Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 18:36, доклад
Акциз – вид косвенного налога, преимущественно на предметы массового потребления, а также услуги. Включается в цену товаров или тарифы на услуги. В настоящий момент акцизы выполняют в большей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления товаров, сколько к пополнению бюджета.
В настоящее время в соответствии с инструкцией «О порядке применения установленных ставок акцизов на бензин (кроме авиационного) и дизельное топливо, реализуемые юридическими и физическими лицами в розничной торговле» № 308 от 06.04.2000 года и Постановлением Правительства Республики Казахстан № 138 от 28.01.2000 года ставки акцизов на бензин (кроме авиационного) и дизельное топливо, реализуемые в розничной торговле, установлены за одну метрическую тонну:
Реализация бензина и дизельного топлива в розничной торговле проводится в литрах.
Перевод литров в тонны осуществляется с использованием показателя плотности, зависящего от температуры, при которой производятся замеры. Установить фиксированные коэффициенты плотности для перевода литров бензина и дизельного топлива в тонны невозможно, так как они зависят от температуры окружающей среды, во время которой производятся замеры и поэтому, всегда будут иметь разное значение.
Основными показателями при определении вида нефтепродуктов являются пределы выкипания, октановые числа, цетановое число и содержание серы. В практике плотность бензина и дизельного топлива должна определяться прибором для измерения плотности – ареометром. Проверяющие качество и плотность бензина и дизельного топлива должны иметь в наличии графики зависимости плотности от температуры, следовательно, еще и должен иметься градусник для замера температуры окружающей среды. Поэтому на практике в целях налогообложения применяется усредненный показатель плотности бензина и дизельного топлива для расчета суммы акциза, который составляет:
Исходя из этого,
объемы реализованного в розницу
бензина и дизельного топлива переводятся
из литров в тонны с использованием усредненного
показателя плотности по следующим формулам:
По бензину М тонн = Vлитрах х 0,730 кг/литр:
1000;
По дизельному топливу М тонн = V литрах
х 0,769 кг/литр: 1000;
где М тонн – объем реализованного бензина
и дизельного топлива в тоннах;
V литр – объем реализованного бензина
и дизельного топлива в литрах.
1 тонна бензина = 1000 кг: 0,730 кг/литр = 1370
литров
1 тонна дизельного топлива = 1000 кг: 0,769 кг/литр = 1300 литров
Для исчисления
суммы акциза и включения его
в цену реализации бензина и дизельного
топлива, реализуемых в розничной торговле,
необходимо применять расчетные ставки
акциза на 1 литр, определяемые как отношение
установленных ставок акциза за одну метрическую
тонну нефтепродуктов в литрах.
Расчетные ставки акцизов составят:
V По бензину: 500 тг: 1370л = 0,37 тенге/литр
V По дизельному топливу: 60 тг:1300л = 0,005 тенге/литр.
Например, на предприятии за период с 1 по 10-е число месяца было реализовано.
Так как в декларации по акцизу при исчислении сумм акцизов налоговой базой является тонна, то необходимо общую сумму реализованного бензина и дизельного топлива перевести в тонны и умножить на ставку.
Сумма акциза за первую декаду составит:
Всем предприятиям, объединениям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим розничную реализацию бензина и дизельного топлива, необходимо встать на учет в территориальном налоговом комитете как плательщикам акциза, зарегистрировать объект налогообложения путем подачи заявления формы 012.00.
После подачи вышеназванного заявления налоговый комитет производит регистрацию объектов налогообложения в течение двух рабочих дней и выдает «Регистрационную карточку учета объектов налогообложения (связанных с налогообложением) по оптовой и розничной торговле бензином (кроме авиационного), дизельным топливом» Ежемесячно, не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, необходимо представлять декларацию по акцизу (форма № 400.00 с приложением № 400.05).
Уплату акциза
юридические и физические лица осуществляют
в налоговый комитет по месту регистрации
головной организации (физического лица)
не позднее, чем на десятый день после
дня, в течение которого произведена реализация
нефтепродуктов. Кодексом «О налогах и
других обязательных платежах в бюджет»
установлены следующие сроки уплаты акциза:
1) на тринадцатый день месяца по операциям,
совершенным в течение первых десяти дней
налогового периода;
2) на двадцать третий день месяца по операциям,
совершенным в течение вторых десяти дней
налогового периода;
3) на третий день месяца, следующего за
отчетным месяцем, по операциям, совершенным
за оставшиеся дни налогового периода.
