Введение в статистику

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:51, лекция

Описание работы

предмет,метод,задачи статистики

Содержание

1.Краткое историческое введение и термин статистика.
2.Предмет статистической науки.
3.Основные понятия – категории статистической науки.
4.Статистическая методология.
5.Отрасли статистики.
6.Задачи статистики.
7.Современная организация статистики в России.
8.Современная организация международной статистики.

Работа содержит 1 файл

Статистика.docx

— 38.60 Кб (Скачать)

     Меженный  Алексей Юрьевич. 

     Статистика.

     Экзамен. 

     Предмет, метод, задачи статистики. 

  1. Краткое историческое введение и термин статистика.
  2. Предмет статистической науки.
  3. Основные понятия – категории статистической науки.
  4. Статистическая методология.
  5. Отрасли статистики.
  6. Задачи статистики.
  7. Современная организация статистики в России.
  8. Современная организация международной статистики.
 

     Возникновение статистики обусловлено общественными  потребностями: подсчет населения, учет земельных угодий, имущества, скота  и т.д. наиболее ранние сведения о  таких работах в Китае относятся  прибл. к 23 веку до н.э.

     В Древнем Риме и других рабовладельческих  государствах производилась регистрация  рождений и смертей, проводились  имущественные цензы для выяснения  доходов свободных граждан.

     В эпоху развития феодализма, церковные  и феодальные хозяйства вели учет сельхозинвентаря, имущества, доходов  и т.д.

     Развитие  торговых отношений способствовало формированию описательной статистики. Например, в торговой республике Венеции, закон предписывал путешественникам сообщать в сенат подробные сведения о тех странах, которые они посетили.

     В 15 веке появились первые сборники, которые  содержали подобную информацию.

     Относительно  истории России следует отметить так называемое писцовое дело Московского  государства 15-17 столетий. В писцовых книгах содержится подробное описание земель, а также перепись дворов и населения.

     Большинство историков статистики связывают  формирование статистики как науки  с возникновением трех школ – направлений  статистики.

     Первая  школа – школа политических арифметиков (Англия, середина 17 века). В. Петти, Д. Граундт, Э Галлей.

     Например, английский экономист В. Петти является создателем экономической статистики. В своих работах он широко использовал средние величины и на сегодняшний день метод средних – один из основных в статистике. Также он разработал принципы организации статистического наблюдения. В настоящее время, статистическое наблюдение – единственный способ получения статистической информации. Также он разработал использование статистики, как прогноза.

     Дж. Гаундт является создателем демографической статистики. Она изучает данные о естественном движении населения (рождаемость-смертность, брачность-разводимость). Дж. Граундт первым вывел массовые закономерности: рождаемость выше в провинциях, чем в крупных городах; смертность выше в крупном городе, чем в провинции; рост численности населения города сопровождается ростом смертности; смертность выше в начале человеческой жизни.

     Э. Галлей известен разработками в области  теории статистики и теории вероятностей. Считается первооткрывателем закона больших чисел – основы теории вероятностей. Также он построил первую т.н. таблицу смертности. Таблица  смертности (доживаемости) – таблица средней продолжительности жизни. Она основана на теории вероятностей. В ней рассчитаны вероятности дожития до следующего возраста (отдельно для мужчин, женщин и для всех вместе). Т. Жирков, №1.

     У данной школы было много последователей в России.

     Второе  направление – школа государство  ведения (Германия, середина 17 века). Государство  ведение – первое название статистики.

     Г. Ахенваль ввел термин статистика. Это направление было в основном описательным, т.е. описывались государства, их устройства, климат, финансы, армии и т.д.

     Третье  направление – статистико-математическое. А. Кетле, К. Пирсон, Ф. Гальтон, Р. Фишер, М. Митчел. (Начало 19 века).

     А. Кетле (бельг.) – создатель двух теорий. Теории устойчивости статистических показателей и теории о статистической закономерности.

     Пирсон  и Гальтон создали теория корреляции.

     Работы  Фишера и Митчела – это в основном разработки в теории вероятностей и математической статистики.

     В середине 20 века это направление  преобразовалось в науку –  теорию вероятностей и математическую статистику.

     Относительно  России, следует отметить работы Кириллова  и Татищева в эпоху Петра Первого. В начале 19 века – работы Журавского, Каблукова.

     В 1861 г. – реформа, 1864 г. – созданы  земства (местные самоуправления губерний и уездов), в них возникла земская  статистика. Работы многих земских  статистиков – Орлов, Щербина, Червинский, Варзар – известны во всем мире. Также работы Семенова-Тянь-шаньского, напр., 1897 г. – первая перепись населения Российской империи.

     Конец 19 – также работы Чебышёва, Ляпунова и Маркова. Плюс работы Чупровых, Янсона.

     20 век: разработки Боярского, Некраша, Немчинова, Рябушкина и многих других ученых и практиков. 

