Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 18:38, реферат
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных вре-мен. При этом налогообложение как элемент рыночной культуры присуще всем государст-венным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее не-отъемлемой части.
Введение……………………………………………………………………………………..3
1. Налоги в Древнем мире………………………………………………………………..……4
1.1 Этапы развития…………………………………………………………………...…....4
1.2 Развитие налогов в Древней Греции……………………………….…………………5
1.3 Развитие налогов в Древнем Риме………………………………………..………………..5
1.4 Развитие налогов в Древней Руси………………………………………….............................7
2. Налоги в средневековой Европе…………………………………….……………………10
3. Налоги в Средневековой России………………………………………………………….15
4. Налоги в современном мире………………………………………………………………17
4.1 Современный налог…………………………………………………..........................17
4.2 Виды налогов……………………………………………………….………………...17
4.3 Основные функции налогов……………………………………….…………….…..18
4.4 Налоговая нагрузка и влияние налогов на экономику……………..........................19
Заключение………………………………………………..…………………………….….21
Библиографический список…………………………………………….…………………23
После татаро-монгольского нашествия
основным налогом стал «выход», взимавшийся
сначала баскаками — уполномоченными
хана, а затем, когда удалось освободиться
от ханских чиновников, самими русскими
князьями. «Выход» взимался с каждой души
мужского пола и с головы скота. Каждый
удельный князь сам собирал дань в своем
уделе и передавал ее великому князю для
отправления в Орду. Но был и другой способ
взимания дани — откуп. Откупщиками выступали
чаше всего хорезмские или хивинские купцы.
Внося татарам единовременные суммы, они
затем обогащались сами, увеличивая налоговый
гнет на русские княжества. Сумма «выхода»
стала зависеть от соглашений великих
князей с ханами. Конфликт Дмитрия Донского
(1350—1389) с темником Мамаем (? — 1380) — фактическим
правителем Золотой Орды. По свидетельству
С.М. Соловьева, начался с того, что «Мамай
требовал от Димитрия Донского дани, какую
предки последнего платили ханам Узбеку
и Чанибеку, а Димитрий соглашался только
на такую дань, какая в последнее время
была условленна между ним самим и Мамаем;
нашествие Тохтамыша и задержание в Орде
сына велико-княжеского Василия заставили
потом Донского заплатить огромный выход...
брали по полтине с деревни, давали и золотом
в Орду. В завещании своем Димитрий Донской
упоминает о выходе в 1000 рублей» . А уже
при князе Василии Дмитриевиче (1371—1425)
упоминается «выход» сначала в 5000 руб.,
а затем в 7000 руб. Нижегородское княжество
платило в это же время дань в 1500 руб. Помимо
выхода или дани были и другие ордынские
тяготы. Например, ям — обязанность доставлять
подводы ордынским чиновникам. Сюда же
следует отнести содержание посла Орды
с огромной свитой.
Взимание прямых налогов в казну самого
Русского государства стало уже почти
невозможным. Главным источником внутренних
доходов были пошлины. Особенно крупными
источниками дохода явились торговые
сборы. Они существенно возрастали за
счет присоединения к Московскому княжеству
новых земель при князе Иване Калите (?-1340)
и его сыне Симеоне Гордом (1316-1353). Торговые
пошлины в то время обычно были таковы:
с воза пошлины — деньга, если кто поедет
без воза, верхом на лошади, но для торговли
— платить деньгу же, со струга (ладьи)
— алтын. Когда кто начнет торговать, берется
от рубля алтын. Упоминается в летописях
пошлина с серебряного литья, с клеймения
лошадей, гостиная, с соляных варниц, с
рыбных промыслов, сторожевая, медовая,
пошлина с браков и т.д. Сборщик пошлин
в XII в. в Киеве назывался "осьмеником".
Он взимал осмничее — сбор за право торговли.
С XIII в. на Руси входит в обиход название
«таможник» для главного сборщика торговых
пошлин. По всей видимости, это слово происходит
от монгольского «тамга» — деньги. У таможенника
имелся помощник, именовавшийся мытником.