Раздел
II
Блиц-опрос
Кто является плательщиком акцизов?
Плательщиками акцизов являются физические и юридические лица, которые производят подакцизные товары или осуществляют подакцизные виды деятельности на территории Республики Казахстан, импортируют подакцизные товары на таможенную территорию Республики Казахстан.
Подакцизные товары - все виды спирта,
алкогольная продукция, пиво с объемным
содержанием этилового спирта не более
0,5 процентов, табачные изделия, бензин
(за исключением авиационного), дизельное
топливо, легковые автомобили (кроме автомобилей
с ручным управлением, специально предназначенных
для инвалидов), сырая нефть, газовый конденсат.
Что является объектом обложения акцизом?
Операции,
осуществляемые плательщиком акциза с
произведенными и (или) добытыми, и (или)
розлитыми им подакцизными товарами: реализация
и передача на переработку на давальческой
основе подакцизных товаров, взнос в уставный
капитал, использование подакцизных товаров
при натуральной оплате, отгрузка подакцизных
товаров, осуществляемая товаропроизводителем
своим структурным подразделениям, использование
товаропроизводителями произведенных
и (или) добытых, и (или) розлитых подакцизных
товаров для собственных производственных
нужд, оптовая реализация бензина (за исключением
авиационного) и дизельного топлива, реализация
конфискованных и (или) бесхозяйных, перешедших
по праву наследования к государству и
безвозмездно переданных в собственность
государству подакцизных товаров, порча,
утрата подакцизных товаров, акцизных
марок.
Как определяется налоговая база ставки акциза?
Ставки
акцизов устанавливаются в
Ставки акцизов на алкогольную продукцию утверждаются в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи либо в зависимости от объемного содержания в ней безводного (стопроцентного) спирта.
На все
виды спирта и виноматериал ставки
акциза дифференцируются в зависимости
от целей дальнейшего
На спирт
и виноматериал, реализуемые для
производства алкогольной продукции,
ставка акциза может быть установлена
ниже базовой ставки, устанавливаемой
на спирт и виноматериал, реализуемые
лицам, не использующим их для производства
алкогольной продукции.
Каков порядок исчисления акциза?
Исчисление
суммы акциза производится путем
применения установленной ставки акциза
к налоговой базе согласно ст. 280
НК РК.
Какие сроки уплаты акцизов? Акциз на подакцизные товары подлежит перечислению в бюджет не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом.
По подакцизным товарам, произведенным из давальческих сырья и материалов, акциз уплачивается в день передачи продукции заказчику или лицу, указанному заказчиком.
При передаче сырой нефти, газового конденсата, добытых на территории Республики Казахстан, на промышленную переработку акциз уплачивается в день их передачи.
Акциз на
подакцизные товары, установленные в подпункте
2) статьи 279 настоящего Кодекса, за исключением
виноматериала и пива, уплачивается до
получения учетно-контрольных марок.
Какой установлен налоговый период?
Календарный
месяц.
Когда подается налоговая декларация?
По окончании
каждого налогового периода налогоплательщик
обязан представить в налоговые
органы по месту своей регистрации
декларацию по акцизу не позднее 15 числа
второго месяца, следующего за налоговым
периодом.
Заключение
Изучив тему «Акцизы» я получила определенные знания по данному разделу и узнала, что ставки акцизов утверждаются Правительством Республики Казахстан и устанавливаются в процентах (адвалорные) к стоимости товара и (или) в абсолютной сумме на единицу измерения (твердые) в натуральном выражении.
Фактически,
акцизное налогообложение носит регрессивный
характер, когда налогообложение равным
образом ложится как на обеспеченные,
так и на бедные слои населения. Изначально
задуманные как социально направленные
налоги, акцизы на данный момент выполняют
асоциальные функции, еще больше увеличивая
разрыв между беднейшими и состоятельными
слоями общества. Как и
любой косвенный налог, акцизы перекладываются
на беднейшую часть населения и то, что
более 20 % налоговых поступлений в бюджет
составляют акцизы – это очень тревожный
знак. Именно косвенные налоги оказывают
значительный сдерживающий эффект на
экономику, что еще более опасно в условиях
затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает,
что государство не умеет собирать прямые
налоги.
Фискальная функция, выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов настолько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько это приводит к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин – один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Законодательная база в сфере акцизов еще не достаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия. Исправление этого невозможно, так как в свою очередь зависит от множества политических факторов. Это позволяет предположить, что в ближайшие год-два в этом направлении ничего в положительную сторону не изменится.