Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 18:51, лекция
предмет,метод,задачи статистики
1.Краткое историческое введение и термин статистика.
2.Предмет статистической науки.
3.Основные понятия – категории статистической науки.
4.Статистическая методология.
5.Отрасли статистики.
6.Задачи статистики.
7.Современная организация статистики в России.
8.Современная организация международной статистики.
Меженный
Алексей Юрьевич.
Статистика.
Экзамен.
Предмет,
метод, задачи статистики.
Возникновение
статистики обусловлено общественными
потребностями: подсчет населения,
учет земельных угодий, имущества, скота
и т.д. наиболее ранние сведения о
таких работах в Китае
В
Древнем Риме и других рабовладельческих
государствах производилась регистрация
рождений и смертей, проводились
имущественные цензы для
В эпоху развития феодализма, церковные и феодальные хозяйства вели учет сельхозинвентаря, имущества, доходов и т.д.
Развитие торговых отношений способствовало формированию описательной статистики. Например, в торговой республике Венеции, закон предписывал путешественникам сообщать в сенат подробные сведения о тех странах, которые они посетили.
В 15 веке появились первые сборники, которые содержали подобную информацию.
Относительно истории России следует отметить так называемое писцовое дело Московского государства 15-17 столетий. В писцовых книгах содержится подробное описание земель, а также перепись дворов и населения.
Большинство историков статистики связывают формирование статистики как науки с возникновением трех школ – направлений статистики.
Первая школа – школа политических арифметиков (Англия, середина 17 века). В. Петти, Д. Граундт, Э Галлей.
Например, английский экономист В. Петти является создателем экономической статистики. В своих работах он широко использовал средние величины и на сегодняшний день метод средних – один из основных в статистике. Также он разработал принципы организации статистического наблюдения. В настоящее время, статистическое наблюдение – единственный способ получения статистической информации. Также он разработал использование статистики, как прогноза.
Дж. Гаундт является создателем демографической статистики. Она изучает данные о естественном движении населения (рождаемость-смертность, брачность-разводимость). Дж. Граундт первым вывел массовые закономерности: рождаемость выше в провинциях, чем в крупных городах; смертность выше в крупном городе, чем в провинции; рост численности населения города сопровождается ростом смертности; смертность выше в начале человеческой жизни.
Э.
Галлей известен разработками в области
теории статистики и теории вероятностей.
Считается первооткрывателем
У данной школы было много последователей в России.
Второе
направление – школа
Г. Ахенваль ввел термин статистика. Это направление было в основном описательным, т.е. описывались государства, их устройства, климат, финансы, армии и т.д.
Третье
направление – статистико-
А. Кетле (бельг.) – создатель двух теорий. Теории устойчивости статистических показателей и теории о статистической закономерности.
Пирсон и Гальтон создали теория корреляции.
Работы Фишера и Митчела – это в основном разработки в теории вероятностей и математической статистики.
В середине 20 века это направление преобразовалось в науку – теорию вероятностей и математическую статистику.
Относительно России, следует отметить работы Кириллова и Татищева в эпоху Петра Первого. В начале 19 века – работы Журавского, Каблукова.
В 1861 г. – реформа, 1864 г. – созданы земства (местные самоуправления губерний и уездов), в них возникла земская статистика. Работы многих земских статистиков – Орлов, Щербина, Червинский, Варзар – известны во всем мире. Также работы Семенова-Тянь-шаньского, напр., 1897 г. – первая перепись населения Российской империи.
Конец 19 – также работы Чебышёва, Ляпунова и Маркова. Плюс работы Чупровых, Янсона.
20
век: разработки Боярского,
Термин
статистика употребляется в различных
значениях, например, в Оксфордском
словаре английского языка
В Российских толковых словарях: статистика – это получение, обработка, анализ и публикация информации, характеризующей количественные закономерности жизни общества в неразрывной связи с их качественным содержанием.
Итого:
статистика – наука, практическая деятельность,
какой-либо массив информации.
Предметом изучения статистики являются массовые общественные явления и процессы общественной жизни. Изучение единичного в статистике является промежуточным моментом в исследовании массового. Массовое явление статистика изучает в виде особых больших групп, которые называются статистическими совокупностями.
В каждом конкретном исследовании объектом исследования является та или иная статистическая совокупность.
В отличие от математики, которая изучает количество в отвлеченной форме, статистика имеет дело с цифрами, которые характеризуют размеры определенных общественных явлений, т.е. выражают их качественные особенности.
Статистические цифры имеют три элемента.
По данным Росстата, численность постоянного населения России на 1.07… Т. Жирков №2.
Статистика
изучает не только размеры явлений,
но и изменения, происходящие в явлениях
во времени и пространстве; характеризует
структуру явлений и
Статистика
– это отрасль общественной науки,
которая изучает количественную
сторону качественно
Основные
понятия – категории
Статистика пользуется специальными терминами, которые называются категориями статистической науки.
Категорий много, основных – пять.
Статистический показатель – это количественная характеристика свойств изучаемого явления.
Основные классификации показателей. Т. Жирков №3.
Статистический Признак – это характерное свойство, черта, особенность явления, отличающая его от других явлений.
Основная классификация признаков. Т. Жирков №4.
Количественные признаки выражаются числовыми значениями, атрибутивные – смысловыми понятиями.
Прерывный признак может принимать только целые значения (число детей в семье, комнат в квартире). На основе прерывного признака статистика строит дискретный ряд распределения.
Непрерывный
признак может принимать как
целые, так и дробные значения
в определенных пределах (возраст
работников, получаемая зарплата, стаж
работы, объем товарооборота магазинов)
Альтернативный признак может принимать одно из двух противоположных значений (пол). На основе – ряд распределения по альтернативному признаку.
Классификационный признак принимает одно из возможных значений, согласно принятой классификации (классификация уровня образования, см. табл. 6 лекции 3; профессий, видов тканей). Статистика строит соответствующий ряд распределения.
В конкретных статистических исследованиях признаки делятся на факторные, т.е. оказывающие влияние на другие признаки и, соответственно, результативные, т.е. испытывающие влияние других признаков.
Соответственно признаки делятся также на основные (существенные) и второстепенные (несущественные).
Ряд распределения – это простейшая группировка, в которой указывается на какие группы разбита изучаемая совокупность (варианты, Хi ) и приводится численность единиц в каждой группе (частоты, fi).
Вариация – это колеблемость, изменяемость величины признака в изучаемой совокупности.
Варьирующий признак – это признак, принимающий различные значения у единиц данной совокупности.
Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных, в соответствии с задачей исследования, по одному или нескольким общим существенным признакам и различающихся между собой по другим признакам.
Единица статистической совокупности – это отдельный элемент явления, входящий в совокупность, который является носителем определенных признаков. (Если мы – совокупность, то каждый из нас – единица).
Статистическая
закономерность – это количественная
закономерность изменения или соотношения
массовых общественных явлений во времени
или в пространстве (Дж. Гаундт, на 100 девочек
рождается 104-105 мальчиков в России).
Статистическая
методология.
Основной метод исследования в статистике – это диалектический метод познания.
Статистическая
методология – это совокупность
специфических приемов и
Применение статистических методов в каждом конкретном исследовании зависит от поставленных задач и располагаемой информации.
Любое статистическое исследование состоит из трех этапов.
Основная
задача – исходя из конечной цели исследования,
организовать и провести сбор информации.
На этом этапе используется только
один метод – массового
Закон Больших чисел – при достаточно большом числе наблюдений разнонаправленные действия второстепенных факторов взаимно погашаются.
На
втором этапе собранные данные подвергаются
классификации и