Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:35, курсовая работа
Цель – изучить особенности статистики налогов с населения.
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
рассмотреть социально-экономическую сущность фискальной системы и задачи статистического изучения;
изучить источники статистической информации о налогах и основные методы ее анализа.
Введение 3
1. Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения 5
2. Основные показатели статистики налогов с населения 10
3. Практическая часть 15
Заключение 22
Содержание
Введение
Налоги представляют собой обязательные и безвозмездные сборы (изъятие средств), взимаемые государственными органами всех уровней с физических и юридических лиц по ставкам, установленным в законодательном порядке, с целью финансирования общественных расходов. Налоги являются необходимым звеном социально-экономических отношений в обществе и государстве и существуют с момента его возникновения. Иными словами, налоги – это плата за цивилизацию.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательных взносов составляет сущность налоговой системы. За счет налоговых взносов (ресурсов) формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в доходной части бюджета и внебюджетных фондов.
В настоящее время
налоговые ресурсы подчиняются
принципам бюджетного единства, бюджетной
универсальности и
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность всех налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых государственными органами всех уровней в установленном порядке на всей территории страны.
Оживление экономики, рост производства, достижение оптимального уровня инфляции и безработицы достигаются главным образом проведением умелой налоговой политики государственных органов и четким анализом уровня страхового, валютного и прочих рисков в статистике и динамике с элементами прогноза.
Все денежные ресурсы, поступившие в виде налоговых платежей, включаются в бюджетную систему государства, а также в оборот внебюджетных фондов.
Объект исследования – социально-экономическая статистика.
Предметом исследования является статистика налогов с населения.
Цель – изучить особенности статистики налогов с населения.
В соответствии с целью можно поставить ряд задач:
1. Социально-экономическая сущность фискальной системы и задачи статистического изучения
Экономическая сущность главного источника доходов госбюджета - налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами.
Налоги классифицируются по характеру базы, с которой они взимаются, либо по виду деятельности, в результате которой возникает налоговое обязательство, например импорт продукции, продажа товаров и услуг, получение доходов. Налог, устанавливаемый законом, отражает экономический процесс, являющийся источником поступления каждого вида налогов, представляющих собой дополнительный элемент затрат стоимости продукции. Все виды налогов, включая налоги на наследство и единовременные налоги на операции с капиталом, классифицируются в СНС как трансферты [8, С.315].
Сейчас сфера налогообложения ввиду своей неразвитости редко становится объектом комплексного количественного анализа. Использующиеся для анализа показатели (чаще всего индексы и темпы роста) очень трудно сопоставить алгоритмы и разная выборка. Кроме того, постоянно меняется методика исчисления налогов. Значительно повысить ценность публикуемой в печати информации может позволить единая система показателей налогов, объединяющая несколько подсистем, учитывающих особенности каждого сектора экономики, использующих все многообразие статистических методов и приемов, обеспечивающих полноту и достоверность показателей системы, что очень важно при возрастающей стоимости информационных ресурсов.
Актуальность развития
методологии статистического
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав иди выдачу разрешений (лицензий).
Налоги, участвуя в перераспределении национального дохода выступают специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, то есть представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизируемую государством. В современных условиях налоги выполняют три функции: фискальную, социальную и регулирующую, каждая из которых имеет внутреннее содержание, признаки и черты данной финансовой категории.
Налоги могут взиматься следующим образом [1, С.136]:
1) Кадастровым (кадастр – таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. При таком способе величина налога не зависит от доходности объекта. Примером кадастрового способа взимания может служить налог на владельцев транспортных средств. Он устанавливается поставке в зависимости от мощности транспортного средства без учета того, используется это транспортное средство или простаивает.
2) На основе декларации – документа, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого способа является то, что налог уплачивается после получения дохода лицом, получающим доход (например, налог на прибыль).
3) У источника – в момент получения дохода, частично или полностью предназначенного для передачи акционерам. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому налог уплачивается до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога (например, подоходный налог с физических лиц). Данный налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, то есть до выплаты например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Объект налога - доходы, стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности, операции с ценными бумагами, пользование ценными ресурсами, имущество юридических и физических лиц и другие объекты, установленные законодательством.
