Задачи и принципы российской статистики

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 13:20, контрольная работа

Описание работы

Статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях места и времени, которые отражаются с помощью специального статистического инструмента - статистического показателя. Показатели статистики играют
важную роль при выявлении характеристик общества и экономики государства.
Показатели необходимы при процессах социального планирования и управления, экономического развития.
В данной работе рассмотрели основные вопросы государственной статистики в России, определили ее задачи, оценили важность проведения статистических наблюдений.

Работа содержит 1 файл

3.pdf

— 402.23 Кб (Скачать)
Page 1
Введение
В последние годы роль статистики в современном обществе становится все
более значимой. Это вызвано глобальными процессами, происходящими в
обществе, развитием экономических знаний, основанных на информационно-
телекоммуникационных технологиях.
Трансформация экономики потребовала новых управленческих подходов, а,
следовательно, изменились задачи государственной статистики, обеспечивающей
основную информационную базу для принятия эффективных решений на всех
уровнях управления.
Государственная статистика, ориентированная на потребности различных
групп пользователей, среди которых органы власти, бизнес-сообщество, научные,
общественные организации и население – охватывает многие аспекты жизни
общества и является необходимым элементом его развития, экономической
стабильности и дальнейшей интеграции России в мире.
Под пристальным вниманием государственной статистики должны
находиться все основные социально-экономические процессы, происходящие в
современной России, при этом их оценка должна быть объективной и
достоверной. Именно на основании данных официальной статистики
разрабатываются стратегии развития, как страны в целом, так и каждого субъекта
Российской Федерации.
В этих условиях поменялись и требования к статистической информации,
особую значимость приобрели актуальность, объективность, сопоставимость, в том
числе с международными стандартами, полнота и доступность информации.
Понимая, что поиск путей дальнейшего совершенствования статистики как
средства диалога власти и общества требует усилий не только со стороны
статистиков-практиков, но и внимания органов власти и научной общественности.
Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
3
ЭиУП 000000.003 КР
Разраб.
Провер.
МордвиновС.В.
Реценз.
Н. Контр.
Утверд.
Контрольная работа по
дисциплине «Статистика»
Лит.
Листов
18

Page 2

Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
4
ЭиУП 000000. 003 КР
1. Задачи и принципы реформирования российской статистики в
настоящее время.
Статистика всегда стоит лицом к лицу с практическими проблемами, но из
них иногда вырастают теоретические проблемы, поскольку, пытаясь решить
некоторые из учётных проблем, статистическая наука строит те или иные теории.
В статистике эти теории являются высоко конкурентными. Специалисты
критически обсуждают их, проверяют и элиминируют те из них, которые не
соответствуют обоснованным оценкам. Именно таким образом и развивается
статистика как наука.
Развитию статистической науки соответствует развитие статистической
деятельности, которое отражается в эволюции структуры и формы организации
системы статистических служб, системы учётных документов и системы
обследований. Происходящие
изменения отражаются в публикациях
организационных документов, регламентирующих цели, задачи, структуру
статистических органов и организаций, а также основные организационно-
методологические принципы их деятельности.
За последние годы вся система учета и статистики в России подверглась
комплексному пересмотру и реформированию.
В Российской Федерации было реализовано три крупных комплексных
программы реформирования государственной статистики, нацеленных на
обеспечение ее перехода на международные стандарты и правила, поскольку
официальная статистическая деятельность в любой стране не может сегодня
рассматриваться в отрыве от процессов интеграции статистиков разных стран в
международное сообщество, вырабатывающее стандарты и рекомендации для
национальных статистических служб и организующее обмен статистическими
данными между ними.
Первой Государственной программой перехода Российской Федерации на
принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии
с требованиями развития рыночной экономики (1992-1996гг.) предусматривалось
реформирование
общеметодологических
и
организационных
основ
государственной статистики в соответствии с потребностями, возникающими при
переходе к рыночной экономике и реализации Россией своих международных
обязательств.
Мероприятия второй федеральной целевой программы «Реформирование
статистики в 1997-2000 годах» явились продолжением первого этапа
реформирования.
В течение 2001-2006 гг. был реализован комплекс мероприятий по
совершенствованию методологии статистики по всем ее направлениям. Следует
отметить, что именно в этот период работа органов статистики была
ориентирована на проведение всероссийских переписей хозяйствующих
субъектов и населения при сочетании широкого внедрения выборочных
статистических наблюдений. [1]
В 2002 году и 2006 году были проведены крупномасштабные
статистические работы - Всероссийская перепись населения и Всероссийская
сельскохозяйственная перепись.

