Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:26, курсовая работа
В экономической литературе развитых капиталистических стран вопросы акцизного налогообложения занимают значительное место, что дает основания полагать, что вопрос этот сложен, притом, что исследования в этой области востребованы обществом в высокой степени.
Целью данной работы является анализ сложившейся ситуации в области акцизного налогообложения в Российской Федерации. Наиболее логичной структурой данного анализа, по моему мнению, была бы структура, изложенная в содержании.
Постановлением Правительства РФ от 12.07.96 N 800 утвержден Порядок возмещения из федерального бюджета сумм акциза на спирт этиловый, вырабатываемый из всех видов сырья, за исключением пищевого, и использованный на производство не облагаемой акцизами продукции.
По подакцизным товарам (за исключением спирта этилового, вырабатываемого из всех видов сырья, кроме пищевого), не реализуемым на сторону и используемым организациями для производства товаров, не облагаемых акцизами, начисление сумм акцизов по соответствующим ставкам производится в момент передачи в производство этих товаров для изготовления неподакцизных товаров отнесением (списанием) суммы акцизов на себестоимость неподакцизной продукции.
По спирту этиловому, вырабатываемому из пищевого сырья, не реализуемому на сторону и используемому организацией для производства денатурированного спирта, не облагаемого акцизом, акцизы при передаче его в производство для изготовления денатурированного спирта не начисляются и не уплачиваются.
Сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу засчитывается этим налогоплательщикам в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок.
Организациям, производящим подакцизные товары, которые в дальнейшем вывезены за пределы Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), налоговыми органами может быть предоставлена отсрочка по уплате акцизов по отгруженным подакцизным товарам при условии предоставления ими гарантий уполномоченных банков в том, что при непредставлении организацией в налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки документов, подтверждающих факт вывоза таких товаров, с этих банков по истечении указанных 90 дней в безакцептном порядке взыскивается застрахованная сумма акцизов.
Акцизы уплачиваются в бюджет в следующие сроки:
не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам (за исключением природного газа), реализованным с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;
не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем, - по подакцизным товарам (за исключением природного газа), реализованным с 16-го по последнее число отчетного месяца.
Акцизы по природному газу уплачиваются в бюджет исходя из фактической реализации не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Акцизы на нефть, включая газовый конденсат, зачисляются на раздел 1030313, а на газ – на 1030312 в соответствии с новой бюджетной классификацией и вносятся плательщиками в следующие сроки:
Организациями и предприятиями
со среднемесячными платежами
13-го числа текущего месяца - за первую декаду;
23-го числа текущего месяца - за вторую декаду;
3-го числа следующего за
Организациями и предприятиями со среднемесячными платежами от 10 до 100 тыс. рублей - исходя из фактической реализации продукции за истекший календарный месяц в срок не позднее 20-го числа следующего месяца.
Организациями и предприятиями
со среднемесячными платежами
Акциз на нефть, включая газовый конденсат, экспортируемую с таможенной территории Российской Федерации, уплачивается до истечения 30 дней со дня оформления коносамента, приемо-сдаточного акта или железнодорожной накладной.
Плательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения месячные или квартальные расчеты по акцизам в сроки, установленные для их уплаты, по форме согласно Приложению N 3 Инструкции ГНС от 1 ноября 1995 №40 «О порядке уплаты акцизов не нефть, включая газовый конденсат и природный газ».
По товарам, подлежащим обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца, плательщики вносят авансовый платеж в размере, установленном Правительством Российской Федерации. При этом сумма авансового платежа засчитывается при окончательном расчете суммы акциза, определяемого исходя из облагаемого оборота.
Плательщики представляют налоговым органам по месту своего нахождения налоговый расчет (декларацию) по установленной форме не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Моментом реализации подакцизных товаров, за исключением природного газа, нефти и газового конденсата, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров, включая произведенные из давальческого сырья.
В таком же порядке определяется дата (момент) реализации при натуральной оплате труда подакцизными товарами собственного производства, при безвозмездной передаче подакцизных товаров, при обмене и проведении взаимных зачетов с участием подакцизных товаров.
Датой (моментом) реализации природного газа считается день поступления денежных средств за природный газ на счета в учреждения банков, а при расчетах наличными деньгами - день поступления денежных средств в кассу.
При безвозмездной передаче природного газа, при обмене с его участием датой реализации считается день его передачи.
Датой реализации нефти считается день поступления средств за реализованную нефть, включая газовый конденсат на счета организаций и предприятий в учреждениях банков.
В тех случаях, когда у плательщика метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) установлен по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг), датой реализации считается день отгрузки продукции и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов.
Акцизы зачисляются в бюджеты
соответствующих уровней в
Сумма акциза, подлежащего уплате по подакцизным товарам, происходящим и ввозимым с территории государств - участников Содружества Независимых Государств, уменьшается на сумму акциза, уплаченного в стране их происхождения.
Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора установленного образца. Цена одной марки акцизного сбора, которая фактически является авансовым платежом по акцизам, составляет:
на алкогольную продукцию - 0,75 рубля;
на табак и табачные изделия - 0,075 рубля.
