна и запутанна. Большинство прямых налогов поступало в Приказ большого прихода, местные налоги находились в ведении территориальных приказов, царские Земли облагал налогом Приказ большого дворца, городские промыслы и Приказ большой казны, церковные и монастырские Земли и Казенный патриарший приказ. Кроме того, сбором налогов и пошлин занимались Печатный, Стрелецкий, Ямской и Посольский приказы.
Несколько упростить эту систему попытался царь Алексей Михайлович. В 1655 г. был создан Счетный приказ, ведающий сбором податей. Он занялся проверкой финансовой деятельности других приказов, анализом приходных и расходных книг, что позволило довольно точно определить бюджет Российского государства на тот период.
В 1680 г. его доходы составляли 1 203 367 руб., за счет прямых налогов получено 529 482, 5 руб. (44 %), за счет косвенных - 641 394, 6 руб. (53, 3 %). Оставшиеся 2, 7 % Дали чрезвычайные сборы и прочие доходы. Расходы составили 1 125 323 рубля. Теория налогообложения в те времена тоже отсутствовала, что нередко приводило к трагическим последствиям. Так, попытка поправить сложное финансовое положение государства за счет повышения косвенных налогов, в частности путем повышения в 1646 г. акциза на соль с 5 до 20 копеек за пуд, привела к народному недовольству и знаменитым соляным бунтам.
Финансовая и налоговая политика Российского государства начала складываться при Петре I. Его царствование нередко называют эпохой славных дел. Но многочисленные войны, большое строительство, крупномасштабные государственные преобразования были связаны с постоянной нехваткой финансовых ресурсов.
Для пополнения казны требовалось изыскать средства. Петр учредил особую должность прибыльщиков, в обязанность которых входило" сидеть и чинить государю прибыли ", то есть изобретать новые источники доходов. Плодом такого" налоготворчества "стали гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, ледокольный, знаменитый налог на усы и бороды, а также на церковные верования и раскольники - староверы были обязаны уплачивать двойную подать.
Но в то же время Петр старался по возможности обеспечить справедливость налогообложения и равномерное распределение налоговых тягот. Были снижены некоторые прошлые налоги, особенно для людей малоимущих, введена подушная подать, чтобы устранить злоупотребления при переписи дворов. Такая политика привела к росту доходов государства. В 1710 г. они составили 3 134 006 руб., в 1722 г. - 7 859 833 руб., в 1725 г. - 10 186 707 руб.
Во второй половине царствования Петра - Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и, по словам историка С. М. Соловьева," не сделало ни копейки долгу ". Финансовыми вопросами в те годы ведали камер - коллегия, штатс - контор - коллегия, ревизион - коллегия и коммерц - коллегия.
При Екатерине И они были преобразованы в экспедицию о государственных доходах, а в 1802 г. Александр I учредил Министерство финансов.
Политическая обстановка в Европе начала ХIХ в., война с Наполеоном потребовали от России значительных финансовых затрат. В 1809 г. расходы государственного бюджета в два раза превышали доходы. Тогда - то выдающимся государственным деятелем М. М. Сперанским и был разработан" план финансов - программа финансовых преобразований, включающая ряд неотложных мер по упорядочению доходов и расходов, не утратившая своей актуальности и поныне. Вот ее основные положения:
Расходы должны соответствовать доходам. Поэтому никакой новый расход не может быть назначен прежде, нежели будет найден соразмерный ему источник дохода. Расходы должны разделяться:
1) по ведомствам;
2) по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные, причем последние не должны допускаться вовсе;
3) по пространству - общие государственные, губернские, окружные и волостные. Никакой сбор не должен существовать без ведома Правительства, потому что Правительство должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;
4) по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные расходы. Для чрезвычайных расходов в запасе должны быть не деньги, а способы их получения;
5) по степени постоянства - стабильные и меняющиеся издержки ".
Первый крупный труд в области теории налогообложения -" Опыт теории налогов "Н. Тургенева появился в России в 1818 г,, а в 1845 г. в Казани вышла книга И. Горелова" Теория финансов ", посвященная общей теории налогообложения, монопольным доходам и государственному кредиту.
Отлаженная система финансовых поступлений, в которой преобладали прямые и косвенные налоги, политика правительства, направленная на поддержку отечественных производителей, отразившаяся в системе акцизов и таможенных пошлин, привели к тому, что накануне первой мировой войны Россия занимала достаточно прочное финансовое положение.
Значительную часть государственных доходов по - прежнему составляли налоги. Так, в бюджете на 1914 г., доходная часть которого была определена в размере 3522 млн. руб., а расходная - 3303 млн. руб., планировалось три подразделения налоговых поступлений: прямые налоги - 264, 5 млн. руб., косвенные около 710 млн. руб. и пошлины более 230 млн. руб. В косвенных налогах преобладали таможенные сборы (351, 9 млн. руб.), а также акцизы на сахар (150 млн. руб.), табачные изделия и спички (98, 4 млн. руб.).
Налоги обеспечивали стабильные доходы в казну при минимальных затратах в отличие, скажем, от железных дорог, которые приносили доход порядка 680 млн. руб., но в то же время требовали огромных средств на свое содержание.