Page 3

Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
5
ЭиУП 000000. 003 КР
Для реализации последующих программных мероприятий в статистике
созданы законодательные основы.
Так, 17 декабря 2007 года на территории Российской Федерации вступил в
силу Федеральный закон от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном
статистическом учете и системе государственной статистики в Российской
Федерации», значение, которого для Конституционного предмета ведения –
официального статистического учета трудно переоценить и, который должен
стать основой для его законного осуществления.
С принятием закона устраняются имеющиеся правовые пробелы в
официальном статистическом учете, что особенно важно в современных условиях
создания правового государства, когда наличие закона реально позволит укрепить
общественную значимость и поднять статус федеральных статистических
наблюдений и официальной статистики в целом, определить их место в правовом
поле.
Административный регламент является по сути одним из первых
документов, позволяющих формализовать и регламентировать процесс
выполнения Росстатом полномочий по предоставлению официальной
статистической информации пользователям на бесплатной основе.
Качественные и количественные изменения объектов статистического
наблюдения обусловили изменения требований, предъявляемых к официальной
статистической информации. Новые требования пользователей к статистической
информации, которая им становится нужной для принятия эффективных
управленческих решений и при проведении социально-экономических
исследований, ставят перед Росстатом задачи повышения качества и полноты
формируемой информационной базы. На основе проводимых в настоящее время
статистических обследований Росстата нельзя получить представление о
достаточности формируемой информационной базы, об оперативности
выполнения запросов пользователей на различного рода информацию,
компетентности специалистов в области статистической методологии,
сопоставимости между разными источниками статистической информации.
Такого рода информация может быть получена только в результате специально
организованного диалога органов статистики с пользователями статистической
информации. Цель организации этого диалога – улучшение качества
статистической информации и повышение доверия к официальной статистике.
Следует отметить, что такой подход является принципиально новым для
российской статистики. Вместе с тем существует международный опыт
проведения различных специализированных обследований, предназначенных для
сбора информации, позволяющей оценить эффективность и качество
предоставляемой статистической информации.
В российской статистике в настоящее время отсутствует практика
проведения обследований с целью выявления доверия пользователей к
официальной статистической информации. Доверие пользователей в первую
очередь зависит от качества информации, которое в обобщенном виде означает
пригодность информации для пользователей. Таким образом, под качеством
понимается не только статистическое качество – точность, достоверность
рассчитываемых значений показателей и степень адекватности применяемых
статистических моделей, но и востребованность данных пользователями,

Page 4

Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
6
ЭиУП 000000. 003 КР
доступность и своевременность (оперативность) публикаций.
В связи с необходимостью продолжения преобразований в государственной
статистике на базе накопленного потенциала была разработана и утверждена
постановлением Правительства Российской Федерации от 2.10.2006 г. № 595
Федеральная целевая программа «Развитие государственной статистики России в
2007-2011 годах».
Целью Программы является обеспечение пользователей достоверными
статистическими данными, отвечающими международным статистическим
стандартам, путем формирования единой межведомственной информационно-
статистической системы, направленной на повышение эффективности принятия
управленческих решений. [2]
Достижение цели Программы будет обеспечиваться решением следующих
задач:
задача № 1 – оптимизация состава официальной статистической
информации, разрабатываемой федеральными органами государственной власти
для принятия управленческих решений и прогнозирования на различных уровнях
государственного, муниципального и корпоративного управления, с учетом
международного опыта;
задача № 2 – минимизация информационной нагрузки на респондентов на
основе применения современных методов статистического наблюдения;
задача № 3 – интеграция и гармонизация статистических информационных
ресурсов, разрабатываемых федеральными органами государственной власти;
задача № 4 – модернизация системы сбора, обработки, хранения и
распространения
статистической
информации
органов государственной
статистики
на
основе
применения
современных
информационно-
телекоммуникационных технологий;
задача № 5 – развитие системы обратной связи с респондентами и
пользователями статистической информации.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 5 лет (2007 -
2011 гг.) в 4 этапа.
На I этапе (2007 - 2008 гг.) проводятся мероприятия по обеспечению
внедрения проектно-технологических решений технического проекта развития
информационно-вычислительной системы Федеральной службы государственной
статистики, отработанных в пилотных центрах, разработке структуры единой
межведомственной
информационно-статистической
системы
и
ее
организационно-правовому обеспечению.
Для формирования государственного интегрированного статистического
ресурса
предполагается
разработать
организационно-методологическое
обеспечение, включающее в себя: единые методические стандарты формирования
информационных
ресурсов
государственной
статистики;
стандарты
представления и обмена статистическими данными; решение проблем
технологической и технической совместимости ведомственных информационных
систем.
На II этапе (2009 год) планируется создать на основе интеграции
информационных ресурсов Федеральной службы государственной статистики и
статистических
информационных
ресурсов
федеральных
органов
государственной власти систему, которая позволит осуществить: дальнейшее

