Анализ основных видов налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2011 в 13:22, курсовая работа

Описание работы

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Содержание

Вступление…………………………………………………………..3

Сущность налогов………………………………………………….4

Виды налогов……………………………………………………….8

Принципы налогообложения.…………………………………...10

Анализ основных видов налогов………………………….…….14

Функции налогов...………………………………………….……21

Налоговая система России………………………………………24

Заключение……………………………………….………..………27

Список использованной литературы……………….………….28

Работа содержит 1 файл

Налоги и их функции.doc

— 373.50 Кб (Скачать)

    Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и др.

    К республиканским налогам относится  налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.

    К местным налогам относится налог  на недвижимое имущество граждан, налог  на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.

 

Принципы  налогообложения 

    Налогообложение относится к числу давно известных  способов регулирования доходов  и источников пополнения государственных средств. Еще А. Смит сформулировал четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны и сегодня:

    1. Подданные государства должны, по  возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, как им они пользуются под покровительством государства...

    2. Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

    3. Каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его...

    4. Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.

    Как видно,  А. Смит исходил из следующих  принципов налогообложения:

    равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога;

    определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

    простата  и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

    не  отягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.

    В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов:

    1) "кадастровый" -  (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

    Примером  такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.

    2) на основе декларации

    Декларация - документ,  в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата  налога производится после получения  дохода. Примером может служить налог на прибыль.

    3) у источника

    Этот  налог вносится лицом, выплачивающим  доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

    Например, подоходный налог с физических лиц.  Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.

    Исследую  связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.

    Это положение можно проиллюстрировать графически:

    

      
 
 
 
 
 

      

    На  кривой Лаффера отмечают следующие критические точки: 

  • ставка  налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
  • ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)

    При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать:

    r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

    Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a),  T(b)<T(a), поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

    Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается  в следующем: если экономика находится  справа от точки А (например в точке  В), то уменьшение уровня налогообложения  до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.

    Трудно  рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные,  психологические и культурные факторы. Американцы, например,  считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75% , в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности  в США после налоговой реформы 1986 года  в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.

    Высшая  ставка налога должна находиться в  пределах  50 - 70% налога.

    Исследования  А. Лаффера теоретически доказали: чем  богаче граждане, тем богаче государство.

 

Анализ  основных видов налогов

 

    Подоходные  налоги.

    Практика  подоходного налогообложения различает валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.

    Таким образом,

               Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты

    При подоходном налогообложении чрезвычайно  важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.

    В подоходном налогообложении различают  подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

    Подоходный  налог с населения относится  к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом.

    Действующие системы личного подоходного  налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График  в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45  градусов.  

 
 

 

    Налог на добавленную стоимость.

    НДС представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

      НДС является косвенным налогом,  т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), который оплачивается конечным потребителем.

    В соответствии с законом РФ “ О налоге на добавленную стоимость” плательщиками НДС являются:

    1) предприятия и организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству РФ, статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями;

    2) полные товарищества, реализующие  товары от своего имени;

    3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские хозяйства;

    4) филиалы, отделения и другие  особенные подразделения предприятий, находящиеся на территории России;

    5) международные объединения и  иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.

    В настоящее время установлены  следующие льготы по НДС. От налога освобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества, арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию и ссудам; операции по обращению валюты и ценных бумаг; продажа почтовых марок, открыток, конвертов; выдача, получение и уступка патентов, авторских прав, лицензий; услуги в сфере народного образования; научно-исследовательские работы; платные медицинские услуги для населения; обороты казино; ритуальные услуги; продукция собственного производства.

    Система НДС предполагает 2 способа освобождения от налога:

    1. Товары обладают правом вычета  сумм налога, уплачиваемых поставщиком, принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисляемым по собственной реализации, либо возмещается налоговым инспекциям на основе представленных счетов.

    А)                                  цена реализации товара

    

Информация о работе Анализ основных видов налогов