Мировая война, в которую Россия вступила 1 сентября 1914 г., самым губительным образом сказалась на финансовом благополучии государства. Для покрытия военных расходов правительству пришлось повышать налоги и сборы, вводить новые акцизы, прибегать к внутренним и внешним займам. Резко возросла бумажно - денежная эмиссия, соответственно усилились темпы инфляции, покупательная способность рубля падала, уменьшался и золотой запас России, которым она обеспечивала внешние займы. Февральская революция только усугубила положение.
В условиях продолжающейся войны Временному правительству не удалось справиться с экономическими и финансовыми трудностями. Деньги продолжали стремительно обесцениваться, а цены расти.
Очередной финансовый спад наступил после Октября 1917 г. Основным источником доходов центральных органов Советской власти стала денежная эмиссия, а местные органы существовали за счет контрибуций. Ни то, ни другое налаживанию хозяйства не способствовало.
От полного краха государство спасло введение в 1921 году новой экономической политики (нэп), которая пришла на смену политике" военного коммунизма ". Были сняты запреты на частную торговлю, местный кустарный промысел. Продразверстку заменил продналог, появились иностранные концессии. Была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
Финансовая система нэпа отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России, но стремление государства поставить все под свой контроль делало идею" государственного капитализма "бесперспективной. Опыт 20 - х годов доказал, что только хозяйственная самостоятельность предприятий, их правовая обособленность от государственного аппарата управления дают возможность создать условия для формирования рынка капиталов и создания правильной системы налогообложения.
К сожалению, финансовая система Советского государства развивалась совсем в другом русле. На смену налогам пришли административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределение финансовых ресурсов через бюджет страны.
Предприятия лишались хозяйственной инициативы и не могли контролировать рынки сбыта своей продукции, изучать спрос населения. Все вопросы решались путем государственного планирования. Отчисления государству от прибыли предприятий составляли от 66 до 93 %. Налоговые выплаты подавляющего большинства граждан составляли положенные 13 % подоходного налога, которые бухгалтерии автоматически вычитали из их зарплаты, причем с минимальной зарплаты (70 рублей) налоги не взимались вовсе.
Повышенные ставки налогов существовали для небольшой категории высоко, по тем временам, оплачиваемых граждан v писателей, артистов, музыкантов, художников, спортсменов - чемпионов и лиц, имевших разрешение на частную практику: зубных врачей и техников, портных, парикмахеров, фотографов и др. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой - либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы. Это стало одной из важнейших причин финансового кризиса, который разразился в стране на рубеже 80 v 90 - х годов. Путь к выходу из этого кризиса был один - переход к рыночной экономике.
Новое направление экономического развития страны вызвало бурный рост числа предприятий различных форм собственности - кооперативов, индивидуальных частных предприятий, акционерных обществ и товариществ, совместных предприятий.
На территории России появились представительства известных зарубежных фирм и компаний. К 1991 г. в Москве уже насчитывалось 82 094 различных предприятий, в два раза больше, чем в 1990 - м. Тогда же, в начале 90 - х годов, начался обвальный рост" отпущенных "цен, невиданных темпов достигла инфляция.
После распада СССР и появления на месте бывших союзных республик новых суверенных государств стали разрушаться производственно - хозяйственные связи в некогда единых отраслевых комплексах. Это, в свою очередь, привело к повальному падению промышленного производства. Соответственно стали уменьшаться и доходы государства, которое лишилось прежней налаженной системы финансовых поступлений.
В новых экономических условиях гарантом стабильных поступлений в бюджет могла стать только отлаженная система налогообложения. Создание Государственной налоговой службы как контрольного органа, ведающего пополнением государственной казны, стало первоочередной задачей Правительства страны.
24 января 1990 г. Постановлением Совета Министров СССР в системе союзного Министерства финансов была создана Государственная налоговая служба в составе Государственной налоговой инспекции Минфина СССР, государственных налоговых инспекций министерств финансов союзных республик и государственных налоговых инспекций по автономным республикам, краям и областям, округам, городам, районам и районам в городах. В обязанности новой структуры входила регистрация всех налогоплательщиков, контроль за соблюдением налогового законодательства, взимание налогов и перечисление их в бюджет государства, сбор недоимок и штрафов с нарушивших налоговое законодательство предприятий. Положение осложнялось тем, что в стране, по сути дела, не было соответствующего налаженного, действующего законодательства.
Налоговая политика тоже только начинала формироваться, и в первые годы существования службы не раз менялись налоговые ставки, льготы, экономические санкции (налог на добавочную стоимость, акцизы, налог с оборота, продаж и др.).
1991 г. стал годом значительных политических перемен. 31 декабря 1991 г. Указом Президента России Б. Н. Ельцина утверждено Положение о Государственной налоговой службе Российской федерации, в соответствии с которым Государственная налоговая служба России перешла в подчинение Президента и Правительства.
С января 1992 г. начала действовать новая налоговая система, которая свидетельствовала о том, что государство взяло четкий курс на установление в стране рыночных отношений. В основу федеральных доходов был положен налог на добавочную стоимость, а также акцизы. К федеральным доходам отнесены налог на прибыль предприятий, подоходный налог, таможенные пошлины, экологические налоги, сбор за использование государственной символики и ряд других.
Информация о работе История развития налогообложения в России