При
прекращении малым предприятием
деятельности, в связи с которой
ему предоставлялись налоговые
льготы, до истечения пятилетнего
срока со дня его регистрации
сумма налога на прибыль подлежит
внесению в федеральный бюджет РФ
в полном размере за весь период
функционирования данного предприятия.
В
соответствии с Законом РСФСР "Об
инвестиционном налоговом кредите"
от 20 декабря 1991г. малый бизнес получил
особую целевую налоговую льготу
- инвестиционный налоговый кредит.
Это отсрочка платежа налоговых сумм,
предоставляемая органами государственной
власти или налоговыми службами. Отсрочка
может быть получена малым предприятием
по налогу на прибыль (или налогу на имущество
предприятий) в размере 10% от цен от закупленного
и введенного в действие оборудования,
используемого для замены ранее купленного
импортного оборудования для НИР, защиты
окружающей среды от загрязнения отходами,
а также от цен оборудования, предназначенного
для создания рабочих мест инвалидов.
При этом общая сумма налогового кредита
и других налоговых льгот, предоставленных
предприятию, не должна уменьшать суммы
налога на прибыль, фактически полученную
в календарном году, более чем на 50%.
Для
получения налогового кредита малое
предприятие заключает с налоговыми
органами соглашение, в котором устанавливаются
цель использования, сумма, срок погашения
и др. Возврат кредита начинает
осуществляться через два года с
учетом индекса инфляций, при этом
общий срок погашения - пять лет.
Кроме
предприятий с ограниченной численностью
инвестиционный налоговый кредит предоставляется
приватизированным предприятиям, получившим
кредит для выкупа имущества товариществом.
Малые
предприятия наряду с применением
на общих основаниях метода ускоренной
амортизации имеют право списывать
дополнительно до 50% стоимости основных
фондов со сроком службы свыше трех
лет. В случае прекращения деятельности
предприятия до истечения одного
года сумма дополнительно списанного
износа подлежит восстановлению за счет
прибыли.
Налоговые
льготы четвертой группы предоставляются
определенным категориям плательщиков.
Не подлежат налогообложению прибыли:
- религиозных
объединений и предприятий, находящихся
в их собственности;
- общественных
организаций инвалидов и находящихся
в их собственности учреждений, предприятий,
а также предприятий, учреждений, организаций,
в которых инвалиды составляют не менее
50% от общего числа работников, при условии
использования не менее половины полученной
прибыли на социальные нужды инвалидов;
- предприятий,
находящихся в регионах, пострадавших
от радиоактивного загрязнения;
- предприятий
с иностранными инвестициями, занятых
в сфере материального производства, в
течение первых двух лет с момента получения
ими балансовой прибыли;
- музеев, библиотек,
государственных театров, а с 1 января
1994 г. - домов культуры, цирков, зоопарков;
- предприятий
от оказания услуг по размещению государственных
ценных бумаг;
- организаций
Пенсионного фонда РФ, полученные от капитализации
временно свободных средств этих организаций
и направленные на мероприятия по социальной
защите населения;
- банков и
кредитных учреждений, полученные от представления
целевых кредитов на срок три года и более
предприятиям любых организационно-правовых
форм, используемых на капитальные вложения
по развитию их собственной производственной
базы.
Органы
государственной власти субъектов
Федерации помимо указанных льгот
имеют право устанавливать для
отдельных категорий плательщиков
дополнительные льготы в пределах сумм
налоговых платежей, направляемых в
бюджет. Запрещается предоставлять
льготы, носящие индивидуальный характер.
Под отдельными категориями плательщиков
понимается совокупность предприятий,
расположенных на территории района,
города, области, по видам деятельности
или отраслевому признаку.
По
предприятиям, получившим в предшествующем
году убыток, освобождается от уплаты
налога часть прибыли, направленная
на его покрытие в течение последующих
5 лет, при условии полного использования
на эти цели средств резервного и
других фондов предприятия.
При
большом разнообразии налоговых
льгот законодательством предусмотрены
ограничения для всех плательщиков.
Общая сумма льгот на прибыль
не может уменьшать фактическую
сумму прибыли, исчисленную без
учета налоговых льгот, не более
чем на 50%.
3.2.Способы
минимизации платежей
по налогу на
прибыль
В
Российской Федерации субъекты предпринимательской
деятельности обладают правом защищать
свои имущественные права любыми,
не запрещенными законом способами.
Поскольку налог - это, по сути, изъятие
в доход государства определенной части
имущества налогоплательщика, следовательно,
налогоплательщик вправе избрать вариант
уплаты налогов, позволяющий ему сохранять
свое имущество, путем минимизирования
налоговых потерь.
