Характеристика налоговой системы Белоруссии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 10:41, реферат

Описание работы

Беларуси действует двухуровневая система налогообложения, выделяются республиканские и местные налоги. Налоговая система Белоруссии включает 17 налогов и платежей, некоторые из них состоят из нескольких самостоятельных платежей. Наиболее важным из налогов является налог на добавленную стоимость, который формирует бюджет на 25% и основная ставка которого составляет 20% (также применяются ставки 0%, 10%, 18% и 24%). Годовая ставка налога на недвижимость для юридических лиц составляет 1%, а для физических лиц – 0,1%.

Работа содержит 1 файл

Беларуси действует двухуровневая система налогообложения.docx

— 32.69 Кб (Скачать)

2.11. Земельный  налог

 
     Земельные участки, предоставленные  в установленном порядке во владение, пользование или собственность, облагаются земельным налогом. Плательщиками указанного налога являются как юридические, так и физические лица. Ставки налога установлены в белорусских рублях за гектар. 
     

2.12. Чрезвычайный  налог и обязательные отчисления  в государственный фонд содействия  занятости

 
     Чрезвычайный налог и обязательные отчисления в государственный фонд содействия занятости исчисляются  единым платежом в размере 5 % от фонда  заработной платы. 
     

2.13. Экологический  налог

 
     Экологическим налогом облагаются: 
     - объемы добываемых из природной среды ресурсов; 
     - объемы выводимых в окружающую среду вы-бросов (сбросов) загрязняющих веществ; 
     - объемы переработанных нефти и нефтепродуктов. 
     

2.14. Налог  на приобретение автотранспортных  средств

 
     Налог на приобретение автотранспортных средств уплачивается в размере 5 % от стоимости транспорт-ных средств, приобретаемых в собственность путем купли, мены, лизинга, дарения, безвозмездной передачи и в качестве вклада в уставный фонд. 
     

2.15. Местные  налоги и сборы

 
     В 2001 году местные органы власти имеют  право вводить на территории соответствующих  административно-территориальных единиц следующие местные налоги и сборы: 
      
     1) сборы с пользователя (сборы за пользование стоянками и парковку в специально оборудованных местах, сбор за право торговли, сбор с владельцев собак, сбор за право использования местной символики, сбор на проведение аукционов, курортный сбор, рыболовный и охотничий сборы, сбор на строительство в курортной зоне); 
     2) налог на продажу товаров в розничной торговой сети, за исключением социально значимых товаров по перечню, устанавливаемому Совмином Республики Беларусь; 
     3) сборы за услуги (сбор за услуги гостиниц, кемпингов, мотелей, ресторанов, баров, кафе); 
     4) налог на рекламу; 
     5) целевые сборы (транспортный сбор на обновление и восстановление городского, пригородного пассажирского транспорта, автобусов междугородных сообщений и содержание ведомственного городского электрического транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города (района); 
     6) сборы за промысловую заготовку (закупку) дикорастущих растений (их частей), грибов, технического и лекарственного сырья растительного происхождения в целях их промышленной переработки или реализации. 
     Местные налоги и сборы уплачиваются за счет средств, остающихся в распоряжении юридических лиц, кроме налогов с продаж и сборов за услуги, уплачиваемых из выручки. 
     

2.16. Упрощенные  системы налогообложения

 
     В Республике Беларусь применяется  две упрощенные системы налогообложения. 
     Предприятия и предприниматели со среднемесячной численностью работников до 15 человек (включая лиц, работающих по договорам подряда или иным договорам гражданско-правового характера, а также работающих в их филиалах либо иных обособленных подразделениях) имеют право на применение упрощенной системы налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение указанной системы налогообложения, их ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг) не превышала 5000 минимальных заработных плат, установленных в данный период законодательством Республики Беларусь. 
     Вновь созданные предприятия с указанной численностью работников или вновь зарегистрированные предприниматели могут применять упрощенную систему налогообложения со дня своего создания (регистрации). 
     Субъекты хозяйствования, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают налог в размере 10 % валовой выручки, которая определяется как сумма средств от реализации продукции, товаров (работ, услуг), иного имущества и доходов от внереализационных операций. 
     Производители сельскохозяйственной продукции имеют право перейти на уплату единого налога в размере 5 % от валовой выручки.

