Инструменты налоговой политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 13:30, доклад

Описание работы

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, нало­говая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государ­ство использует при этом как прямые, так и косвенные ме­тоды использования налоговых инструментов.

Работа содержит 1 файл

инструменты налоговой политики.doc

— 47.00 Кб (Скачать)


1.2. Инструменты налоговой политики.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, нало­говая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государ­ство использует при этом как прямые, так и косвенные ме­тоды использования налоговых инструментов.

Характерным примером прямого воздействия на процес­сы регулирования и стимулирования является полное или частичное освобождение от налогов через использование на­логовых льгот или преференций. Полное освобождение от уплаты отдельных налогов, базой которых служит доход или прибыль, используется государствами, как правило, для раз­вития новых отраслей экономики или сфер деятельности, для стимулирования инвестиций в малоосвоенные или неблаго­приятные регионы страны. Подобные налоговые освобождения практикуются, в основном, сроком на три — пять лет. В рос­сийской налоговой практике в самом начале экономических реформ в первой половине 90-х годов предусматривалось пол­ное освобождение в течение двух лет от налога на прибыль совместных предприятий с иностранным капиталом, что спо­собствовало притоку в страну прямых иностранных инвести­ций. Значительно более длительный срок существует льгота малым предприятиям, которые освобождаются от налога на прибыль полностью в течение первых двух лет с момента организации и частично в течение двух последующих лет. Российское налоговое законодательство предусматривает и такую форму освобождения от налогов, как инвестиционный налоговый кредит, представляющий собой направление в те­чение определенного договором времени налогов не в бюджет, а на инвестиции данного конкретного налогоплательщика.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налого­вых льгот для определенной части предпринимательского до­хода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В ча­стности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги, как ускоренная амортиза­ция, уменьшенная по времени против общих правил, или диф­ференцированная налоговая ставка, отсрочка и рассрочка уп­латы налога, создание свободных от налогообложения различ­ных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансо­вых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечива­ется путем установления в общегосударственном законода­тельстве системы федеральных, региональных и местных налогов. Широкое применение во многих экономически развитых странах получила практика предоставления права регионам и муниципалитетам устанавливать надбавки к об­щефедеральным налогам.

Проведение государственной политики регулирования до­ходов через налоговый механизм обеспечивается с помощью таких инструментов, как налоговая ставка и налоговая льгота.

Важным средством осуществления политики государства в области регулирования доходов является налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денеж­ная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, государство может, не изменяя всего массива налогового за­конодательства, а лишь корректируя установленные ставки, осуществлять налоговое регулирование. Существенный эф­фект от проведения налоговой политики достигается за счет дифференциации налоговых ставок для некоторых категорий налогоплательщиков, в отдельных регионах, для отдельных отраслей и предприятий. Ставка налога обеспечивает мобиль­ность финансового законодательства, позволяет государству быстро и эффективно осуществить смену приоритетов в по­литике регулирования доходов.

Важная роль налоговой ставки для осуществления госу­дарственной политики состоит в возможности использования различного рода ставок налогов: пропорциональных, прогрессивных и регрессивных. Особенно существенное значение имеют прогрессивные и регрессивные ставки, с помощью ко­торых регулируется не только уровень доходов различных категорий налогоплательщиков, но и формирование доходов бюджетов различных уровней.

Благодаря налоговым ставкам централизованная единая налоговая система является достаточно гибкой, что обеспе­чивается систематическим уточнением ставок налогов и при­ведением налоговой политики в соответствие с имеющейся экономической конъюктурой.

Наряду с налоговой ставкой эффективным средством ре­ализации налоговой политики являются также налоговые льготы. Это связано с тем, что каждому физическому и юри­дическому лицу, отвечающему установленным требовани­ям, может быть предоставлено полное или частичное осво­бождение от налогообложения.

Проведению активной налоговой политики способствует также то, что законодательство устанавливает, как правило, многочисленные и разнообразные основания предоставле­ния налоговых льгот, связанные с видами и формами пред­принимательской деятельности. Налоговые льготы, приме­няемые в мировой практике налогообложения, трудно сис­тематизировать, поскольку они могут быть установлены в лю­бых случаях, когда имеется заинтересованность государства в развитии предпринимательской деятельности, и оно готово стимулировать или, наоборот, не стимулировать определен­ные отрасли экономики, регионы, виды предпринимательс­кой деятельности.

Предоставляя налогоплательщикам те или иные налого­вые льготы, государство, прежде всего, активизирует воз­действие налогового регулятора на различные экономичес­кие процессы. Формы и способы предоставления льгот в любом государстве постоянно изменяются. К наиболее ти­пичным используемым формам налоговых льгот следует от­нести: полное или частичное освобождение прибыли, дохода или другого объекта от налогообложения, перенос убытков, применение уменьшенной налоговой ставки, освобождение от налога (полное или частичное) определенного вида деятель­ности или дохода от такой деятельности, освобождение от налога отдельных социальных групп, отсрочка или рассрочка платежа и некоторые другие.