Оптимизация
налогообложения предполагает минимизацию
налоговых потерь и недопущение штрафных
санкций. Отметим, что сегодня большинство
предлагаемых на рынке схем оптимизации
налогов, изначально направлены только
на минимизацию налогов и, следовательно,
могут рассматриваться как уклонение
от уплаты налогов. Однако использовать
схемы минимизации налогов в условиях
жесткой конкуренции вынуждены даже добросовестные
налогоплательщики, иначе они просто разорятся.
Целью оптимизации
должно быть не снижение налогов, а увеличение
доходов субъекта предпринимательской
деятельности после уплаты налоговых
платежей. Ведь минимизация одних налогов
может привести к увеличению других, а
впоследствии - к штрафным санкциям со
стороны налоговых органов. Иначе говоря,
штрафные санкции могут превысить планируемый
эффект от минимизации налогов.
Объясняется
это просто. Как известно все налоги условно
можно разделить на следующие группы:
1. Налоги, находящиеся "внутри себестоимости"
(например, единый социальный налог, далее
- ЕСН).
Снижение этой
группы налогов, ведет к снижению себестоимости
продукции, что в свою очередь ведет к
увеличению прибыли организации, и соответственно
увеличивает налоговые платежи в бюджет
по налогу на прибыль. В результате эффект
от снижения этой группы налогов очень
незначителен.
2. Налоги, находящиеся "вне себестоимости"
(например, налог на добавленную стоимость,
далее - НДС).
Для этой группы
налогов важно добиться уменьшения разницы,
подлежащей уплате в бюджет. Напомним,
что порядок исчисления и уплаты налога
на добавленную стоимость, установленный
главой 21 Налогового кодекса Российской
Федерации, предполагает, что сумма НДС,
подлежащая уплате в бюджет, определяется
как разница между суммой начисленного
налога и суммой налоговых вычетов, то
есть метод зачета. В связи с чем, для этой
группы налогов оптимизация заключается
в выборе контрагентов, с которыми работает
субъект хозяйственной деятельности.
Ведь если метод исчисления НДС, предполагает
метод зачета, то становится очевидным,
что организации при приобретении товаров
(работ, услуг), имущественных прав не выгодно
работать с партнерами, не являющимися
плательщиками указанного налога.
3. Налоги, находящиеся "над себестоимостью"
(например, налог на прибыль).
Чтобы миниминизировать
налоговые платежи по данной категории
налогов налогоплательщик должен стремится
либо к снижению налогооблагаемой базы,
либо к уменьшению ставки налога. Причем
добиться уменьшения налогооблагаемой
базы по налогу на прибыль можно путем
увеличения налогов, сидящих "внутри
себестоимости".
"Налоговое планирование
- набор мер и выбор способа бухгалтерского
учета, направленного на законное снижение
налогового бремени предприятия. Налоговое
планирование включает: мониторинг законодательства,
создание новых организационно-правовых
структур, переоценку основных средств
и т.п.".
Так если величина налоговой нагрузки
на субъект хозяйственной деятельности
составляет более половины расходов организации,
то естественно, что такая организация
не сможет обойтись без привлечения специалистов
финансового менеджмента, причем контроль
над исчислением и уплатой налогов должен
осуществляться на уровне руководителя
организации. Для этих целей необходимо
создать в организации специальное подразделение
- отдел налогового планирования.
Налоговое
планирование - это совокупность законных
целенаправленных действий налогоплательщика,
связанных с использованием им определенных
приемов и способов, а также всех законодательно
предоставленных льгот и освобождений
с целью уменьшения налоговых обязательств.
Целью налогового
планирования является при абсолютном
соблюдении закона уплата налогоплательщиком
минимально возможной суммы налогов в
максимально возможный срок.
Налоговое
планирование в организации основывается
на трех подходах к минимизации налоговых
платежей:
- использование
льгот при уплате налогов;
- разработка учетной
политики;
- контроль над сроками
уплаты налогов. Налоговое планирование,
направленное на уменьшение налогового
бремени на организацию, можно разделить
на:
- перспективное;
- текущее.
При
перспективном налоговом планировании
используют такие приемы и методы,
которые уменьшают налоговые
обязательства налогоплательщика
в течение длительного времени
или в течение всей деятельности.
При таком планировании налогоплательщик
делает выбор наиболее выгодного, с
точки зрения налогообложения, места
расположения организации, выбор организационно-правовой
формы организации.
Все принципиальные
для субъекта предпринимательской деятельности
моменты, такие как цели и задачи направления
деятельности, организационно-правовая
форма и форма собственности, место расположения
и так далее, напрямую связаны с налогообложением.