2.17. Прочие  сборы

 
     Общегосударственными сборами являются целевые денежные и носящие разовый  характер взносы, полностью или частично поступающие в республиканский  бюджет. На сегодняшний день существует более 50 общегосударственных сборов, которые, как правило, устанавливаются  Совмином Республики Беларусь или Президентом  Республики Беларусь и детализируются нормативными правовыми актами республиканских  органов государственного управления. В зависимости от характера оказываемых  услуг все общегосударственные  сборы можно разделить на три  основных вида: регистрационные, лицензионные и сборы, взимаемые за отдельные  виды услуг. Плательщиками общегосударственных  сборов являются юридические лица (включая  предприятия с иностранными инвестициями и иностранные предприятия), их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, имеющие обособленный баланс и расчетный счет, индивидуальные предприниматели и физические лица (резиденты и нерезиденты Республики Беларусь). 
     Общегосударственные сборы взимаются в процентах от минимальной заработной платы или в минимальных заработных платах в национальной валюте Республики Беларусь. Часть общегосударственных сборов взимается в фиксированных суммах, которые систематически пересматриваются и приводятся в соответствие с размером минимальной заработной платы. В случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, общегосударственные сборы могут взиматься в свободно конвертируемой валюте или российских рублях. 
     Сроки уплаты, порядок исчисления, возврата, размер общегосударственных сборов и меры ответственности определяются соответствующим нормативным правовым актом, устанавливающим сбор. 
     В системе прочих доходов и сборов, взимаемых в бюджет Республики Беларусь, следует выделить регистрационные и лицензионные сборы. 
     Регистрационный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и физическими лицами за приобретение права на осуществление деятельности в Республике Беларусь. К регистрационным сборам относится также плата за регистрацию в уполномоченных на то государственных органах сделок, имущества либо документов, регистрация которых предусмотрена законодательством Республики Беларусь. 
     Лицензионный сбор - это сбор, уплачиваемый организациями и индивидуальными предпринимателями, получающими в уполномоченных на то государственных органах специальные разрешения (лицензии), предусмотренные законодательством Республики Беларусь, на осуществление лицензируемых видов деятельности. 
     В общей системе общегосударственных сборов следует также выделить сборы, взимаемые за отдельные виды услуг. В Республике Беларусь отсутствует единый нормативный правовой акт, систематизирующий данные сборы. Порядок взимания и зачисления, а также размеры сборов, взимаемых за отдельные виды услуг, в большинстве случаев устанавливаются Совмином Республики Беларусь.

                                                                 Заключение         

Как ясно видно  из приведенной характеристики налоговой  системы Республики Беларусь, существенную роль в ней играют косвенные налоги и сборы. Безусловно, проводимые в  Республике рыночные реформы, сопровождавшиеся первоначально спадом производства и высокой инфляцией, вы-двинули в качестве главной задачи бюджетно-налоговой политики повышение собираемости налогов. Подобная ситуация усилила фискальную направленность налоговой системы Республики и ее ориентацию на преимущественно косвенное налогообложение. 
     Из мирового опыта налогового регулирования известно о достаточно неоднозначном влиянии косвенных налогов на экономику. С одной стороны, косвенные налоги действительно являются одним из значимых ценообразующих факторов, что нередко оказывает негативное влияние на рыночную конъюнктуру. С другой стороны, нельзя не учитывать и достаточно позитивное влияние косвенного налогообложения на структуру потребления (например через механизм взимания акцизов по алкогольным изделиям). 
     Поэтому смещение приоритетов в структуре налогов не должно абсолютизироваться. Переход к увеличению доли прямых налогов и, в частности, подоходного налога с физических лиц, должен быть постепенным и продуманным и учитывать реальный уровень доходов субъектов хозяйствования и населения, а также перспективы его роста в течение достаточно продолжительного периода. 
     При этом следует иметь в виду, что из всей совокупности налогов и сборов, образующих налоговую систему Республики Беларусь, в качестве основных, зависящих от экономической деятельности налогоплательщиков, должны рассматриваться налоги на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость (имущество). Основанием для уплаты прочих налогов является либо соответствующая специфика деятельности, например, выпуск подакцизных товаров или ввоз таких товаров на территорию Республики Беларусь, либо совершение налогоплательщиком или в пользу налогоплательщика определенных действий (например уплата госпошлины). Некоторые налоги имеют четко выраженную стимулирующую направленность (например экологический налог как инструмент, побуждающий к рациональному использованию природных ресурсов). 
     В связи с этим основная цель проводимой в Республике Беларусь налоговой политики заключается как в сокращении количества налогов, так и в рационализации их структуры, стимулировании приоритетных направлений деятельности и инвестиционной активности за счет предоставления соответствующих налоговых льгот (скидок), оптимизации налоговой базы.

Информация о работе Характеристика налоговой системы Белоруссии