Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 18:20, доклад
Г.н. впервые начала осуществляться в конце XIX - нач. XX в. при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики. В условиях углубления междунар. экономич. интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласовании налоговой политики и нац. налогового права разл. гос-в.
- (англ. tax harmonization) - систематизация и унификация налогов, координация налоговых систем и налоговой политики стран, входящих в международные региональные группировки и объединения.
Г.н. впервые начала осуществляться в конце XIX - нач. XX в. при создании таможенных союзов с целью проведения единой таможенной политики. В условиях углубления междунар. экономич. интеграции гармонизация основных показателей налоговых систем заключается в унификации структур и принципов налогообложения, общих направлений налоговых реформ, согласовании налоговой политики и нац. налогового права разл. гос-в.
Тенденции обусловлены; внешнеэкономич. интернационализацией контактов в разл. сферах деятельности на межгос. уровне, приведением внутреннего правового регулирования и экономич. отношений в соответствие с принципами и нормами междунар. экономич. права; внешнеполитич. обстоятельствами.
Г.н. способствует преодолению ряда отрицат. налоговых явлений: двойного налогообложения, ухода от налогов и др.
Г.н. означает полную унификацию всех налоговых систем, приведение к соответствию, взаимной соразмерности, слаженности налоговых систем разл. государств на основе междунар. договоров и межгос. соглашений. Несколько групп стран в мире стремятся к гармонизации фискальной политики.
Впервые положение об унификации нац. налоговых систем ряда европейских стран зафиксировано Римским договором от 25 мая 1957, что послужило началом создания Европейского Содружества, На первой стадии унификация налоговых систем осуществлялась только в границах Таможенного союза.
В дальнейшем, проводя единую финанс. политику, европейские гос-ва стали создавать условия для сближения налоговых систем. В 60-х гг. начали решаться проблемы междунар. двойного налогообложения, исключения возможностей уклонения от уплаты налогов и налоговой дискриминации нерезидентов в инвестиционной и торг. политике. В ходе этих преобразований сложилось мнение о необходимости создания тер. с единым налоговым режимом.
Для реализации этого процесса разработаны 3 принципа, обязательные для стран-членов ЕС: нац. налоговая политика не должна препятствовать свободе продвижения товаров; свободе передвижения лиц; не должна вступать в противоречие с направлениями политики в ЕС.
Исполнение этих принципов гарантируется правоприменительной деятельностью Европейского Суда. Гармонизация налоговых систем проявляется также в процессе согласования налогового законодательства стран - участниц ЕС. В начале 90-х гг. в рамках процесса гармонизации налоговых систем стран - участниц ЕС проводилась обязат. и последоват. унификация взимания косвенных налогов, В части., введено новое налоговое регулирование по НДС путем унификации принципов его исчисления и введения единых правил взимания при проведении экспортно-импортных операций, сближения уровней налоговых ставок.
Акцизы на нек-рые товары (чай, соль, сахар) были отменены, а на ост. товары установлены единые ставки. Гармонизация прямого налогообложения началась с 1987 - с принятия Советом Министров ЕС Директивы о взаимопомощи в области прямого налогообложения. В 1988 принята Директива о гармонизации правил определения налогооблагаемой прибыли. В 80-90-х гг. проводилась политика по установлению единых правил системы амортизационного списания, по установлению единых ставок при налогообложении дочерних компаний, возможности перехода родительских компаний на систему консолидированной отче
Государства - члены ОПЕК создали гармонизированную налоговую систему как согласованную систему платежей в гос. казну. Платежи взимаются с принадлежащих иностранному капиталу нефтяных месторождений натер, стран ОПЕК. Начатые с 50-х гг. процессы гармонизации привели к подписанию в 1973 соглашения (между Саудовской Аравией, Кувейтом, ОАЭ и Катаром) о 25%-ной доле участия поступлений в бюджет через систему согласованных концессий. Развивающиеся междунар. экономич. процессы активизируют интеграцию налоговых систем и в рамках АСЕАН. Расширение внешнеэкономич. сотрудничества требует согласования экономич. и финанс. политики, в т.ч. принципов налоговой политики стран - участниц СНГ.
Объясняется это высокой степенью интегрирован нос-ти и взаимосвязями всех хоз. секторов стран СНГ. Для минимизации действий, наносящих экономич. ущерб друг другу, проведения скоординированных экономич. реформ, направленных на создание рыночной экономики, в к-рой главными экономич. регуляторами являются налоги, пр-ва СНГ взяли на себя обязательства проводить согласованную налоговую политику на основе унификации принципов и правил налогообложения и применять единый перечень основных налогов в интересах всех гос-в, входящих в Содружество.
Поскольку одним из самых перспективных направлений реформирования налоговых систем является гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности, согласование налоговой политики стран СНГ направлено на обеспечение заинтересованности в инвестиционной, а также др. формах финансово-хоз. деятельности на их территории.
В соглашении стран - участниц СНГ зафиксировано обязательство координировать такие положения законодательства о налогах, как; правила определения субъектов и объектов налогообложения, порядок учета затрат на произ-во и реализацию продукции (по налогу на прибыль предприятий), принципы определения облагаемых доходов и не подлежащих налогообложению доходов (по подоходному налогу с физич. лиц); применение единой ставки НДС и унифицированного порядка его исчисления и уплаты.
По вопросам двойного налогообложения каждая из участвующих стран СНГ должна заключать новые соглашения между собой и с др. иностранными гос-вами и выполнять их самостоятельно. 15 мая 1992 в Ташкенте подписан Протокол об унификации подхода к заключению соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества.
Главы правительств стран - участниц СНГ договорились использовать между собой и с третьими странами типовое соглашение, к-рое определяет унифицир. подходы и условия при подготовке соотв. соглашений. Типовое соглашение, подписанное Советом Глав Правительств стран СНГ, имеет рекомендательный характер. Подписан также Договор о Таможенном союзе между рядом стран - участниц СНГ. (См. такжеЕвразийское Экономическое Сообщество.)