Page 5

Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
7
ЭиУП 000000. 003 КР
развитие на основе применения новейших технологий информационно-
статистической системы Федеральной службы государственной статистики;
поддержку
создания
и
ведения
государственного
интегрированного
статистического
ресурса;
информационно-статистическое
обеспечение
федеральных органов исполнительной власти средствами оперативного доступа к
государственному интегрированному статистическому ресурсу различных
категорий пользователей - должностных лиц органов государственной власти
независимо от их местонахождения и времени обращения с информационным
запросом к системе.
Формирование указанного ресурса предполагается осуществить путем
создания комплекса взаимодействующих хранилищ статистических данных,
построенных на основе общей методологической базы, единой нормативно-
справочной информации, классификаторов, метаданных и поставляющих
информацию в центральное хранилище системы.
Такая схема обеспечит повышение уровня автоматизации технологических
процессов межведомственного взаимодействия в части сбора и обработки
статистической информации, доступа к ней и не повлечет за собой кардинальных
изменений в ведомственных информационных статистических системах.
На III этапе (2010 год) планируется осуществить опытную эксплуатацию
системы и разработку регламента подключения к ней соответствующих систем
отдельных федеральных органов исполнительной власти, формирующих
статистические данные.
Кроме того, должна быть внедрена в полном объеме информационно-
статистическая система Федеральной службы государственной статистики, а
также разработаны организационные и регламентные документы по внедрению и
последующей эксплуатации системы, включая вопросы ведомственной
принадлежности эксплуатирующей организации, координации и кадрового
обеспечения служб эксплуатации и развития системы.
На IV этапе (2011 год) планируется завершение работ: по совершенствованию
статистической методологии; по модернизации информационно-вычислительной
системы Федеральной службы государственной статистики и программно-
технологическому оснащению других участников Программы; по реконструкции
здания центрального аппарата Федеральной службы государственной статистики.
Так, внедрение в российскую статистическую практику системы
национальных счетов позволило получить инструмент для анализа состояния и
развития экономики России в условиях рыночных отношений.
Методологической основой российской системы национальных счетов
является СНС ООН 1993 года.
Следует
отметить,
что
разработка
и
внедрение
основных
макроэкономических показателей Федеральной службой государственной
статистики постоянно проходили экспертизу специалистов МВФ и Мирового
банка. Начиная с 1996 г. МВФ публикует основные макроэкономические
показатели по России. Помещение в сборнике МВФ этих показателей, по
существу, явилось признанием соответствия применяемой у нас методологии и
качества расчетов международным стандартам.
В настоящее время в условиях подготовки к вступлению России в состав
международных организаций все большее значение придается завершению