Субъект налога – налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо.
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.
Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Все перечисленные категории нашли отражение в принятом Налоговом кодексе РФ (I, II части). В нем содержатся также группировки и классификации, применяемые в налоговой статистике. Статистическое изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.
Под классификацией налогов в статистике понимаются их группировки, построенные по определенным критериям, в том числе официально утвержденные государственными органами и применяемые налоговыми и статистическими организациями в практической деятельности.
По характеру использования налоги классифицируются на [6, С.298]:
Реальными налогами облагаются отдельные элементы имущества или доходов (земля, доходы от денежных капиталов); личными налогами – совокупность доходов или имущества (прибыль, наследство).
1. С социальной и технической точки зрения налоги делятся на:
2. С экономической
точки зрения налоги
Прямые налоги непосредственно взимаются с доходов или имущества налогоплательщика. В принципе они берутся в момент получения дохода задолго до его предполагаемого расходования. Прямые налоги бывают реальными и личными. Прямые реальные налоги взимаются с отдельных видов имущества налогоплательщика (земли, дома, торгово-промышленных зданий, ценных бумаг). Прямые личные налоги представляют собой налоги на доходы и имущество физических и юридических лиц, взимаемые с источника дохода или по декларации.
Косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги в виде надбавок к цене или тарифу. Собственник товара или лицо, представляющее услуги, является сборщиком налогов, так как конечным его плательщиком выступает потребитель.
2. Основные показатели статистики налогов с населения
Уровнем налогообложения (налоговым процессом) в экономике принято считать количественное выражение того давления на население, которое оказывает государство при выполнении присущих ему функций (управление, национальная оборона).
Налоговая система призвана обеспечить финансовую возможность осуществления государственных расходов. Размер расходов бюджета определяется при участии нескольких параметров: величины ВВП и НД; размеров внутреннего и внешнего долга; доходов бюджета, полученных из разных источников, самый важный из которых – налоги; политических и социальных программ, осуществление которых предусматривается определенным этапом экономического развития. Если доходов бюджета достаточно для успешного претворения в жизнь государственных программ, то они равны расходам или больше их. В противном случае бюджет будет дефицитным, а источниками покрытия дефицита в конечном счете станут внешние долги.
Наибольший интерес к показателям уровня (тяжести) налогообложения появился у теоретиков и практиков финансовой науки в 20-е годы ХХ в. Тяжесть обложения предполагалась определять в двух направлениях – внешнем и внутреннем. Первое означало изучение распределение налогового бремени между социальными группами и слоями населения.
Важной частью анализа изучения тяжести налогообложения в рамках внешнего, или государственного, аспекта. Источником информации для расчета показателей этой группы служат данные о планируемом и фактически исполненном государственном бюджете, а также макроэкономические показатели. В связи с этим определим систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения:
Абсолютные показатели [11, С.241]:
1) сумма налоговых поступлений;
2) сумма задолженности
налогоплательщиков перед
Относительные показатели:
3) налогоемкость ВВП (соотношение налоговых поступлений ВВП);
4) соотношение прямых
и косвенных налогов (на
5) доля недополученных
налоговых доходов (
6) доля налогового кредита в общей сумме задолженности и средний срок его предоставления;
7) соотношение дефицита
и налоговых доходов как
8) доля налоговых доходов бюджетов разных уровней в консолидированном бюджете;
9) среднедушевая налоговая квота как отношение суммы изъятия налогов к средней численности населения.
10) коэффициент уровня
налогообложения может быть
К = К н/з / КВВП,
где К – коэффициент уровня налогообложения;
Кн/з – среднедушевая налоговая квота;
КВВП – ВВП на душу населения.
При расчете КВВП необходимо соотносить ВВП с общей численностью населения:
КВВП = ВВП / Общая численность населения
При расчете Кн/з налоговые поступления сравниваются с численностью занятого населения, так как незанятое население основных налоговых отчислений не производит:
Кн/з = Налоговые доходы / Численность занятого населения
Коэффициент уровня налогообложения по экономическому смыслу и формулам расчета тесно связан с коэффициентом налогоемкости ВВП. Поэтому можно представить его в следующем виде: