Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 10:54, курсовая работа
Целью работы является изучение прогнозирования уровня и качества жизни населения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ);
Введение 3
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения 4
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни».
Основные показатели уровня жизни населения 4
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной политики
в Российской Федерации 8
2. Анализ современного состояния уровня и качества жизни
населения РФ (региона РФ) 11
2.1. Методы прогнозирования основных показателей уровня и
качества жизни населения 11
2.2. Современное состояние уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ) 13
3. Основные проблемы и прогнозные перспективы социального
развития РФ (региона РФ) 20
3.1. Основные проблемы социального развития РФ и альтернативные варианты их решения 20
3.2. Основные параметры прогноза развития человеческого капитала
и уровня жизни населения РФ 26
3.3. Прогнозные расчеты показателей уровня и качества жизни
населения 28
Заключение 33
Список литературы 35
Приложения 36
Содержание
Введение
Уровень
жизни рассматривается как
Ряд зарубежных авторов, в частности С. Макколл и М. Бунге, связывают качество жизни с благосостоянием, удовлетворением потребностей, пользой, счастьем или суммой необходимых условий всеобщего счастья. К примеру, С. Макколл считает ошибочной попытку определить «качество жизни» как состояние общего или среднего счастья людей в какой-либо географической области или каком-то обществе. «Качество жизни» по мнению С. Макколла, состоит в удовлетворении необходимых условий для общего счастья. Если такие условия создаются в том или ином обществе или регионе, то «качество жизни» высокое, если нет - низкое.
Целью работы является изучение прогнозирования уровня и качества жизни населения.
Для достижения указанной цели в работе ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения;
2. Провести анализ современного состояния уровня и качества жизни населения РФ (региона РФ);
3.
Выявить основные проблемы и прогнозные
перспективы социального развития РФ
(региона РФ).
1. Теоретические основы прогнозирования уровня и качества жизни населения
1.1. Сущность понятий «уровень жизни» и «качество жизни». Основные показатели уровня жизни населения
Качество
жизни рассматривается как
Категория «уровень жизни населения» не ограничивается лишь рамками доходов, а следовательно, и потреблением населения. Уровень жизни как характеристика народного благосостояния наряду с доходами и потреблением включает также условия труда и быта, объем и структуру рабочего и свободного времени, показатели культурного и образовательного уровня населения, а также здоровья, демографии и экологической ситуации.
Уровень жизни отражает степень развития и удовлетворения потребностей живущего в обществе человека. В соответствии со ст. 25 Конвенции МОТ № 117 «Об основных целях и нормах социальной политики» человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пишу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, а также право на обеспечение на случай безработицы, инвалидности или иной случай утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам. По рекомендации ООН уровень жизни представляет собой систему нескольких элементов: здоровье, в том числе демографические условия, пища, одежда, фонды потребления и накопления; условия труда, занятости, организации труда; образование, в том числе грамотность; жилище, включая его благоустройство; социальное обеспечение, человеческие свободы.
ООН отказалась в целом от какого-либо интегрального показателя уровня жизни. Вместе с тем для международного сопоставления уровня жизни ООН использует так называемый «индекс человеческого развития», включающий три интегральных индикатора: преобразованный национальный доход на душу населения, продолжительность жизни, образование.
Однако
главная черта социально-
Главной целью государственной политики в сфере социально-трудовых отношений является обеспечение каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом поддерживать необходимый уровень жизни. Достижение этой цели может быть обеспечено за счет ряда составных элементов этой политики. Среди них важное место занимает предоставление всем гражданам без какой-либо дискриминации равных возможностей для развития и применения своих способностей к труду в собственных интересах и в соответствии со своими стремлениями. Существенную роль призваны также играть: проведение политики доходов, направленной на повышение уровня и стандартов жизни населения посредством развития спроса на потребительском рынке и рынке платных услуг на основе осуществления федеральных (а также на уровне субъектов федерации) программ повышения экономической активности предприятий и населения; реализация социальных программ в сфере труда, включая программы содействия профессиональному развитию персонала на производстве, улучшению условий труда и его охраны: установление государственных гарантий защиты трудовых прав работников, обеспечение контроля и надзора за их соблюдением.
Категория «уровень жизни» была впервые введена К. Марксом в работе «Заработная плата, цена и прибыль» и рассматривалась как социально-экономическая характеристика уровня и степени удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей населения, отдельных территорий, классов и социальных групп, семьи и отдельного человека. Применительно к такой исходной позиции жизненный уровень в основе своей определяется уровнем развития материального производства, сферы услуг и экономики в целом.
В течение более пяти десятилетий управление экономикой России осуществлялось исходя из преимущественности развития производства средств производства (группы «А»), за счет сознательного ограничения жизненного уровня населения. Ограничение потребительского рынка в пользу развития производства как такового привело к замедлению роста уровня жизни населения и в результате к замедлению темпов роста всего производства. При избранной политике экономического развития иначе и быть не могло, ибо в сложившихся условиях заработная плата перестала быть стимулом сначала к высокопроизводительному труду, а потом и к труду вообще. Снижающийся жизненный уровень населения, как это сто крат подтверждено историей, не позволяет воспитывать работника, способного овладевать новой технологией, стремящегося к профессиональному росту, заинтересованному в инновационной деятельности и повышении эффективности труда и производства.
Самыми лучшими для жизни по всем показателям города: Монреаль, Мельбурн, Сиэтл (они набрали по 86 баллов), а наихудшим был Лагос (19 баллов). В некоторых городах бывшего СССР оценки качества жизни составили: в Киеве — 74 балла, в Москве — 64, в Ленинграде — 62, в Ташкенте — 60 баллов.
Дальнейшие поиски интегрального показателя привели к индексу развития города (CDI), который обобщает важнейшие индикаторы городского развития. Методика, применяемая для построения индекса развития города, аналогична используемой ПРООН при расчете индекса общественного развития. Отдельные субиндексы:
— инфраструктура (оборудованность жилья водопроводом, канализацией, электричеством, телефоном);
— организация сбора и удаления отходов (очистка сточных вод, удаление твердых отходов);
— здоровье населения (средняя продолжительность жизни при рождении, младенческая смертность);
—
образованность населения (уровень
грамотности взрослого
— городской продукт (удельный суммарный объем производства базовых отраслей экономики)
—
суммируются для получения
Таким образом, индекс развития города включает 5 компонентов и определяется по формуле средней арифметической из 5 индексов, что свидетельствует о равенстве составляющих для характеристики достигнутого уровня:
CDIi =
где Iij — субиндекс (компонент) i-го города j-го показателя; n — число показателей.
Величина сводного индекса изменяется от 0 до 100, при этом чем ближе она к 100, тем выше уровень развития, тем ближе достижение социально значимых ориентиров.
Любой компонент обобщенного индекса также является интегральным показателем, который рассчитывается по формуле, включающей отдельные общепринятые характеристики уровня развития. На основе формул составляющие индекса сводятся к относительным уровням (нормализуются перед усреднением), что приводит их к единой шкале измерений. [5, c.16-18]
1.2. Нормативно-правовая база формирования социальной политики в Российской Федерации
В Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 г., в той или иной форме воспроизведены положения Декларации, касающиеся прав граждан в сфере социального обеспечения. Это, с одной стороны, свидетельствует о дальнейшем развитии гуманистических принципов в отечественном праве, а с другой - говорит о недостаточно критичном отношении к отдельным декларативным формулировкам. Обратимся к рассмотрению конкретных статей Конституции России. В ст. 7 Конституции предпринята попытка дать определение "социального государства" через направленность его политики, результатом проведения которой должно стать создание условий, "обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Налицо явно неправовой характер такого определения, а отсюда - невозможность выявления, корректировки степени или уровня "социальности" государства.
И если Конституция содержит вполне реальные, четко очерченные положения, позволяющие на этом "фундаменте" построить здание, именуемое "правовым государством", то для формирования "социального государства" таких "кирпичиков" явно недостаточно, а в рассматриваемой сфере социального обеспечения они не заложены вовсе.
В части второй ст. 7 Конституции раскрываются отдельные направления политики "социального государства". Однако никаких конкретных правовых гарантий в сфере социального обеспечения они не содержат. Обеспечивать государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты можно на таком уровне и такими темпами, которые никогда не смогут обеспечить "достойную жизнь и свободное развитие человека". Сегодняшняя ситуация в экономике и социальной севере делают вовсе не беспочвенными такие опасения.
Из сказанного следует вывод, что ст. 7 Конституции не может быть в полной мере реализована без закрепления в Основном законе минимального социального стандарта.
Конкретизировать правовые гарантии в сфере социального обеспечения призвана ст. 39 Конституции, редакцию которой интересно проследить во взаимосвязи со ст. 26 Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Вряд ли имело бы смысл говорить о декларативности и неточности (в правовом' плане) отдельных положений ст. 26, если бы они оставались в рамках Декларации. Однако в свое время данная статья была воспроизведена в предыдущей Конституции и частично включена в действующую Конституцию. Проанализируем для примера первые части обеих статей. Часть первая ст. 26 Декларации:
"Каждый имеет право на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях". Часть первая ст. 39 Конституции:
Справедливо можно возразить, что Конституция - документ, "работающий" на перспективу, а сегодняшняя сложная ситуация в социальной сфере - явление временное. По эта временная ситуация может привести к таким негативным последствиям, результаты которых будут сказываться и в перспективе.
"Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом".
Нельзя не отметить, что формулировка "гарантируется социальное обеспечение" является неточной в правовом смысле. В контексте главы второй Конституции Российской Федерации, ст. 39, очевидно, должна устанавливать ПРАВО па различные виды социального обеспечения.
Потребность в различных видах социального обеспечения может меняться с изменением каких-либо социальных факторов, которые вызывают предусмотренную законом обязанность государства социально защитить человека. Поэтому более точной видится следующая формулировка части первой ст. 39 Конституции: