Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 02:17, доклад
Во второй половине прошлого века в ряде стран со сложившейся рыночной экономикой были проведены налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала, создание благоприятного инвестиционно–инновационного климата и стимулирование предпринимательской активности. Анализируя мировой опыт фискального реформирования в сфере налогообложения, можно выделить 2 общие закономерности:
Во второй половине прошлого века в ряде стран со сложившейся рыночной экономикой были проведены налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала, создание благоприятного инвестиционно–инновационного климата и стимулирование предпринимательской активности. Анализируя мировой опыт фискального реформирования в сфере налогообложения, можно выделить 2 общие закономерности:
В то же время появились и стали динамично развиваться такие направления фискального реформирования, как гармонизация налоговых систем и гармонизация налоговой политики. Тенденции гармонизации охватывали все стороны функционирования налогового механизма: основные показатели налоговых систем, налоговое право различных стран, проблемы международного двойного налогообложения и антиналогообложения, налогообложение инвестиционной деятельности, налоговое администрирование и т.д.[1]
Налоговое
законодательство РФ с момента его
принятия претерпело серьезные изменения
в направлении
Гармонизация представляет собой выработку общего курса государств в определенной сфере правоотношений на соответствующем этапе интегрированного взаимодействия. К основным принципам гармонизации относятся:
Данные принципы диктуют необходимость системного подхода к работе по гармонизации национальных налоговых законодательств. Процесс гармонизации осуществляется поэтапно. Можно выделить 5 основных этапов:
Таким образом, гармонизация налоговых систем представляет собой процесс приведения в соответствие и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств. Данный процесс охватывает унификацию налогов, взаимодействие и координацию налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в разные международные группы, например, Европейское экономическое сообщество (ЕС), которое является предметом данного исследования.
В
настоящее время налоговая
Структура налогообложения в странах ЕС характеризуется значительной степенью унификации: налоговые системы всех стран ЕС предполагают взимание таких налогов, как налог на прибыль организаций, подоходный налог с физических лиц, налог на добавленную стоимость, социальный налог. Такие элементы налогообложения, как порядок исчисления и уплаты налога, налоговые льготы, система контроля за налогоплательщиками со стороны налоговых органов и другие, – идентичны.
В
частности, в странах ЕС налог
на прибыль исчисляется за календарный
год либо за соответствующий финансовый
год, установленный в учредительных
документах компании. Объектом налогообложения
в большинстве стран считается
прибыль, полученная организацией от деятельности
по всему миру. Общим моментом в
порядке взимания налога на прибыль
в этих странах является также
наличие инвестиционных льгот, которые
представляются в виде права на ускоренную
амортизацию объектов основных средств;
возможности использования
В
то же время налоговые системы
стран ЕС имеют свои особенности,
а отсюда и трудности при осуществлении
процесса гармонизации. Так, в отличие
от всех остальных стран ЕС, налоговым
законодательством Франции
Специфичность
национального налогового регулирования
четко проявляется в отношении
социальных налогов и взносов. Например,
взнос на социальное обеспечение
подлежит уплате работниками по ставке
8% от полученной за трудовую деятельность
заработной платы. Уплата социальных налогов
работодателями предусматривается
исключительно в отношении
Кроме
этого, налоговые системы некоторых
стран ЕС включают в себя налог
на заработную плату, отсутствующий
в большинстве других стран, входящих
в ЕС. Как и взносы на социальное
страхование, налог на зарплату уплачивается
работодателями. Однако в отличие
от взносов на социальное страхование,
представляющих собой инструмент финансирования
программ социального обеспечения
и зачисляемых в
Как
уже отмечалось, в последние годы
большинство стран мира провели
реформы, направленные на снижение уровня
прямого налогообложения
Рост
интереса к проблемам налоговой
гармонизации обусловлен введением
в обращение единой валюты – евро.
Введение евро значительно снизило
риски и издержки, увеличило прозрачность
хозяйственных взаимоотношений
между компаниями стран, входящих в
зону евро. Также не вызывает сомнения
заинтересованность европейского бизнеса
в формировании единого подхода
к проблемам налогообложения
в рамках ЕС. Различные требования
к исчислению и уплате налогов
в странах ЕС приводят к увеличению
издержек хозяйствующих субъектов.
Отдельные различия в налоговых
системах в странах ЕС приводят к
международному двойному налогообложению
доходов европейских
Особо актуальными являются такие вопросы налоговой гармонизации, как налогообложение процентных платежей и роялти между ассоциациями, компаниями стран ЕС; налогообложение процентных доходов физических лиц – резидентов стран ЕС.
Перечисление роялти и процентных платежей представляет собой один из основных способов межфирменных расчетов между структурными подразделениями европейских корпораций. Однако при осуществлении данных расчетов компании сталкиваются с различными административными формальностями. Помимо этого, налогообложение процентов и роялти между странами ЕС достаточно далеко от состояния гармонизации. Об этом свидетельствует тот факт, что при перечислении данных платежей между контрагентами стран ЕС применяются сверхвысокие ставки налогообложения у источника выплаты, что обусловлено отсутствием согласованности об избежании двойного налогообложения. В проекте соответствующей директивы, которая должна была быть принятой еще в начале 2000 года, в отношении процентов и роялти предполагалось внедрить механизм освобождения от налогообложения у источника выплаты. Однако до настоящего времени продолжается согласование отдельных ее положений.
Важность другой актуальной проблемы – регулирование налогообложения процентных доходов физических лиц – резидентов стран ЕС – обусловлена возрастанием международной мобильности капитала и повышением возможностей для размещения денежных средств физических лиц на финансовых рынках других стран. Предложения, направленные на гармонизацию налогообложения процентных доходов физических лиц, первоначально были представлены в проекте директивы 1998 года об обеспечении эффективного минимального налогообложения доходов по сбережениям в форме процентных платежей, осуществляемых в пределах ЕС. Проект 1998 года распространялся на процентные выплаты физических лиц – резидентов стран ЕС, полученные ими из других стран ЕС. Основным элементом гармонизации налогообложения данных платежей должен был стать так называемый «механизм выбора», в рамках которого странам ЕС были предложены два альтернативных режима обеспечения «справедливого налогообложения процентных доходов». При этом каждая страна ЕС должна была сделать свой выбор в пользу одной из представленных альтернатив и внедрить ее в свою действующую налоговую систему. Первой альтернативой «механизма выбора» являлось введение гармонизированного 20%-ного налога на процентные доходы, перечисленные гражданам других стран ЕС. Данный налог подлежал удержанию платежным агентом физического лица (банком, проводимым операции по банковскому счету). В качестве второй альтернативы регулирования налогообложения процентных доходов было обозначено введение систем обязательного обмена информацией о суммах процентных доходов, перечисленных налоговым резидентам других стран ЕС компаниями соответствующей страны ЕС. Рассмотрение и обсуждение Проекта 1998 года выявило ряд возможных негативных последствий его внедрения в странах ЕС, в результате чего он был трансформирован в новый проект – директиву о процентных доходах, опубликованную в середине 2001 года. В рамках Проекта 2001 года произошла модернизация «механизма выбора», представленного в проекте 1998 года. Таким образом, в качестве окончательного направления гармонизации налогообложения процентных доходов физических лиц была выбрана альтернатива обмена информацией между налоговыми ведомствами стран ЕС.
В
целом решить проблему гармонизации
налогообложения процентных доходов
физических лиц в ЕС достаточно сложно.
С одной стороны, в условиях увеличения
мобильности капитала может произойти
дальнейшее неоправданное снижение
уровня налоговых доходов отдельных
стран. С другой стороны, излишнее государственное
регулирование налогообложения
процентных доходов может внести
дисбаланс в международное