Формы, методы и виды налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 08:42, контрольная работа

Описание работы

Налоговой практикой и теорией описаны четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Общеизвестно, что для многих граждан украсть из казны – не значит украсть. Долее того, в любом государстве имеют место факты коррупции в высших эшелонах власти, использования государственных средств на личные потребности. Поэтому налогоплательщики не чувствуют моральной ответственности за уход от налогообложения.

Содержание

Введение

1. Понятие и основные виды налогового контроля.

2. Формы, методы и виды налогового контроля
3. Организация налогового контроля.

Заключение

Литература

Работа содержит 1 файл

налоги контр.doc

— 113.50 Кб (Скачать)

     Универсальные общеправовые принципы11, пронизывая всю правовую систему России, естественно присущи налоговому праву в целом и правовому институту налогового контроля, в частности. Такими общеправовыми принципами, характерными для налогового контроля являются12:

     1.Принцип законности

     2.Принцип  юридического равенства

     3.Принцип  соблюдения прав человека и  гражданина

     4.Принцип  гласности

     5.Принцип  ответственности

     6.Принцип  защиты прав

     Кроме общеправовых принципов налоговому контролю присущи следующие принципы контроля13.

     1.Принцип независимости

     -в  настоящее время налоговые органы  РФ представляют собой организованную  государством единую централизованную  систему контрольных органов,  объединенную в самостоятельное  федеральное министерство, призванную  реализовывать интересы государства в сфере налогообложения и независимую от каких-либо организаций или физических лиц.

     2.Принцип  планомерности

     -подразумевает,  что любая контрольная деятельность, для которой характерно ее  постадийное осуществление, всегда  должна быть тщательно подготовлена, а конкретные действия по проведению контроля должны быть соотнесены с временными рамками их осуществления.

     3.Принцип  регулярности (систематичности) контроля

     -согласно  данному принципу, контрольная деятельность  носит цикличный характер, и отдельные ее действия повторяются через определенные промежутки времени.

     Принцип регулярности действительно очень  ярко проявляется при проведении налогового контроля. Более того, в  определенных случаях законодательно установлены периоды времени  для проведения мероприятий налогового контроля.

     4.Принцип  объективности и достоверности

     -данный  принцип предполагает, что решение  руководителя уполномоченного органа  должно соответствовать фактически  существующим обстоятельствам, выявленным  в ходе проведения мероприятий  налогового контроля, и содержать вывод о соответствии или несоответствии налоговому законодательству совершенных налогоплательщиком деяний.

     5.Принцип  документального оформления результатов  контроля

     -надлежащее  оформление документов налогового  контроля создает основу для последующей реализации налоговыми органами своих полномочий по применению мер ответственности к виновным лицам за совершение ими налоговых или административных правонарушений.

     6.Принцип  взаимодействия и обмена информацией  с другими государственными органами

     -в  настоящее время принцип взаимодействия  налоговых органов с другими  уполномоченными органами, такими  как органы налоговой полиции,  государственные внебюджетные фонды,  органы федерального казначейства, таможенные органы и другие (ст. 82 НК РФ), заключается не столько в передаче сведений о совершении нарушений, сколько в аккумулировании в налоговых органах информации о налогоплательщиках, налоговых агентах, банках и других обязанных лицах, необходимой для осуществления налоговыми органами своих функций.

     Рассмотренные выше общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности не исчерпывают  систему принципов налогового контроля, поскольку специфику сферы налогообложения  отражают специально-правовые принципы налогового права, которые оказывают доминирующее влияние на содержание налогового контроля. Научное обоснование системы специально-правовых принципов налогообложения, а также их закрепление в Налоговом кодексе РФ приводят к возможности установления следующих принципов налогового контроля в дополнение к уже рассмотренным выше.14

     1.Принцип  всеобщности налогового контроля

     -предполагается, что ни одна организация или  физическое лицо не могут быть  освобождены налоговыми органами  от проведения в отношении  них мероприятий налогового контроля, начиная с проведения учета юридических и физических лиц.

     2.Принцип  единства налогового контроля

     - предполагает единообразное осуществление  налогового контроля на всей  территории РФ, существование единого  реестра налогоплательщиков на  территории РФ, единства форм, методов и порядка проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России.

     3.Принцип  территориальности налогового контроля

     -выражается  в том, что в большинстве  случаев взаимоотношения налогоплательщика  по поводу осуществления мероприятий  налогового контроля возникают именно с тем налоговым органом, в котором он состоит на учете.

     4.Принцип  ограничения сферы налогового  контроля только вопросами исполнения  обязанностей лиц, предусмотренных  налоговым законодательством

     -действующее  в настоящее время законодательство предоставляет налоговым органам полномочия по осуществлению контроля не только в сфере налоговых отношений, но и в сфере административно-правовых и валютных отношений. Соответственно, налоговый контроль следует отличать от административно-правового или валютного контроля, возможность проведения которого предусмотрена законодательством.