Покупка марок производится до фактического ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Акцизный таможенный пост выдает импортеру марки только при условии обеспечения уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость, неуплаченной при покупке марок части акцизов в виде гарантии банка или иного кредитного учреждения или внесения на депозит акцизного таможенного поста причитающихся сумм.
Денежные средства, необходимые для обеспечения уплаты таможенных платежей за ввозимые подакцизные товары одной номенклатуры и бутылированные в тару одинаковой емкости (для табачных изделий, имеющих одинаковое количество сигарет в пачке), рассчитываются по формуле:
С = Ст x К экю x Вм x Q, где
С - сумма денежных средств, необходимая для обеспечения уплаты таможенных платежей (Приложение 3);
Ст - ставка для расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей за подлежащие маркировке товары, установленная в ЭКЮ;
Вм - количество купленных марок (по конкретным емкостям бутылок или по пачкам с одинаковым количеством сигарет);
К экю - курс ЭКЮ, действующий на дату оформления гарантийного обязательства;
Q - коэффициент пересчета,
а) для бутылированной винно - водочной продукции - емкости тары в литрах (например, 0,33; 0,5; 0,75; 1);
б) табачных изделий - количество сигарет в одной пачке, разделенное на 1000 (например, Q = 20 : 1000 = 0,02).
Марки акцизного сбора выдаются таможенными органами при условии предоставления обеспечения выполнения обязательства, предусматривающего выполнение этим лицом следующих действий в пределах установленных сроков:
В случае невыполнения указанного обязательства денежные средства, являющиеся суммой обеспечения, подлежат перечислению в федеральный бюджет в части, кратной количеству марок акцизного сбора, по которому обязательство не исполнено.
Товары, для маркировки которых импортером приобретены марки, должны быть фактически ввезены на таможенную территорию Российской Федерации и представлены таможенному органу не позднее восьми месяцев с момента принятия обязательства.
Ответственными за маркировку в установленном порядке подакцизных товаров являются лица, которые приобрели марки акцизного сбора, а также лица, фактически перемещающие маркированные подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации.
Таким образом, исчисление суммы акцизов, подлежащей уплате при таможенном оформлении товаров, производится по следующей формуле:
Апл = А - Ам,
где:
Апл - сумма акцизов в ЭКЮ, подлежащая уплате;
Ам - часть суммы акцизов в ЭКЮ, уплаченная при покупке Марок.
В соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" табак и табачные изделия, производимые на территории РФ, подлежат обязательной маркировке марками акцизного сбора.
Авансовый платеж по акцизам в размере
стоимости покупки марок акцизн
А = Атм x Кт, где
А - сумма авансового платежа по акцизам (в руб.);
Атм - цена одной марки акцизного сбора (в руб.) в установленном размере (Приложение №4);
Кт - количество подакцизных товаров в натуральном выражении, подлежащих маркировке марками акцизного сбора (в единицах товара).
При этом сумма авансового платежа по подакцизным товарам, подлежащим маркировке марками акцизного сбора, засчитывается в данном отчетном периоде при окончательном расчете суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, только в размере авансового платежа, приходящегося на фактический оборот реализованных и промаркированных марками акцизного сбора подакцизным товарам в этом же периоде.
Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в федеральный бюджет. Так, в 1998 году законом «О федеральном бюджете» было установлено, что 100% акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке, акцизов на природный газ, бензин автомобильный, легковые автомобили, акцизов на товары, ввозимые на территорию РФ, и 50% акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, будут перечисляться в доход федерального бюджета.
Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима – 78700,4 млн. рублей, 25,6% от всех планируемых налоговых поступлений.
В 1999 году структура поступающих в федеральный бюджет акцизов не изменилась. Изменилась общая доля акцизов в налоговых доходах федерального бюджета. Было запланировано поступлений в сумме 87141,1 млн. рублей, 21,8% от налоговых доходов, что может быть объяснено тем, что индексация специфических акцизных ставок отставала от общего индекса инфляции по стране. «Следует отметить, что предлагаемые Правительством Российской Федерации и принятые в первом чтении Государственной Думой размеры индексации ставок акцизов существенно ниже прогнозируемого (и уже имеющегося фактически) роста цен на подакцизную продукцию. Поэтому, речь, практически, идет о реальном снижении акцизного обложения. Так, по спиртным напиткам крепостью свыше 28 градусов предлагается индексация в размере только 20% (с 50 до 60 рублей на 1 литр абсолютного алкоголя).»1
В то же время нужно сказать, что акцизы остаются наиболее собираемыми налогами в РФ, что объясняется спецификой объектов обложения. По удельному весу структура задолженности по налоговым платежам по состоянию на 1 июля 1999 года в определяющих чертах выглядит следующим образом: налог на добавленную стоимость - 69,9 %, налог на прибыль - 14,9 %, акцизы - 10,8 %2.
Таким образом, можно сказать, что акцизы являются одними из наиболее важных налогов, оказывающих серьезное влияние на исполнение бюджета по доходам.
Планирование поступления тех или иных налогов в бюджет входит в процесс планирования бюджета как одна из главных его составляющих. Цель бюджетного планирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.