Выбор того или иного варианта влечет
за собой различные налоговые последствия.
Иными словами, порядок налогообложения
хозяйствующего субъекта зависит от того,
как будет создана организация, какие
формы и направления своей деятельности
она выберет, а в конечном итоге, от этого
зависят и финансовые результаты деятельности
и, конечно, перспективы дальнейшего развития
хозяйствующего субъекта.
При перспективном
налоговом планировании устанавливаются
основные элементы налоговой учетной
политики хозяйствующего субъекта, на
основе которых строятся принципы ведения
налогового учета хозяйствующего субъекта
на ряд лет, что в итоге влияет на размер
налоговых платежей.
При текущем налоговом
планировании используют методы, позволяющие
налогоплательщику уменьшать налоговые
обязательства в течение ограниченного
периода времени или в конкретной ситуации.
Формирование оптимальной учетной политики
является одним из основных элементов
текущего налогового планирования и оказывает
непосредственное влияние на финансовое
положение организации.
При текущем налоговом планировании предпринимается
специальная активность, направленная
на регулирование уровня налоговой нагрузки.
Для этого все подлежащие к уплате налоги
группируют по каким-либо признакам. Затем
внутри группы налогов анализируется
состав налоговых баз по каждому налогу,
в том числе налоговые льготы и эффективность
их применения. На основе проведенного
анализа выбирается оптимальный вариант
ведения налогового и бухгалтерского
учета.
Затем на основе расчета налоговых баз
составляются конкретные планы налоговых
платежей, то есть налоговый календарь.
При составлении налогового календаря
указываются конкретные даты уплаты суммы
налогов. Также при текущем планировании
контролируется своевременность уплаты
налогов в бюджеты всех уровней и внебюджетные
фонды, поскольку нарушение сроков перечислений
влечет за собой штрафные санкции.
И, наконец, по данным разработанного плана
по истечении периода, на который он составлялся,
проводится оценка его эффективности.
Проводится анализ, а по его результатам
принимаются решения о необходимости
корректировки действующей системы налогового
планирования.
Налоговое
планирование влияет на формирование
финансовых результатов деятельности
организации. Оно считается составной
частью системы финансового управления
в организации, ведь в совокупности результаты
обеспечивают условия для извлечения
максимальной прибыли, повышения эффективности
функционирования организации. А стремление
к максимизации конечного финансового
результата предпринимательской деятельности
хозяйствующего субъекта включает в себя,
в том числе, задачу планирования размера
налоговых платежей государству.
Нужно отметить,
что сегодняшнее налоговое законодательство
дает возможность снизить бремя налоговой
нагрузки, причем совершено законно. Анализируя
налоговое, бухгалтерское и гражданское
законодательство Российской Федерации,
можно с уверенностью сказать, что фактически
для этих целей законодатель предусмотрел
общие и специальные способы снижения
налогов, которыми вправе воспользоваться
налогоплательщик.
К общим способам можно отнести, такие
способы, как:
- формирование
налоговой политики. У налогоплательщика
есть возможность самостоятельного выбора
того или иного варианта учета доходов,
имущества или расходов;
- самостоятельное
формирование системы договорных отношений.
Например, использование посреднических
договоров вместо договоров купли-продажи,
или заключение с сотрудниками (зарегистрированными
в качестве индивидуальных предпринимателей)
договоров гражданско-правового характера
вместо трудового договора;
- максимальное
использование льгот, установленных налоговым
законодательством. К специальным методам
можно отнести:
- способ замены
отношений между сторонами; Напомним,
что субъекты хозяйственной деятельности
вправе самостоятельно выбирать формы
и условия сделки, партнеров и так далее.
Поэтому, заключая какой либо договор,
предварительно его следует проанализировать
в плане налоговых последствий. Естественно,
что предпочтение следует отдать тому,
который наиболее эффективен с точки зрения
уплаты налогов. Правда при этом, не следует
забывать о том, что использование этого
приема основано именно на замене прав
и обязанностей сторон договора, а не на
формальном изменении названия договора.
- способ разделения
отношений; В основе данного приема лежит
метод замены, однако заменяется не полностью
вся хозяйственная операция, а лишь ее
часть. В качестве примера можно привести
договор, предметом которого является
выполнение работ по реконструкции здания.
Если реконструкцию здания разделить
на две составляющих: собственно на реконструкцию
и капитальный ремонт, то налогоплательщик
получит возможность включить в себестоимость
продукции часть осуществленных затрат,
и как следствие, уменьшит налоговую базу
по налогу на прибыль.
