Связанные с
развитием рыночных отношений структурные
преобразования в экономике приведут
к изменению спроса и предложения
на рабочую силу не только в отраслевом
разрезе, но и по секторам экономики.
Различные организационно-правовые
формы предприятий (государственные,
частные, акционерные и др.) предоставляют
неодинаковые возможности решения
проблемы занятости: они дифференцированы
по уровню эффективности производства,
резервам его роста, доходам работающих,
а соответственно и по перспективам
развития.
В отчете о трудоустройстве
граждан фиксируется численность
направленных на профессиональное обучение
из числа не занятых трудовой деятельностью
и еще не трудоустроенных, а также
численность лиц, получивших консультации:
по выбору профессии, по профессиональному
обучению, по перемене места работы,
по законодательству о труде и
занятости и другим вопросам.
Статистика изучает
продолжительность поиска работы. С
этой целью по карточкам персонального
учета обратившихся за помощью в трудоустройстве
может быть определена общая продолжительность
трудоустройства граждан (человеко-дней).
Продолжительность трудоустройства рассчитывается
по всем гражданам, трудоустроенным в
отчетном году, исходя из данных о дате
снятия с учета по причине трудоустройства
и о дне регистрации обратившегося за
трудоустройством. На основании данного
показателя можно определить среднюю
продолжительность трудоустройства граждан
за год.
Аналогично по
всем безработным, трудоустроенным
в отчетном году, рассчитывается общая
продолжительность трудоустройства
безработных (человеко-дней). При этом
продолжительность поиска работы каждого
считается со дня регистрации
человека как "безработный" до
снятия с учета по причине его трудоустройства.
Далее этот показатель может использоваться
для расчета средней продолжительности
трудоустройства безработных в днях (путем
деления его на общее число безработных,
трудоустроенных в отчетном году). Для
прогнозных расчетов численности безработных
анализируется уровень обращаемости населения
в органы службы занятости. Интенсивность
спроса на рабочую силу может быть оценена
через число обращений по вопросам трудоустройства
на 1000 человек трудоспособного населения
в трудоспособном возрасте, т. е.
4. СОСТАВ БЕЗРАБОТНЫХ
Социальный портрет
безработного средствами статистики получают
при анализе данных от служб занятости
по приложению к форме № 1-Т (трудоустройство)
"Отчет о трудоустройстве и
занятости населения" за год. В
нем содержится информация о качественном
составе безработных (распределение
их по полу, возрасту, уровню образования,
причинам увольнения, наличию детей,
профессии, специальности). Изучение качественного
состава безработных способствует
разработке более эффективной политики
занятости (субсидии на расширение рабочих
мест, система подготовки и переподготовки
рабочей силы, поощрение предпринимательской
деятельности и др.).
Чтобы правильно
оценить ситуацию на рынке труда,
необходимо проанализировать причины,
приведшие граждан к статусу
безработных. В настоящее время
в России острота проблемы безработицы
во многом зависит от изменений в
структуре экономики и конверсии
военно-промышленного комплекса. В
1993 г. с оборонных производств
было высвобождено в связи с конверсией
378 314 человек. Из них 56% были трудоустроены
на предприятиях ВПК, а 44% увеличили
спрос на рабочую силу на рынке
труда. Поэтому среди причин увольнений
первое в 1993 г. и второе места в 1994
г. занимала причина - высвобождение
работников (табл. 9.4). Ситуация не изменилась
и в 1995 г.
Как видим, среди
причин потери работы существенную роль
играли такие причины, как высвобождение
работников в связи с реорганизацией
производства и их увольнение по собственному
желанию, за которыми нередко скрываются
не только неудовлетворенность содержанием
и условиями труда, его оплатой,
но и структурные •изменения в
производстве. Среди безработных
преобладают женщины (68% в 1993 г., 63% в
1995 г.) как в целом, так и по причинам
увольнений. Высок их удельный вес
и среди выпускников общеобразовательной
и профессиональной школы. Острота
проблемы занятости во многом зависит
от структурных изменений в экономике.
Высвобождение работников зачастую
связано и с техническим прогрессом,
и с падением объемов производства,
и с его реорганизацией, и с
конверсией военно-промышленного комплекса.
Разные причины сокращения рабочих
мест обусловливают соответствующую
систему мер социальной защиты безработных.
Вместе с тем неодинаковые реальные
возможности помощи в трудоустройстве
при существенных различиях ситуации
на рынке труда приводят к сильной
дифференциации регионов по уровню официально
зарегистрированной безработицы.
Причина
увольнения |
Численность
безработных на
1 января |
1993г. |
1994г. |
По
собственному желанию |
37,7 |
47,7 |
За
нарушение дисциплины |
3,6 |
4,6 |
Высвобождение
в связи с техническим прогрессом
и реорганизацией производства
|
41,3 |
27,1 |
Выпускники
средних специальных школ |
3,9 |
4,7 |
Выпускники
средних специальных и высших
учебных заведений |
4,0 |
3,8 |
Выпускники
ПТУ |
3,7 |
3,7 |
Другие
причины |
5,8 |
9,1 |
Итого: |
100 |
100 |
|
Источник: Народное
хозяйство Российской Федерации
в 1992 г.: Статистический сборник. - М.: Финансы
и статистика, 1993. - С. 139; Социальное
положение регионов Российской Федерации:
Статистический сборник. - М.: Госкомстат
России, 1994. - С. 63.
Распределение
регионов России по уровню безработицы
на июнь 1994 г. составляло:
уровень безработицы,
% число регионов
до 0,5 7
0,51-1,0 18
1,01-1,5 14
1,51-2,0 12
2,01-2.5 9 2,51-3,0 7
3,01-^,0 6
4,01-5,0 5
5,01-7,0 1
Диапазон вариации
регионов по уровню безработицы достаточно
широк: коэффициент вариации составил
69,3%. Наиболее остро проблема безработицы
стоит в Ивановской области (6,9% безработных).
