Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:02, контрольная работа
Работа содержит решение задач по математической статистике.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2
«Средние 
величины. Показатели 
вариации» 
а) Вычислить среднее значение признака и дисперсию по признаку X двумя способами.
Способ 1. По значениям уже вычисленных сумм найти среднее и дисперсию. Способ 2. По интервальному вариационному ряду, полученному в С-Р № 1, найти среднее. Сравнить результаты, вычисленные двумя способами. Сделать выводы.
б) Для признака Y найти среднее значение признака и дисперсию. Характеристики лучше считать по первому способу, т.к. этот способ более точный и, кроме того, группировка по признаку Y не проводилось.
в) Для признака 
Y найти среднее значение признака и дисперсию, 
моду, медиану по первым 10 значениям. 
В 
следующей таблице 
представлены доли учащихся 
имеющих ноль баллов 
за выполнение заданий 
с развернутым ответом 
(часть С) в 2008 г 
Источник данных:
http://stat.edu.ru/scr/db.cgi?
Решение: 
а) Вычислим 
среднее значение признака и дисперсию 
по признаку X (Русский язык) двумя способами. 
Способ 1. По значениям 
уже вычисленных сумм найдем среднее и 
дисперсию. 
Заполним расчетную таблицу:
Средняя доля учащихся имеющих ноль баллов за выполнение заданий по Русскому языку равна:
.
Дисперсия равна:
. 
Способ 2. По интервальному 
вариационному ряду, полученному 
в С-Р № 1, найдем среднее и дисперсию. 
Полученный вариационный ряд:
Средняя доля учащихся имеющих ноль баллов за выполнение заданий по Русскому языку равна:
.
Дисперсия равна:
Выводы: 
Полученные средние доли учащихся имеющих ноль баллов за выполнение заданий по русскому языку первым и вторым способом, соответственно равны 10,18 и 9,95. Дисперсия полученная 1-ым способом равна 13,02, вторым 12,46.
б) Для 
признака Y (Математика) найдем среднее 
значение признака и дисперсию используя 
1-ый способ. 
Заполним расчетную таблицу:
 
Средняя доля учащихся имеющих ноль баллов за выполнение заданий по математике равна:
.
Дисперсия равна:
. 
в) Для признака 
Y найдем среднее значение признака и дисперсию, 
моду, медиану по первым 10 значениям. 
Заполним расчетную таблицу:
 
Средняя доля учащихся имеющих ноль баллов за выполнение заданий по математике по первым 10 значениям равна:
.
Дисперсия по первым 10 значениям равна:
. 
Расположим данные 
в порядке возрастания признака Y: 
 
Мода – чаще всего встречающееся значение.
В нашей задаче 
это республика Татарстан (в ней самая 
большая доля учащихся имеющих ноль баллов 
за выполнение заданий с развернутым ответом 
(часть С) в 2008 г.). 
Медиана – это величина, которая делит численность упорядоченного вариационного ряда на две равные части: одна часть имеет значения варьирующего признака меньшие, чем средний вариант, а другая – большие.
В нашей задаче 
это Пензенская область.  
 
 
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 4
«Проверка 
статистическая гипотез» 
Для заданий 
1),3) в качестве альтернативных гипотез 
предлагается взять двусторонние гипотезы. 
Решение: 
Найдем 
отношение большей дисперсии к меньшей:  
. 
По условию 
конкурирующая гипотеза имеет вид 
D (X) ≠ D (Y), поэтому критическая область 
– двусторонняя, поэтому при отыскании 
критической точки следует брать уровень 
значимости, вдвое меньший заданного.  
По таблице, по уровню значимости и числам степеней свободы
k1=12 
– 1=11 и k2 = 12 – 1 = 11, находим критическую 
точку  
. 
Так как – нулевую гипотезу о равенстве генеральных дисперсий отвергаем.