Автор: Настя К, 21 Ноября 2010 в 12:24, доклад
Со времени проведения Всероссийской переписи населения 2002 года демографическая ситуация по-прежнему остается одной из ключевых проблем в социально-экономическом развитии России.
В 2007 году принята Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, идет реализация приоритетного национального проекта «Здоровье», введены меры государственной поддержки семей, принята государственная программа по привлечению соотечественников. Весь комплекс этих мероприятий направлен на улучшение демографической ситуации в стране.
Для подавляющего большинства респондентов хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей.
Большинство опрошенных (84,2%) вполне осознают, что состояние их здоровья зависит, прежде всего, от них самих. Лишь в группе пенсионного возраста этот показатель уменьшается до 69,3%, что объясняется как высоким уровнем заболеваемости в этой группе, так и, видимо, влиянием прежних стереотипов сознания об ответственности системы здравоохранения за здоровье населения.
Вместе с тем основная масса обследованных на практике относится к собственному здоровью весьма небрежно. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Как свидетельствует совокупность полученных данных о распространенности положительных и отрицательных поведенческих факторов, влияющих на здоровье, доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25% обследованных.
Признавая на декларативном уровне важность здоровья, полезность занятий физической культурой, пагубность курения, употребления алкоголя и т.д., большинство людей в реальной жизни пренебрегают возможностями сохранения здоровья и рисками его потери.
3.2. Позитивную динамику в последний межпереписной период демонстрируют показатели рождаемости. В 2007 году родилось 1,6 млн.детей, что на 130,5 тыс.человек (на 9%) больше, чем в 2006 году. Суммарный коэффициент рождаемости составил 1,4 ребенка на женщину репродуктивного возраста. Рост данного показателя за 2007 год оказался наибольшим за период с 2000 года, когда в России началось увеличение уровня рождаемости.
В Чукотском АО, Республике Алтай, Республике Тыва и Чеченской Республике суммарный коэффициент рождаемости превысил значение, необходимое для простого воспроизводства населения (2,3 – 3,1). Наиболее низкий уровень рождаемости наблюдается в Ленинградской и Тульской областях, г. Санкт-Петербурге (менее 1,2).
В общем числе родившихся несколько снизился удельный вес матерей, не состоявших в зарегистрированном браке (с 29,2% в 2006 году до 28% в 2007 году).
Анализ повозрастной рождаемости показывает, что в 2007 году значительное увеличение числа родившихся, приходящихся на 1000 женщин соответствующего возраста, происходило в возрастах после 25 лет. Так, если в возрасте 20-24 лет этот показатель возрос на 2,0 %, то в группе 25-29 лет – на 10,4%, 30-34 года – на 16,5%, 35-39 лет – на 21,9%. И, по всей видимости, это были вторые дети. Средний возраст матери при рождении ребенка в 2007 году составил 27,0 лет (в городской местности - 27,3, в сельской - 26,4).
В 2008 году рост рождаемости продолжился. За январь-ноябрь 2008 года число родившихся составило 1,57 млн.человек, что на 6,7% больше аналогичного периода прошлого года. По предварительной оценке суммарный коэффициент рождаемости за 2008 год может составить 1,5 ребенка на женщину репродуктивного возраста, т.е. вплотную приблизится к среднеевропейскому уровню.
Между тем следует отметить, что рост числа родившихся, отмечаемый в России с 2000 года, в основном определялся экстенсивным фактором - увеличением числа женщин активного репродуктивного возраста (20-29 лет). Как уже было сказано выше, с 2010 года, вследствие изменения возрастной структуры населения, снижение числа родившихся неизбежно.
Специальные меры стимулирования рождаемости («материнский капитал», развитие системы пособий в связи с рождением и воспитанием детей, обеспечение потребности семей в услугах дошкольного образования, доступность жилья для семей с детьми и т.п.) согласно Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года должны привести к повышению интенсивности деторождения.
В уже упомянутом выше выборочном обследовании «Влияние поведенческих факторов на состояние здоровья населения» исследовались и репродуктивные ориентации мужчин и женщин. Только 16% респондентов в возрасте 15-59 лет (обследованию подлежало население в возрасте 15 лет и более) однозначно заявили о намерении иметь детей и еще 22% - при наличии необходимых условий (материальных, жилищных и т.п.).
4. Миграция населения
Внутренние миграции населения являются доминирующим компонентом в миграционных процессах регионов страны, их объемы и направления оказывают заметное влияние на перераспределение численности населения субъектов Российской Федерации. Передвижения внутри страны, связанные со сменой места жительства, в общем миграционном обороте составляют около 85%. На переселения из одного субъекта Российской Федерации в другой приходится более 40% внутрироссийских миграций.
После многолетнего сокращения миграционной активности россиян в последние два года наблюдается ее рост. В 2007 году во внутренних миграциях участвовало на 62,3 тыс. человек (на 3,2%) больше, чем в 2006 году (в 2006 году – на 24,3 тыс. человек, или на 1,3% больше, чем в 2005 году). Число внутрироссийских переселений в январе-ноябре 2008 года по сравнению с аналогичным периодом 2007 года вновь уменьшилось (на 52,8 тыс. человек, или на 2,9%).