В Западной Европе по мере развития государства увеличивались потребности в денежных ресурсах. Происходила концентрация власти, создавались регулярные королевские армии, возникала оплачиваемая государственная служба. В средние века налоги носили неопределенный и зачастую временный характер. Не существовало и податного аппарата. Когда королю нужны были деньги, то он обращался к сословиям и они сами раскладывали между собой необходимую сумму. В конечном виде налог превращался в поземельное, поимущественное или подушное обложение. При этом городская община, как правило, несла ответственность за уплату определенной суммы. Другой формой, перенятой еще от римлян, была система откупщиков. Существовало огромное количество разнообразных временных налогов. Например, сборы на содержание королевской свиты с жителей той провинции, где она в данный момент присутствовала. Налоги платились при рождении у короля ребенка, при возведении старшего сына короля — наследника престола в ранг рыцаря, при замужестве королевских дочерей и т.д.[4]
Главная тяжесть налогов ложилась обычно на людей, принадлежавших к третьему сословию, а именно сельских жителей и горожан недворянского происхождения. Хотя в некоторых странах деления на податные и неподатные сословия не было, и налоги вносили все, включая крупных землевладельцев — дворян и духовенство. Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI—XVII вв. в Европе. Но и это государство еще не имело теории налогов и достаточного аппарата чиновников для их регулярного сбора. Процветала, вызывая всеобщую ненависть населения, система откупов. В качестве основных налогов, практиковавшихся почти во всех странах, можно назвать поземельные налоги, налоги со строений, подушные (поголовные) налоги, акцизы, таможенные пошлины, коммунальные или местные налоги. Поземельный налог выступал в двух формах – в виде уже известной десятины и в виде налога на доход. Обычно определялся чистый доход с учетом издержек. Налог на доход мог устанавливаться фиксированным на несколько лет вперед по усредненным показателям или дифференцированным по годам в соответствии с реально полученным результатом. Нередко одновременно устанавливались обе формы налога: первая десятина шла в пользу церкви, вторая — государства. Поземельный налог взимался еще во Франкском государстве раннего средневековья. В государстве Меровингов данный налог, как правило, вносился деньгами, реже натурой. Налогоплательщиками являлись все владельцы земли, получающие с нее доход, а также владельцы домов в городских поселениях. Знатные франки и высшие сановники церкви нередко получали от короля привилегии не платить налогов, но само наличие освобождений свидетельствует о всеобщности обложения.
По мере становления государства в Англии все землевладельцы уплачивали налог в размере 10% от объявляемого ими самими дохода. Указанные сведения в отдельных случаях проверялись чиновниками. При этом имелся необлагаемый минимум в виде дохода до 60 фунтов стерлингов. Чистый доход для измерения величины налога применялся в германских государствах. В Пруссии земли были разделены на классы в зависимости от их качества и месторасположения. Землевладельцы дворяне платили налог 20 или 25% чистого дохода, духовенство — 40 или 45%. В Силезии духовенство вносило налог в размере 50% чистого дохода, с имений Тевтонского и Мальтийского орденов взималось 40%, дворяне платили 35,5%, простые люди — 25,5%. К поземельным налогам относились также подати с рудников. Одним из наиболее древних и распространенных является налог со строений. Налог «с дыма» существовал не только у древних славян. В Великобритании в средние века взималась подать со строений по количеству дымов, с каждого дыма по два шиллинга. Затем подать с дыма преобразовалась в подать с окна, что упростило контроль за ее сбором. Два шиллинга стали взимать с любого строения, но если оно имело более 10 окон, то налог увеличивался еще на 4 шиллинга, а с дома с 10-ю и более окнами—на 8 шиллингов. Впоследствии система модернизировалась. Был введен налог 3 шиллинга с дома и 2 пенса с каждого окна в этом доме, если их не больше 7. Для больших домов добавка постепенно увеличивалась с 2 пенсов до 2 шиллингов для строений, имеющих 25 и более окон.[6]
Подушный, или поголовный, налог несмотря на свои очевидные недостатки являлся одной из основных форм налогообложения еще со времен римского владычества в Европе. В государстве франков вносить подушную подать был обязан каждый, кто не владел землей или домом, т. е, не платил поземельного налога. Ею облагались и несовершеннолетние, за которых вносить подать был обязан глава семьи. Феодалы платили налог за зависимых от них крепостных. Освобождались от нее вдовы и сироты. Уплата подушной подати в данном случае свидетельствовала о низком общественном положении человека, об отсутствии у него имущества.
В Англии положение с поголовным налогом было совсем другое. Существовал он там с 1379 г. и изменялся в связи с общественным положением человека иначе. Например, в 1641 г. герцоги платили по 100 фунтов стерлингов, бароны — по 40 фунтов стерлингов, нетитулованные лица — от 5 шиллингов до 5 фунтов стерлингов. В Англии местное налогообложение стало развиваться с XVI в. на основе налога для бедных. Именно тогда королевским законодательством содержание неимущих было возложено на общины. Затем для каждой потребности вводился или новый налог, или надбавка к налогу на бедных. Постепенно появились дорожный налог, налог на содержание церквей, на устройство плотин, на очистку рек, на содержание стражи и освещения, на устройство публичных библиотек и музеев, на здравоохранение и т.д.
В конце XVII — начале XVIII вв. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и вводящее достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов. Из косвенных налогов особую роль играл акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т. е. освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было. Налоги на предметы потребления давали крупные доходы, но они ре в малой степени сдерживали развитие торговли. Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10—15% всех своих доходов. Тогда же началось теоретическое осмысление роли косвенных налогов в финансировании расходов государства. Французский экономист Ф. Демэзон писал в 1666 г., что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги…».
Английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости, обосновывал в своей работе «Трактат о налогах и сборах» преимущества косвенного налогообложения. Он доказывал: «Доводы в пользу акциза сводятся к следующему:
Во-первых, естественная справедливость требует, чтобы каждый платил в соответствии с тем, что он действительно потребляет. Вследствие этого такой налог вряд ли навязывается кому-либо насильно и его чрезвычайно легко платить тому, кто довольствуется предметами естественной необходимости.
Во-вторых, этот налог, если только он не сдается на откуп, а регулярно взимается, располагает к бережливости, что является единственным способом обогащения народа, как это ясно видно на примере голландцев и евреев и всех других, наживших большие состояния.
В-третьих, никто не уплачивает вдвое или дважды за одну и ту же вещь, поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза. Между тем мы часто наблюдаем, что в иных случаях люди уплачивают одновременно ренты со своих земель, со своих дымовых труб, со своих титулов, а также и пошлины (которые уплачиваются всеми людьми, хотя купцы более всего говорят о них). Они уплачивают также добровольные взносы и десятины. Между тем при акцизе никто не должен, собственно говоря, платить еще и другим способом и больше чем один раз.
В-четвертых, при этом способе обложения можно всегда иметь превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент. В силу всех этих причин при акцизе требуются не отдельные соглашения с семьями и не сдача всего налога на откуп, а собирание его особыми чиновниками, которые, будучи полностью заняты, не потребуют и четвертой части расходов, каких требует взимание наших теперешних многочисленных и многообразных налогов».
В те же годы (последняя треть XVIII в.) создавалась подлинно научная теория налогообложения. Ее основоположником с полным правом считается шотландский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). Кстати, именно он в опровержение известного высказывания Ф.Аквинского подчеркнул, что налоги для того, кто их выплачивает, — признак не рабства, а свободы. В 1776 г. вышла книга А.Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов». В ней автор писал следующее:
«Подданные государства должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т. е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа — все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица. Там, где этого нет, каждое лицо, облагаемое данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или включать для себя угрозой такого отягощая подарок или взятку. Неопределенность обложения развивает наглость и содействует подкупности того разряда людей, которые и без того не пользуются популярностью даже в том случае, если они не отличаются наглостью и подкупностью.[5]
Точная определенность того, что каждое
отдельное лицо обязано платить, в вопросе
налогового обложения представляется
делом столь большого значения,
что весьма значительная
степень неравномерности,
как это, по моему мнению, явствует
из опыта всех народов, составляет
гораздо меньшее зло, чем весьма
малая степень неопределенности.
Каждый налог должен взиматься
в то время или тем способом,
когда и как плательщику должно быть удобнее
всего платить
его. Каждый налог должен быть
так задуман и разработан, чтобы он брал
и удерживал из карманов народа возможно
меньше сверх
того, что он приносит государственному
казначейству. Налог может брать
или удерживать из карманов народа
гораздо больше того, что он приносит в
казну государства следующими путями:
во-первых, его собирание может
требовать большого числа
чиновников, жалованье которых
в состоянии поглощать большую часть той
суммы, какую приносит налог, и вымогательства
которых могут обременить народ дополнительным
налетом. Во-вторых, он может затруднять
приложение труда населения и препятствовать
ему заниматься теми промыслами, которые
дают средства к существованию и работу
множеству людей. Обязывая людей платить,
он может тем самым уменьшать или даже
уничтожать фонды, которые позволяли бы
им осуществлять эти платежи с большей
легкостью. В-третьих, конфискациями и
другими наказаниями, которым подвергаются
несчастные люди, пытающиеся уклониться
от уплаты налога, он часто разоряет
их и таким образом уничтожает ту выгоду,
которую общество могло бы получить от
приложения их капиталов».[7]