     5.Презумпция  добросовестности налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков  сборов и иных обязанных лиц

     -при  проведении контрольных мероприятий  налоговые органы должны исходить  из презумпции добросовестности  проверяемого ими лица и надлежащего  исполнения им своих обязанностей. Согласно ст. 3 НК РФ, в случае  наличия противоречий или неясности  налогового законодательства все сомнения, касающиеся оценки действий налогоплательщика, должны толковаться в его пользу.

     6.Принцип  соблюдения налоговой тайны

     -налоговое  законодательство устанавливает  требование соблюдения специального  режима доступа к сведениям  о налогоплательщике, полученным должностными лицами уполномоченных контрольных органов. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, определенных в ст. 102 НК РФ. Налоговая тайна не подлежит разглашению должностными лицами уполномоченных органов, привлекаемыми специалистами, экспертами, переводчиками за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

     7.Принцип  возмещения ущерба, причиненного  в результате неправомерных действий  при проведении налогового контроля

     -при  проведении налогового контроля  не допускается причинение ущерба  проверяемой организации или  физическому лицу (ст. 103 НК РФ). Убытки, причиненные неправомерными действиями  налоговых органов или их должностных  лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход)(ст. 35 и 103 НК РФ).

     Другими самостоятельными источниками налогового права являются постановления и  распоряжения Правительства РФ по налогам  и другим обязательным платежам. Их содержание в большинстве случаев связано с определением налоговых ставок или налоговых льгот.

     Местные подзаконные акты по вопросам налогообложения  издаются представительными органами краев и областей, а также городов  и районов. Их юрисдикция определяется Законом «Об основах налоговой системы» и Законом «О местном самоуправлении».

     Учитывая  вышесказанное, можно сказать, что  базовыми документами, регулирующими  работу налоговых инспекций по контролю за соблюдением налогового законодательства является  Указ Президента РФ «О государственной налоговой службе РФ», Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», Указ Президента «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей». 

 

     

     Заключение

     В периоды экономического спада, когда  правительство вынуждено регламентировать рынок, усиливается уклонение от налогов. Это связано с тем, что  создание регламентированного рынка  неизбежно сопровождается созданием  параллельного, незаконного и неуправляемого рынка. Сделки, совершаемые на нем, естественно, ускользают от налогообложения. Каков же выход из этого порочного круга? Уход от налогов – процесс неизбежный, но размеры его управляемые. Снизить вероятность роста числа налоговых уклонистов можно за счет уменьшения налогового бремени, создания налоговых преференций для отечественных товаропроизводителей, выпускающих конкурентоспособную продукцию. Бюджетные потери следует компенсировать за счет, во-первых, резкого снижения непроизводственных государственных расходов, а во-вторых, ужесточения мер ответственности за преднамеренное укрывательство доходов, перемещение их на заграничные банковские счета.

     Бесконтрольное  расширение свободы международного движения капиталов также способствует уходу от налогов. Налоговый контроль чаще всего ограничивается рамками национальной территории, особенно в периоды кризисов или при смене экономического курса. Он оказывается безоружным перед транснациональными компаниями, совместными предприятиями. Это создает благоприятные условия для технического ухода от налогов.

     Налоговая практика различает два основных способа борьбы с налоговыми правонарушениями: предупреждение (превентивные методы) и наказание (репрессивные методы). Важным условием для уменьшения числа  правонарушений является расширение сферы превентивного налогового контроля. Комплекс предупредительных мер включает оказание консультационно-методической помощи налогоплательщикам, своевременное освещение изменений налогового законодательства в открытой печати, публикации о наиболее типичных и злостных нарушениях налогового законодательства и обзоров арбитражной и судебной практики.

     Действующая система мер ответственности  за нарушение законодательных положений  по исчислению и уплате налогов в  бюджет предусмотрена статьей 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Особо крупные нарушения налоговых законов влекут за собой применение соответствующих статей Уголовного кодекса.

 

     

     Литература

  1. Балакина А.П., Бобоев М. Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н.  Налоги и налогообложение в государствах- участниках евразийского экономического сообщества. Учебное пособие. М., 2005
  2. Бобоев М.Р., Мамбеталиев Н.Т., Тютюрюков Н.Н.  налоги и налогообложение в СНГ, М., 2004
  3. Грачева Е. Ю., Соколова Э. Д. Финансовое право: Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2001. – 384 с.
  4. Комарова Т. Л. Органы налоговой службы в механизме российского государства: Учебное пособие. СПб.: Изд. Юридического института. 2000.
  5. Налоговое расследование: Экспериментальный учебник для юридических и экономических вузов и факультетов/Под общ. Ред. Ю. Ф. Кваши. М.: Юристъ, 2000.
  6. Налоговый контроль: налоговые проверки и производство по фактам налоговых правонарушений: Учебно-практическое пособие / Под общей ред. Ю.В. Кваши. М.: Юрист, 2001.
  7. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. С-Пб.: Питер, 2002.
  8. Титова Г. Налоговые проверки как форма налогового контроля //"Финансовая газета". № 14. 1999.

Информация о работе Формы, методы и виды налогового контроля