В 2007-2008 годах сохранились тенденции потоков межрегиональных миграций, сложившиеся в начале 1990-х годов. Во внутренних миграциях поток устойчиво ориентирован с севера и востока в центр и на юго-запад. Два округа образуют миграционные полюса – Центр, который стягивает население со всей территории страны, и Дальний Восток, который во все федеральные округа население отдает. Центральный округ вобрал около трети населения, перераспределенного между округами (30,1%), а Сибирь и Дальний Восток потеряли почти 56 тыс. своих жителей.
Более трех четвертей (77%) всего миграционного прироста, получаемого Центральным федеральным округом в межрегиональных миграциях, аккумулируют Москва (26,8 тыс. человек) и Московская область (35,9 тыс. человек).
Дальний Восток терял население в обмене абсолютно со всеми округами, Сибирь – со всеми западными, и возместила менее 6% этих потерь за счет Дальнего Востока, Урал за счет Приволжья, Сибири и Дальнего Востока возместил 87,4% потерь.
Результат миграционного обмена населением (сальдо миграции) между федеральными округами Российской Федерации в 2007 году
Внешняя миграция составляет всего 15% от общего миграционного оборота, однако именно она оказывает влияние на изменение численности населения России в целом.
На учитываемые статистикой объемы международной миграции в большой степени сказываются изменения в законодательстве. В частности, резкое сокращение числа прибывших в 2001 году, по-видимому, объясняется введенными ограничениями приема граждан стран СНГ и Балтии. В последующие годы в статистический учет попадали все граждане России, прибывшие на постоянное жительство из-за пределов страны, и иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство.
Такая
ситуация привела к минимизации
потоков учитываемых
В последние годы среди всех иммигрантов более 95% составляли бывшие жители стран-участников СНГ, из них почти 60% - выходцы из Узбекистана, Украины и Казахстана.
Самым
привлекательным для таких
Учтенная эмиграция на протяжении двух десятилетий ежегодно уменьшается. При этом ее структура по странам предполагаемого проживания существенно меняется. В начале 1990-х годов число выбывших в страны – участники СНГ превышало число выбывших в страны дальнего зарубежья в 3-5 раз, в 2001-2005 годах их численность была практически одинаковой, начиная с 2006 года эмигрантов в страны СНГ в 2 раза больше, чем в другие зарубежные страны.
II. Всеобщая перепись населения – основной источник
социально-демографических данных о населении
Демографические процессы в Российской Федерации остаются неустойчивыми, и кризисные явления в их развитии далеко еще не преодолены. Реализация намеченных мер политики в области народонаселения требует больших усилий со стороны государства и общества, а для этого необходимо регулярное отслеживание и глубокий анализ демографических тенденций. В этих условиях для мониторинга демографических процессов, оценки эффективности мер демографической политики и демографических перспектив России необходимо надежное информационное обеспечение.
Это было отмечено и на заседании Совета при Президенте России по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 7 марта 2007 года. Как было сказано Президентом Российской Федерации Д.А.Медведевым, «дальнейшая разработка мер реализации демографической политики и определение необходимых объемов финансирования должны опираться на серьезную научную базу, в том числе и в области статистики, которая в этой сфере не всегда адекватна».
Для совершенствования развития государственной статистики в демографической сфере в 2008 году утвержден Перечень мероприятий Правительства Российской Федерации на 2008-2010 годы, который позволит расширить формы сбора и обработку текущих данных о населении.
Существующая в России система получения данных о населении состоит из трех взаимосвязанных компонентов: переписей населения, текущего учета демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов) и текущего учета миграции (случаев перемены постоянного места жительства), выборочных регулярных и единовременных обследований населения.
Однако ключевым и наиболее информативным источником по-прежнему остаются всеобщие переписи населения.
Формируемая Программа переписи (т.е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям: отражать современные информационные потребности общества, сохранять преемственность с предыдущими переписями, соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям и, что очень важно, быть понятной населению.
Перечень сведений, получаемых при Всероссийской переписи населения в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года № 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», можно сгруппировать по следующим темам: пол, возраст, гражданство, национальная принадлежность, владение языками, образование, состояние в браке и количество детей, место рождения и место жительства, источники средств к существованию, занятость и безработица, миграция, жилищные условия населения.
При этом итоги Всероссийской переписи населения, касающиеся распределения жителей страны по гражданству, национальной принадлежности, владению языками, уровню образования, брачному состоянию, являются уникальными (поскольку отсутствуют другие источники информации), что повышает ее значимость.
Всероссийская перепись населения является официальным источником информации о численности населения каждого населенного пункта в Российской Федерации. И, таким образом, ее итоги служат единственной исходной базой для оценки численности и половозрастной структуры населения (основных бюджетообразующих показателей) в межпереписной период.
Перепись населения дает возможность увидеть фактическое состояние народонаселения страны на определенный момент времени, анализировать произошедшие изменения и производить научно обоснованные прогнозные оценки. Ценность переписи населения состоит в том, что она позволяет получить комбинационные показатели (например, о числе одиноких матерей по числу детей и источникам средств к существованию и т.п.), всесторонне характеризующие жизнедеятельность населения, вплоть до мелкого населенного пункта.