Page 6

Изм. Лист
№ докум.
Подпись Дата
Лист
8
ЭиУП 000000. 003 КР
внедрения СНС в российскую статистическую практику, разработке полного
набора основных счетов и таблиц, предусмотренных международными
стандартами, обеспечению методологического соответствия показателей
требованиям международных стандартов.
Учитывая особенности Российской Федерации (протяженность территории
и федеративное устройство), особое значение имеют макроэкономические
показатели развития регионов, согласованные с аналогичными показателями
федерального уровня. В рамках СНС разработана и внедрена в статистическую
практику система макроэкономических показателей регионального уровня (для 83
субъектов Российской Федерации). Важнейший их этих показателей - валовой
региональный продукт - включен в состав показателей, используемых для оценки
эффективности работы органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
В 2007 г. завершились работы по обеспечению участия России в ПМС по
данным за 2005 г., результаты которого опубликованы Всемирным банком, ОЭСР,
Евростатом, региональными банками развития, Росстатом. В раунде 2005 года
приняли участие 146 стран и территорий. Тем самым, этот раунд международных
сопоставлений - самый крупный международный статистический проект из всех,
когда-либо проводившихся.
В последнее десятилетие ХХ века в российскую статистическую практику
были внедрены используемые в развитых странах принципы расчета динамики
промышленного производства, основанные на использовании индексных методов.
Применяемая в настоящее время методика расчета одобрена научными и
экономическими
организациями. Органы
государственной
статистики
приступили к её практическому применению сначала на федеральном (с 1991 г.),
а затем и на региональном уровнях (с 1993 г.).
В последние годы российская статистическая практика построения
индексов промышленного
производства сталкивается с трудностями
формирования репрезентативной «корзины» товаров-представителей, которые в
свою очередь вызваны тем, что действующий классификатор продукции не
адаптирован с Общероссийским классификатором видов экономической
деятельности. После завершения работы по переходу на учет продукции по
Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической
деятельности (ОКПД) эта проблема во многом будет решена.
Коренные изменения в экономике России, связанные с переходом на
рыночные основы хозяйствования, определили необходимость реформирования
статистики цен.[1]
Основы современной методологии статистики цен, соответствующей новым
условиям экономического развития России и международным стандартам, были
заложены к концу 1991 г. (накануне либерализации цен в январе 1992 г.).
Внедрение этой методологии осуществлялось постепенно, по мере накопления
опыта работы и изучения потребностей управления экономикой.
В этих условиях за последние несколько лет (а именно с момента
либерализации цен в январе 1992 г.) решается задача построения системы
показателей статистики цен, характеризующих как уровень, так и динамику цен
(тарифов) во всех секторах экономики.

Page 7

Такая система позволяет в достаточной степени осуществлять комплексный
анализ ценовых процессов не только внутри конкретного вида деятельности или
сектора экономики, но и экономики в целом.
Основные принципы организации статистического наблюдения за ценами
базируются на единых методологических основах, соответствующих мировой
практике.
Единые подходы при расчете системы индексов цен (тарифов) позволяют
максимально точно сопоставлять их динамику на товары (услуги) во всех
секторах экономики.[1]
В условиях реформирования управления экономикой и расширения
самостоятельности организаций, для принятия оперативных управленческих
решений, а также в целях информационного обеспечения всех агентов рынка
возникла необходимость в создании оперативной статистики финансов,
методологически базирующейся на первичном учете предприятий и их
бухгалтерской отчетности.
Результатом инвестиционной деятельности и проведения амортизационной
политики является воспроизводство и обновление основных фондов. Состав
показателей по статистике национального богатства позволяет оценить
сопоставимый
в
динамике уровень обновления
основных
фондов,
характеризовать объемы вводимых в действие новых основных фондов на фоне
их общего наличия, территориального размещения, состояния, т.е. степени
изношенности.[3] Данные об основных фондах вместе с данными о стоимости
материальных оборотных средств и накопленном домашнем имуществе
домашних хозяйств характеризуют элементы национального богатства страны.
Для дальнейшей оценки рыночной стоимости и потребления основного
капитала в 2009 г. предстоит провести обследование организаций с целью
определения фактических сроков службы и возраста основных фондов.
Перспективным направлением статистики национального богатства является
построение баланса активов и пассивов в части нефинансовых активов,
являющегося важнейшей составной частью СНС и позволяющего наиболее
комплексно характеризовать национальное богатство страны.
Важнейшую роль в развитии экономики играет строительство, и состав
показателей, разрабатываемый в данном направлении, характеризует ввод в
действие мощностей, объектов и сооружений; количество объектов, находящихся в
незавершенном строительстве, природоохранное строительство, производственную
деятельность организаций вида деятельности «Строительство».
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и
комфортное жилье – гражданам России» разрабатываются показатели,
характеризующие объемы и динамику строительства жилья, среднюю стоимость
строительства 1 квадратного метра общей площади жилых домов, объемы
приобретения квартир для граждан, уволенных с военной службы и из органов
внутренних дел, в рамках программы «Государственные жилищные
сертификаты». Единовременные обследования, проводимые раз в 3-4 года,
позволяют получать детальную информацию о качественных характеристиках
жилищного строительства в регионах.
По статистике сельского хозяйства в рамках реализации мероприятий по
обеспечению продовольственной безопасности страны будет продолжена работа
по анализу итогов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г.