Образовательный уровень безработных
в России самый высокий в мире
на конец октября 1995 г.- 38% безработных
имели высшее и среднее специальное
образование, а в крупных городах
этот показа гель еще выше. Безработные
женщины, как правило, имеют более
высокий уровень образования, чем
мужчины: так, в Санкт-Петербурге на
1.03.1993 г. среди безработных женщин
75,8% имели высшее и среднее специальное
образование, что на 10 пунктов выше,
чем среди мужчин. Образовательный
состав безработных можно сравнить
с аналогичным составом занятых
по данным выборочных обследований населения
(табл. 5). Различия в доли лиц с
высшим образованием в составе экономически
активного населения - занятых и
безработных - существенны: 11,1 процентного
пункта. Это подтверждается и расчетом
F-критерия Фишера:
F=
что значительно
выше табличного при 5%-ном уровне значимости:
F0.05<3.85
Процент лиц
с высшим образованием среди экономически
активного населения (октябрь 1994 г.,
Санкт-Петербург)(Табл. 5)
Население |
Занятые |
Безработные |
Всего |
Экономически
активное, человек |
2982 |
349 |
3331 |
Лица
с высшим образованием, % |
32,6 |
21,5 |
31,4 |
|
В настоящее
время в России образование не
выступает фактором социальной защиты
от безработицы. В дальнейшем можно
ожидать роста устойчивости положения
работника на производстве с ростом
его образовательного уровня. Эту
тенденцию можно наблюдать сегодня
в западных странах. С позиции
профессиональной ориентации безработных
необходимо изучение их возрастного
состава. Основную часть безработных
в России сегодня составляют люди
зрелого возраста.
Возраст может
учитываться и при разработке
конкретных мер помощи безработным.
Например, во Франции по истечении
срока выплаты пособия по безработице
(65 месяцев) выделяется помощь по безработице,
величина которой зависит от возраста
безработного: от 65 - до 130 франков на
одного человека в день.
Особую социальную
значимость имеет безработица среди
молодежи. На конец октября 1995 г. более
40% безработных составляли люди в
возрасте до 30 лет. В ряде регионов страны
трудоустройством молодежи занимаются
наряду с государственными службами
занятости молодежные биржи труда,
а также Межрегиональный центр
занятости. Чтобы прогнозировать занятость
и безработицу, необходима информация
о длительности безработицы. Подобного
рода данные имеют место в большинстве
стран мира.
С 1994 г. в статистической
отчетности имеется информация о
продолжительности безработицы
инвалидов как одного из социально
не защищенного слоя населения, требующего
особой заботы со стороны государства.
Средний период безработицы у
инвалидов длиннее, чем в целом
по всей совокупности безработных. Чтобы
оказывать инвалидам реальную помощь
в трудоустройстве, во многих странах
предприятия обязаны определенную
часть рабочих мест предоставлять
инвалидам или отчислять соответствующие
суммы в фонд помощи инвалидам. В
настоящее время в России предприятия,
в численности занятых которых
инвалиды составляют не менее 50%, имеют
некоторые льготы по налогообложению.
5. СОСТАВ ЗАНЯТЫХ
В статистике накоплен
большой опыт изучения состава занятых.
Прежде всего рассматривается отраслевой
состав занятых как в целом
по стране, так и в отдельных
ее регионах. С этой целью общая
численность занятых в экономике
принимается за 100% и определяется
удельный вес численности занятых
в соответствующих отраслях (табл.
6.). Как видим, в последние годы
наблюдается сокращение численности
занятых как в целом, так и
в отдельных отраслях материального
производства. В непроизводственной
сфере по сравнению с 1980 I. отмечается
небольшой рост занятости. Это повлекло
за собой изменения в отраслевом
составе занятых: снижение удельного
веса численности занятых в сфере
материального производства (на 3,8 пункта
в 1990 г. по сравнению с 1980 г. и на 2,4
пункта в 1995 г. по сравнению с 1990 г.) и
соответственно его увеличение в
непроизводственной сфере. В 1995 г. соотношение
занятости в непроизводственной
сфере и в материальном производстве
в России оставалось противоположным
тому, какое существует в экономически
развитых странах.
Отраслевой состав
занятых в экономике России (Табл.6)
Отрасль
экономики |
Численность
занятых в |
1980 г. |
1990 г. |
1995 г. |
1980 г. |
1990 г. |
1995 г. |
млн.
человек |
в % к итогу |
Промышленность |
23,8 |
22,8 |
17,2 |
32,5 |
30,3 |
25,7 |
Сельское
и лесное хозяйство |
11,0 |
10,0 |
10,5 |
15,0 |
13,3 |
15,7 |
Строительство |
7,0 |
9,0 |
6,5 |
9,55 |
12,0 |
9,7 |
Транспорт
и связь |
7,0 |
5,8 |
5,3 |
9,55 |
7,7 |
7,9 |
Торговля,
материальнотехничес. снабжение, общественное
питан. |
6,1 |
5,9 |
6,5 |
8,3 |
7,8 |
9,7 |
Здравоохранение,
физкульт., образование, культура и
т.д. |
12,9 |
14,6 |
13,8 |
17,6 |
19,4 |
20,5 |
Бытовое
обслуживание населения |
3,8 |
5,0 |
3,3 |
5,2 |
6,6 |
4,9 |
Аппарат
органов управления |
1,7 |
2,2 |
4,0 |
2,3 |
2,9 |
5,9 |
Всего: |
73,3 |
75,3 |
67,1 |
100 |
100 |
100 |
|