     Термин  статистика употребляется в различных  значениях, например, в Оксфордском  словаре английского языка приводятся следующие разъяснения: статистика – это собранные и классифицированные числовые данные и сведения; статистика – это наука, изучающая методы сбора и обработки фактов и  данных, характеризующих человеческую деятельность и природные явления.

     В Российских толковых словарях: статистика – это получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей  количественные закономерности жизни  общества в неразрывной связи  с их качественным содержанием.

     Итого: статистика – наука, практическая деятельность, какой-либо массив информации. 

     Предметом изучения статистики являются массовые общественные явления и процессы общественной жизни. Изучение единичного в статистике является промежуточным моментом в исследовании массового. Массовое явление статистика изучает в виде особых больших групп, которые называются статистическими совокупностями.

     В каждом конкретном исследовании объектом исследования является та или иная статистическая совокупность.

     В отличие от математики, которая изучает  количество в отвлеченной форме, статистика имеет дело с цифрами, которые характеризуют размеры  определенных общественных явлений, т.е. выражают их качественные особенности.

     Статистические  цифры имеют три элемента.

  1. Количественная определенность.
  2. Место.
  3. Время.

     По  данным Росстата, численность постоянного  населения России на 1.07… Т. Жирков №2.

     Статистика  изучает не только размеры явлений, но и изменения, происходящие в явлениях во времени и пространстве; характеризует  структуру явлений и взаимосвязи  между явлениями.

     Статистика  – это отрасль общественной науки, которая изучает количественную сторону качественно определенных массовых явлений и процессов  в конкретных условиях места и  времени. 

     Основные  понятия – категории статистики. 

     Статистика  пользуется специальными терминами, которые  называются категориями статистической науки.

     Категорий много, основных – пять.

     Статистический  показатель – это количественная характеристика свойств изучаемого явления.

     Основные  классификации показателей. Т. Жирков №3.

     Статистический  Признак – это характерное свойство, черта, особенность явления, отличающая его от других явлений.

     Основная  классификация признаков. Т. Жирков №4.

     Количественные  признаки выражаются числовыми значениями, атрибутивные – смысловыми понятиями.

     Прерывный признак может принимать только целые значения (число детей в  семье, комнат в квартире). На основе прерывного признака статистика строит дискретный ряд распределения.

     Непрерывный признак может принимать как  целые, так и дробные значения в определенных пределах (возраст  работников, получаемая зарплата, стаж работы, объем товарооборота магазинов). На основе непрерывного признака статистика строит интервальный ряд распределения.

     Альтернативный  признак может принимать одно из двух противоположных значений (пол). На основе – ряд распределения  по альтернативному признаку.

     Классификационный признак принимает одно из возможных  значений, согласно принятой классификации (классификация уровня образования, см. табл. 6 лекции 3; профессий, видов  тканей). Статистика строит соответствующий  ряд распределения.

     В конкретных статистических исследованиях  признаки делятся на факторные, т.е. оказывающие влияние на другие признаки и, соответственно, результативные, т.е. испытывающие влияние других признаков.

     Соответственно  признаки делятся также на основные (существенные) и второстепенные (несущественные).

     Ряд распределения – это простейшая группировка, в которой указывается на какие группы разбита изучаемая совокупность (варианты, Хi ) и приводится численность единиц в каждой группе (частоты, fi).

     Вариация – это колеблемость, изменяемость величины признака в изучаемой совокупности.

     Варьирующий признак – это признак, принимающий различные значения у единиц данной совокупности.

     Статистическая  совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных, в соответствии с задачей исследования, по одному или нескольким общим существенным признакам и различающихся между собой по другим признакам.

     Единица статистической совокупности – это отдельный элемент явления, входящий в совокупность, который является носителем определенных признаков. (Если мы – совокупность, то каждый из нас – единица).

     Статистическая  закономерность – это количественная закономерность изменения или соотношения массовых общественных явлений во времени или в пространстве (Дж. Гаундт, на 100 девочек рождается 104-105 мальчиков в России). 

     Статистическая  методология. 

     Основной  метод исследования в статистике – это диалектический метод познания.

     Статистическая  методология – это совокупность специфических приемов и методов  исследования массовых общественных явлений.

     Применение  статистических методов в каждом конкретном исследовании зависит от поставленных задач и располагаемой  информации.

     Любое статистическое исследование состоит  из трех этапов.

  1. Массовое статистическое наблюдение.

     Основная  задача – исходя из конечной цели исследования, организовать и провести сбор информации. На этом этапе используется только один метод – массового статистического  наблюдения. Требования массовости единиц наблюдения обусловлены тем, что  изучаемые статистикой закономерности проявляются в достаточно большом  массиве данных на основе действия закона Больших чисел.

     Закон Больших чисел – при достаточно большом числе наблюдений разнонаправленные действия второстепенных факторов взаимно погашаются.

  1. Сводка и группировка результатов наблюдения.

     На  втором этапе собранные данные подвергаются классификации и систематизации. Основная задача этапа – переход  от единичных характеристик к  сводным (обобщенным) показателям. Для этого используются три метода: сводки, группировки, таблицы.

Информация о работе Введение в статистику