Наиболее распространенный объект налогового стимули­рования — инвестиционная деятельность. Во многих государ­ствах полностью или частично освобождается от налогообло­жения прибыль, направляемая на эти цели. Нередко для сти­мулирования инвестиционной активности освобождаются от НДС технологическое оборудование и запасные части к нему. В системе налогообложения ряда стран предусматривается со­здание специальных инвестиционных фондов, не облагаемых подоходным и некоторыми другими видами налогов.

С помощью налоговых льгот во многих странах поощряют­ся создание малых предприятий, привлечение иностранного капитала, научно-технические разработки, имеющие фунда­ментальное значение для дальнейшего развития экономики, экологические проекты, стимулируется создание новых высо­котехнологичных производств, способствующих выпуску кон­курентоспособной продукции для мирового рынка.

Отдельные налоговые льготы преследуют цель смягчения последствий экономических и финансовых кризисов-

Для поощрения концентрации капитала, обновления про­изводственных фондов, стимулирования внешнеэкономичес­кой деятельности государство использует такой вид налого­вой льготы, как отсрочку платежа или освобождение от уп­латы налога. Полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов на определенный период получило назва­ние «налоговых каникул».

При взимании налога на доходы или прибыль в ряде стран практикуется перенос убытков текущего года на прибыль либо доходы следующего года или следующих лет. В ряде стран осуществляется налогообложение консолидированных налогоплательщиков, что позволяет в рамках их баланса производить взаимозачет убытков и прибылей. Нередко используются налоговые скидки в виде возврата корпорациям налогов, ранее уплаченных государству, налоговые льготы первым покупателям новых выпусков акций компаний и др.

В ряде зарубежных стран предоставляются различные виды льгот в зависимости от формы собственности. Например, зачастую объекты, находящиеся в государственной собствен­ности, освобождаются от уплаты земельного налога, неред­ко устанавливается льготное обслуживание прибыли госу­дарственной корпорации и др. Иногда налоговые льготы устанавливаются в зависимости от гражданства с целью сти­мулирования иностранных инвестиций.

Резкий рост бюджетных расходов во многих странах со всей остротой поставил вопрос об упорядочении предостав­ления различных налоговых льгот. Это связано с тем, что установление широкого перечня налоговых льгот зачастую приводит к уменьшению налоговой базы, вследствие чего для сохранения необходимого государству уровня налого­вых поступлений оно прибегает к установлению более вы­соких налоговых ставок.

Кроме того, льготное регулирование нарушает основной принцип равенства обложения всех налогоплательщиков, независимо от вида их деятельности, и создает неравные условия для предприятий в различных сферах экономики-

Формирование налоговой базы также является серьез­ным инструментом налоговой политики государства, посколь­ку от этого зависит увеличение или уменьшение налоговых обязательств различных категорий налогоплательщиков. Это создает дополнительные стимулы или, наоборот, ограничения для расширения производства и инвестиционных проектов и соответствующего роста (снижения) экономического развития.

Система налогообложения большинства стран предусмат­ривает, в частности, различные формы формирования на­логовой базы, связанной с амортизационными отчислениями. Разрешение осуществлять ускоренную амортизацию, т. е. спи­сывать стоимость основного капитала не в соответствующих физическому износу нормах, а в увеличенном размере, приводит к искусственному завышению издержек производства и, соответственно, к снижению отражаемой на счетах прибы­ли, а значит и налоговых выплат. Законодательством отдель­ных стран разрешено, кроме того, списывать на амортизацию половину стоимости нового оборудования. Во многих странах осуществлен переход к использованию неравномерного мето­ла амортизационных списаний: в первый год-два списывается наибольшая часть стоимости, а по отдельным видам оборудо­вания производится единовременное списание стоимости в начале срока службы.

Налоговая политика государства, являясь отражением проводимой экономической политики, имеет все же отно­сительно самостоятельное значение. Мало того, от результатов проводимой налоговой политики в значительной сте­пени зависит и то, какие коррективы вынуждено вносить государство в свою экономическую политику.

Список литературы

1.     Евстигнеев Е. Н. Основы налогообложения и налогового права: Учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1999.

2.     Налоги и налоговое право. Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. – М.: Аналитика – Пресс, 1998.

3.     Налоги и налогообложение. 2-е изд./ Под. ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской – СПб: Питер, 2001. – 544 с.

4.     Налоги и налогообложение: Учебн. пособие для вузов/ И.Г. Русакова, В.В. Кашин, А.В. Толкушкин и др.; Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998. – 495 с.

5.     Налоги: Учеб. Пособие/Под. ред. Д.Г. Черника. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 544 с.: ил.

6.     Черник Д. Г., Починок А.П., Морозов В. П. Основы налоговой системы: Учебное пособие для вузов / Под ред. Д. Г. Черника. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.

7.     Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001.

8.     Соколинский В.М. Эволюция налоговой политики: опыт Германии // «Финансы», №10 2001г. стр. 60

 



Информация о работе Инструменты налоговой политики