Page 8

Проведение данной переписи в рамках Всемирного раунда сельскохозяйственных
переписей, осуществляемых в соответствии с рекомендациями ФАО ООН и
других международных организаций, позволило получить данные по основным
характеристикам сельскохозяйственного производства в новых экономических
условиях, которые используются в качестве базисных величин при оценке
процессов, происходящих в аграрном секторе в межпереписной период; провести
актуализацию генеральных совокупностей для организации выборочных
обследований; сформировать более совершенную систему показателей
статистического наблюдения за состоянием сельского хозяйства в соответствии с
международными стандартами.
Кроме того, в целях совершенствования статистического наблюдения в
сельском хозяйстве осуществляется комплекс мероприятий по развитию системы
выборочных обследований за сельхозпроизводителями с учетом международной
практики, методологических рекомендаций по использованию в статистической
практике космического мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, а
также по созданию гармонизированной системы статистических показателей для
анализа развития сельских территорий на основе рекомендаций международных
статистических организаций.
В связи с началом переговорного процесса по вступлению России в ОЭСР
важным для российской статистики сегодня является проведение всесторонней
оценки российской статистической системы на предмет соответствия стандартам
и рекомендациям ОЭСР в области статистики окружающей среды.
Переход российской информационной системы на принципы принятого в
международной практике национального счетоводства повысил значимость
статистического наблюдения за сферой услуг, которая обрела статус
полноценного сектора экономики, участвующего в создании ВВП. С учетом этого
развитие статистики услуг в прошедшее десятилетие шло, прежде всего, в
направлении приведения ее показателей в соответствие требованиям СНС. В
результате в ходе методологических работ были уточнены предмет изучения
статистики платных услуг, момент учета данных, порядок включения доплат,
устранены возможности повторного счета в собирательных отраслях сферы услуг,
проведено более четкое разграничение между рыночными и нерыночными
услугами.
Другим направлением совершенствования статистики услуг явились работы
по обеспечению полноты учета объемов услуг в условиях возникновения в этой
сфере частного индивидуального предпринимательства и занятия им в ряде
случаев ведущих позиций. В этих целях была разработана Методика определения
объема платных услуг населению с учетом оценки скрытой и неформальной
деятельности, которая помимо
оценки
объемов
услуг, оказанных
индивидуальными предпринимателями, предусматривает досчеты объемов
деятельности некорпоративных организаций и скрываемых объемов в реальном
секторе сферы услуг.
Появление на российском рынке новых видов услуг потребовало охвата их
статистическим наблюдением. Начиная с 1995 г. организовано регулярное
статистическое наблюдение за услугами в области рекламы, аудита,
посредническими услугами в сделках с недвижимостью, с 2000 г. введена
отчетность для туристских фирм. Кроме того, ежегодно проводятся по 2
единовременных обследования новых видов рыночных услуг. На этой основе