- использование
отсрочки по уплате налогов; Ярким примером
может служить применение кассового метода
по налогу на прибыль. До 1 января 2006 года
применение этого приема было возможно
и по налогу на добавленную стоимость.
Напомним, что метод по мере получения
денежных средств (отмененный с 1 января
2006 года) позволял уплачивать указанный
налог в более поздний срок, только после
получения оплаты от контрагента.
- способ сокращения
объекта налогообложения. Отметим, что
этот способ практически не имеет недостатков.
Если нет объекта налогообложения (доходов,
имущества и так далее), то, естественно,
что и не возникает обязанности по уплате
налога. Но, целью создания организации
является именно получение прибыли, а
не сокращение налоговых платежей, поэтому
освободиться полностью от всех объектов
налогообложения субъект хозяйственной
деятельности не может. Отметим, что этот
способ особенно характерен для минимизации
налога на имущество. Для сокращения налоговой
базы по указанному налогу налогоплательщик
использует инвентаризацию, переоценку
и др. Однако при этом следует помнить,
что сокращение объектов налогообложения
не должно негативно сказываться на хозяйственной
деятельности субъекта. |
|
3.3.Направления
совершенствования
налогообложения
прибыли организаций
Совершенствование
налога на прибыль организаций
1.
Изменения, внесенные в Налоговый
кодекс Российской Федерации
в 2008 году, предусматривали следующее:
-
начиная с 1 января 2009 года ставка
налога на прибыль организаций
снижена с 24 процентов до 20 процентов;
-
в четвертом квартале 2008 года, вопреки
общему правилу и не дожидаясь
начала нового налогового периода,
налогоплательщики получили право
перейти на уплату налога по
фактически полученной прибыли
и отказаться, таким образом, от
уплаты авансовых платежей, рассчитанных
исходя из достигнутого уровня
прибыли за предыдущий отчетный
период (9 месяцев);
-
в период с 1 сентября 2008 г. по
31 декабря 2009 г. предельная величина
процентов по долговым обязательствам,
которая может быть учтена
в расходах для целей налогообложения
прибыли, установлена в размере
ставки рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации, увеличенной
в 1,5 раза, - при оформлении долгового
обязательства в рублях и равной
22 процентам - по долговым обязательствам
в иностранной валюте (ранее по
долговым обязательствам в рублях
она равнялась ставке рефинансирования
Центрального банка Российской
Федерации, увеличенной в 1,1 раза, а по
обязательствам в иностранной валюте
- 15 процентам);
2.
Изменения, внесенные в Кодекс
в 2008 году, позволили увеличить
объем относимых на расходы
при налогообложении прибыли
экономически обоснованных затрат
организации по обучению, лечению,
пенсионному обеспечению работников.
Начиная
с 2009 года, взносы по договорам добровольного
личного страхования, предусматривающим
оплату страховщиками медицинских
расходов застрахованных работников,
включаются в состав расходов в размере,
не превышающем 6 процентов от суммы
расходов на оплату труда вместо 3 процентов
по ранее действовавшему законодательству.
С
2009 года расширены условия для
принятия в расходы, уменьшающие
налоговую базу по налогу на прибыль
организаций, затрат налогоплательщика
на обучение по основным и дополнительным
профессиональным образовательным
программам, профессиональную подготовку
и переподготовку работников, а также
физических лиц, не являющихся сотрудниками
организаций - налогоплательщиков, заключивших
с ними договор, предусматривающий
обязанность такого физического
лица отработать у налогоплательщика
по трудовому договору не менее одного
года. Соответствующая оплата обучения
также не будет включаться в базу
для налогообложения налогом
на доходы физических лиц и единым
социальным налогом.
В
части пенсионного обеспечения
следует отметить, что с 2009 года в
состав расходов включаются суммы дополнительных
взносов работодателей, уплачиваемых
в соответствии с Федеральным
законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ "О
дополнительных страховых взносах
на накопительную часть трудовой
пенсии и государственной поддержке
формирования пенсионных накоплений".
Начиная
с 2009 года реализована возможность
учета при определении налоговой
базы по налогу на прибыль организаций
расходов на возмещение затрат работников
по уплате процентов по займам (кредитам)
на приобретение и (или) строительство
жилого помещения. Данная мера носит
временный характер (действует до
1 января 2012 года), при этом сумма
таких расходов не должна превышать
3 процентов от суммы расходов на
оплату труда (соответствующая оплата
также не подлежит налогообложению
налогом на доходы физических лиц
и единым социальным налогом).
3.