Page 9

были обследованы информационно-компьютерные услуги, деятельность игорных
заведений, оценочных фирм, ломбардов, экскурсионных бюро.
За последние десять лет на транспорте и связи, как и в других отраслях
экономики страны, происходили процессы, затруднявшие применение сложившихся
ранее форм и методов статистического наблюдения. Создавались новые
предприятия и организации различных форм собственности и организационно-
правовых
форм,
развивалось
индивидуальное
предпринимательство,
сформировалось большое количество малых предприятий, в том числе на базе
распавшихся крупных, все шире распространяется оказание услуг транспорта и
связи непрофильными организациями.
В этих условиях Росстатом принимались меры по обеспечению наиболее
полного охвата объектов статистического наблюдения на транспорте и
восполнению данных по юридическим и физическим лицам, не подлежащим
сплошному наблюдению, путем проведения выборочных обследований и
последующих досчетов.
Расширение международного сотрудничества предъявляет повышенные
требования по соблюдению международных стандартов при формировании
статистической информации по транспорту и связи. Для статистики транспорта
это в первую очередь касается адаптации к применяемой номенклатуре грузов,
перевозкам опасных и скоропортящихся грузов, экологическим аспектам
перевозок, наблюдению за транспортными потоками. В статистике связи это
создание единой системы сопоставимых показателей, установление единого
содержания стандартов, протоколов учета, одинаковых методов исчисления и
группировок статистических показателей.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства, изменение организационной
структуры и принципов управления отраслью обусловили необходимость
коренных преобразований в организации статистического наблюдения ЖКХ.
Основной задачей статистики жилищно-коммунального хозяйства стало
получение информации, характеризующей экономическую эффективность
проводимой в этой сфере реформы и меры социальной защиты населения.
В рамках организации оперативного мониторинга хода реформы
практически вся статистическая отчетность о системе ЖКХ была централизована
в системе Росстата.
В рамках реализации Федерального плана статистических работ
осуществляется на регулярной основе расчет статистических показателей объема
и состава денежных доходов и расходов населения по источникам поступления и
направлениям их использования, распределения населения по величине
среднедушевых денежных доходов и распределения общего объема денежных
доходов населения, численности населения с денежными доходами ниже
величины прожиточного минимума, основных показателей пенсионного
обеспечения. На основе опросов населения производятся расчеты индекса
потребительских ожиданий, который рассматривается как макропоказатель
состояния экономического развития и отражает потребительское поведение
основной массы населения России.
В рамках работы по совершенствованию системы показателей,
характеризующих уровень жизни населения, особое значение будет уделено
перестройке системы обследований бюджетов домохозяйств, так как эта
статистика дает возможность корректно оценить структуру потребительских

Page 10

расходов и измерить доходы населения для выработки обоснованной
экономической политики, в том числе в области налогообложения и социальных
программ.
Предусматривается продолжить работы по формированию системы
показателей качества жизни населения, имея в виду объективное отражение всей
совокупности условий жизни различных слоев и групп населения. Наиболее
эффективным средством решения этой задачи является расширение перечня
программ государственных статистических наблюдений, характеризующих
условия жизни населения, на основе внедрения в статистическую практику
комплексной системы выборочных обследований населения и домашних хозяйств,
результаты которых позволили бы получить информационную основу для более
глубокого изучения социально-экономического положения различных категорий,
групп и слоев населения.
В 90-е годы в России создана практически новая система статистики
занятости, основанная на применении международных стандартов с учетом
реальной ситуации в этой сфере, складывающейся в стране.[2]
В России текущая статистика экономически активного населения,
занятости, безработицы и неполной занятости организована путем опроса
населения в домашних хозяйствах, обследования организаций, сбора
административных данных.
На основании материалов обследования, начиная с 2001 г. осуществляются
расчеты занятости в неформальном секторе экономики. Методология этих
расчетов разработана с учетом положений Резолюции 15-й Международной
конференции статистиков труда, относящейся к измерению занятости в
неформальном секторе.
С 2001 г. также проводится расчет баланса затрат труда по видам
экономической деятельности, что обеспечило получение информации о
совокупных затратах труда на производство товаров и услуг на всех видах
работ, используемой при расчете индексов производительности труда.
Текущие данные о средней заработной плате наемных работников и
фактической продолжительности рабочего времени собираются от организаций
всех видов экономической деятельности и форм собственности для получения
информации об уровне и динамике заработной платы в среднем на одного
работника в месяц и за отработанный час, для исчисления индексов номинальной
и реальной заработной платы.
С 1992 г. в оперативном режиме осуществляется сбор информации о
просроченной задолженности организаций перед работниками по выплате
заработной платы. Сбор информации осуществляется от организаций всех форм
собственности при наличии просроченной задолженности по заработной плате
работников, кроме субъектов малого предпринимательства.
Ежемесячно разрабатывается информация о просроченной задолженности
по годам ее образования, по предприятиям – банкротам, а также о задолженности
из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской Федерации и местных бюджетов.
Статистические данные о средней заработной плате, тарифных
заработках и фактической продолжительности рабочего времени по основным
профессиональным группам собираются 1 раз в 2 года при проведении
выборочного обследования за октябрь соответствующего года. При организации

Page 11

обследования применяется комбинированная выборка, при которой наряду с
отбором отчитывающихся организаций, производится отбор работников в этих
организациях. Система показателей обследования предусматривает две группы
показателей:
- показатели, которые заполняются в целом по отчитывающейся
организации – численность работников по категориям персонала, сумма
начисленной заработной платы за октябрь с выделением, в том числе тарифного
заработка и выплат по районному регулированию, количество фактически
отработанного времени с распределением показателей по полу;
- показатели, которые заполняются по работникам, попавшим в выборку –
пол, возраст, образование, общий трудовой стаж, сумма начисленной заработной
платы в октябре с выделением, в том числе тарифного заработка, выплат по
районному регулированию, других выплат, фактически отработанное время за
октябрь.
Статистические данные о распределении численности работников по размерам
начисленной заработной платы до 2007 г. собирались ежегодно, с 2007 г. – с
периодичностью один раз в 2 года при проведении выборочного обследования за
апрель месяц соответствующего года. Данные характеризуют страну в целом, а также
каждый из субъектов Российской Федерации; классифицируются по видам
экономической деятельности, формам собственности.
Статистическое наблюдение за составом затрат организаций на рабочую
силу осуществляется с 1995 г. на выборочной основе во всех регионах Российской
Федерации.
Состав затрат на рабочую силу разработан в соответствии с Международной
классификацией расходов на рабочую силу.
С учетом потребности в информации о профессиональной структуре
занятого населения, за октябрь 2008 г. планируется проведение выборочного
обследования организаций о численности работников по профессиональным
группам и спросе на рабочую силу в профессиональном разрезе.
Для оценки перспектив экономического развития страны из показателей
статистики населения используется показатель численности и возрастно-
полового состава населения. В настоящее время для совершенствования оценки
численности населения в межпереписной период Росстатом совместно с
заинтересованными министерствами и ведомствами идет выполнение Перечня
мероприятий Правительства Российской Федерации, направленных на развитие
государственной статистики в демографической сфере на 2008-2010 годы.
Перечень мероприятий направлен на создание современной системы сбора и
обработки демографической информации, соответствующей международным
рекомендациям.
Согласно Плану мероприятий по реализации Государственной программы
по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию
соотечественников, проживающих за рубежом, Росстат разработал и по
согласованию с Федеральной миграционной службой утвердил (постановление
Росстата от 27 декабря 2006 года № 85) статистический инструментарий для
организации ФМС России статистического наблюдения за ходом реализации
Государственной программы по оказанию содействия добровольному
переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за
рубежом.

Page 12

Основным и полным источником информации о населении являются
Всероссийские переписи населения. В соответствии с Федеральным законом от 25
января 2002 г. № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения» и распоряжение
Правительства Российской Федерации от 11 января 2006 г. № 7-р очередная
Всероссийская перепись населения будет проводиться в октябре 2010 г.
В целях совершенствования информационного обеспечения органов власти
и общества Росстатом проведена работа по модернизации программы переписи
населения, расширяется круг обследуемых при переписи тем, характеризующих
новые аспекты жизнедеятельности жителей страны, расширяется блок вопросов,
связанных с изучением репродуктивного поведения населения. Программа
Всероссийской переписи населения 2010 г. разрабатывается в соответствии с
рекомендациями международных организаций (ООН, ЕЭК ООН, Евростата,
МОТ). [4]
В последние годы возрос спрос на статистическую информацию,
расширился круг ее пользователей. С развитием негосударственного сектора
экономики (коммерческих банков, инвестиционных и страховых компаний,
частных организаций и т.д.) увеличилась потребность в информации,
соответствующей их интересам. Возросла заинтересованность в социально-
экономической информации со стороны международных организаций. Население
страны стало использовать официальную статистическую информацию для
выработки линии поведения в изменяющихся условиях на рынке товаров, труда и
финансовом рынке.

Page 13

2. Сформулируйте объект, единицу и цель наблюдения и
разработайте программу обследования промышленной фирмы.
Статистическое наблюдение –
это массовое, планомерное, научно
организованное наблюдение за социально-экономическими явлениями и
процессами, заключающееся в регистрации необходимых признаков у каждой
единицы изучаемой совокупности. Например, при переписи населения по
каждому жителю страны регистрируются сведения о поле, возрасте, семейном
положении, образовании и др.
Статистическое наблюдение может проводиться органами государственной
статистики, научно-исследовательскими институтами, экономическими службами
банков, бирж, фирм.
Процесс проведения статистического наблюдения включает следующие
этапы:
подготовка наблюдения;
проведение массового сбора данных;
подготовка данных к автоматизированной обработке;
разработка предложений по совершенствованию статистического
наблюдения.
Любое статистическое наблюдение требует тщательной, продуманной
подготовки. От нее во многом будут зависеть надежность и достоверность
информации, своевременность ее получения.
Подготовка статистического наблюдения – процесс, включающий разные
виды работ. Сначала необходимо решить методологические вопросы,
важнейшими из которых являются определение цели и объекта наблюдения,
состава признаков, подлежащих регистрации; разработка документов для сбора
данных; выбор отчетной единицы и единицы, относительно которой будет
проводиться наблюдение, а также методов и средств получения данных.
Кроме методологических необходимо решить проблемы организационного
характера, например, определить состав служб, проводящих наблюдение;
подобрать и подготовить кадры для проведения наблюдения; составить
календарный план работ по подготовке, проведению и обработке материалов
наблюдения; провести тиражирование документов для сбора данных.
Проведение массового сбора данных включает работы, связанные
непосредственно с заполнением статистических формуляров. Он начинается с
рассылки переписных листов, анкет, бланков, форм статистической отчетности и
заканчивается их сдачей после заполнения в органы, проводящие наблюдение.
Собранные данные на этапе их подготовки к автоматизированной обработке
подвергаются арифметическому и логическому контролю. Оба эти контроля
основываются на знании взаимосвязей между показателями и качественными
признаками.
На заключительном этапе проведения наблюдения анализируются причины,
которые привели к неверному заполнению статистических бланков, и
разрабатываются предложения по совершенствованию наблюдения. Это очень
важно для организации будущих обследований.
Статистическое наблюдение, как правило, носит массовый характер. Это
проявляется в том, что при проведении наблюдения необходимо получить
данные от максимально возможного числа изучаемых единиц совокупности.

Page 14

Массовый охват совокупности позволяет получать наиболее точные данные,
характеризующие изучаемое социально-экономическое явление, выявить
имеющиеся закономерности и взаимосвязи.
Объектом наблюдения является промышленная фирма ЗАО «Корпорация
Глория Джинс».
Место наблюдения – г. Лесосибирск
Единица наблюдения - продукция фирмы «Корпорация Глория Джинс» -
джинсовые и трикотажные изделия для детей и взрослых
.
Цель наблюдения - определить деятельность фирмы.
Программа статистического наблюдения включает:
1. марка продукта;
2. разнообразие ассортимента продукции;
3. качество продукции;
4. качество упаковки;
5. уровень предпродажной подготовки;
6. уровень послепродажного обслуживания;
7. рыночная доля;
8. скорость изменения объема продаж;
9. наличие скидок.

Page 15

Заключение
Статистика изучает явления общественной жизни в конкретных условиях
места и времени, которые отражаются с помощью специального статистического
инструмента - статистического показателя. Показатели статистики играют
важную роль при выявлении характеристик общества и экономики государства.
Показатели необходимы при процессах социального планирования и управления,
экономического развития.
В данной работе рассмотрели основные вопросы государственной
статистики в России, определили ее задачи, оценили важность проведения
статистических наблюдений.
В настоящее время ведется работа по совершенствованию статистической
методологии и переходу РФ на принятую в международной практике систему
учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Page 16

Библиографический список
1. Соколин, В.Л. Российская статистика в интересах общества и
государства. / В. Л. Соколин // Вопросы статистики. – 2008. - №12 - С.3 – 13;
2. Программа социально – экономического развития России.
[Электронный ресурс] / режим доступа: http://www.government. ru.
3. Роль государства в антикризисном управлении. [Электронный ресурс] /
режим доступа: http://www.antikrizisno.ru
4. Становление современного Российского государства. [Электронный
ресурс] / режим доступа: http://www.statis.krs.ru
5. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс] / режим доступа:
http://www.orelgiet.ru

Информация о работе Задачи и принципы российской статистики