В последние годы был принят
ряд мер, направленных на стимулирование
расходов организации на научные
исследования и (или) опытно-конструкторские
разработки. В качестве дополнительной
меры с 2009 года установлена
возможность использования повышающего
коэффициента (1,5) в целях ускоренного
учета текущих затрат на научные
исследования и разработки. Вместе
с тем, одобренный Правительством
Российской Федерации перечень
соответствующих научных исследований
и опытно-конструкторских разработок
потребует уточнения с точки
зрения возможности его администрирования
налоговыми органами.
4.
В целях повышения эффективности
освоения природных ресурсов
уточнен порядок ведения налогового
учета соответствующих расходов,
что предоставляет налогоплательщикам
возможность учитывать соответствующие
расходы в ускоренном порядке.
В частности, начиная с 2009 года,
расходы на приобретение лицензий
на право пользования недрами
могут учитываться при определении
налоговой базы по налогу на
прибыль организаций в составе
прочих расходов, связанных с
производством и реализацией,
в течение 2 лет. При этом
в рамках нового порядка налогового
учета таких расходов понесенные
в прошлом расходы организаций
на указанные цели, не учтенные
на начало 2009 года при определении
налоговой базы по налогу на
прибыль, могут быть отнесены
на расходы в течение 2 лет
(2009 и 2010 годов).
5.
В рамках совершенствования амортизационной
политики, начиная с 2009 года, концептуально
пересмотрен подход к начислению
амортизации в налоговых целях.
Кодексом для налогоплательщиков
налога на прибыль организаций
предусмотрена возможность отказа
от пообъектного начисления амортизации
и переход к начислению амортизации
методом убывающего остатка по
укрупненным амортизационным группам
(пулам). При применении нелинейного
метода начисления амортизации
налогоплательщики получили возможность
относить на расходы до 50 процентов
первоначальной стоимости амортизируемого
имущества в первую четверть
срока его полезного использования.
При этом у налогоплательщиков
сохраняется право выбора одного
из двух методов начисления
амортизации.
Одновременно
для основных средств, относящихся
к 3 - 7 амортизационным группам, величина
так называемой "амортизационной
премии" (то есть, возможности относить
на расходы текущего периода до начала
начисления амортизации определенную
долю расходов на приобретение или
создание основных средств) была увеличена
с 10 процентов до 30 процентов. Таким
образом, при комбинации нелинейного
метода начисления амортизации и
амортизационной премии по 3 - 7 амортизационным
группам налогоплательщики получили
возможность относить на расходы
основную часть стоимости приобретаемых
основных средств, что является существенной
льготой, оправданной во многих случаях
в условиях высокой инфляции и
отсутствия переоценки основных средств
в целях начисления амортизации.
Заключение
Рассмотрев
историю возникновения и функции налога
на прибыль можно сказать, что данный налог
является незаменимым в современной системе
финансов, являясь крупнейшим источником
доходов бюджетов. Он охватывает не только
различные категории налогоплательщиков,
но и устанавливает для каждой их них свои
особенности обложения: в применении налоговых
ставок, льгот, сроков уплаты и т.д.
Таким образом,
налог на прибыль является весьма эффективным
инструментом воздействия на финансовое
положение предприятий, повышающим (либо
наоборот снижающим) их заинтересованность
в развитии производства.
Однако нынешняя налоговая
система является очень гибкой. Вносимые
в курс экономической реформы уточнения
и дополнения неизбежно отражаются на
необходимости корректировки отдельных
элементов системы налогообложения. Не
является исключением и нормативная база
по налогу на прибыль. Меняются ставки
налогов, объекты налогообложения, отменяются
одни льготы и вводятся новые, уточняются
источники уплаты налогов. Многочисленные
изменения и дополнения вносятся в инструктивный
и методический материал по налогам. Все
это резко увеличивает поток информации
по налогообложению, за которым сложно
уследить, но необходимо своевременно
получить.
Налоги как очень
мощное орудие могут сыграть свою роль
в стабилизации экономики и финансов,
но только в случае целенаправленного
и грамотного использования.
Список
использованной литературы
- Налоговый
кодекс Российской Федерации часть
1 от 31 июля 1998г № 164-Фз и часть 2 от
5 августа 2007г. № 117-ФЗ (с изм. и доп.
на 1 января 2008 г.). – 2007.
- Налоговый
кодекс Российской Федерации. Глава 25.
- Александров,
И.М. Налоги и налогообложение: Учебник.
– 4-е изд. перераб. и доп. / И.М. Александров.
– М: Дашков и Ко, 2009.
- Караваева,
И.В. Чего ждать от налога на прибыль? //
Финансы./ И.В. Караваева. – 2008.
- Черник, Д.Г.,
Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой
системы. / Д.Г. Черник, А.П. Починок. – М.:
Юнити, 2009.