Труд в государственной политике

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:20, реферат

Описание работы

На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………….….. 3
2. Причины безработицы и ее формы………………………………….…... 3
3. Определение полной занятости……………….…………………….…... 4
4. Безработица как социально – экономическое явление……………….... 5
5. Основные задачи государственного регулирования
на рынке труда……………………………………………………………… 6
6. Политика занятости и регулирования рынка труда……………………. 7
7. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе…………………………………………….. 9
8. Заключение………………………………………………………………. 11
Список литературы………………………………………………………… 12

Работа содержит 1 файл

Труд в госуд политике России.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

Формой реализации государственной политики занятости  на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

В современных  условиях исходным постулатом стратегии  занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных  пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.

В “Федеральной целевой программе содействия занятости  населения РФ на 1998-2000 год” предусмотрена  необходимость обеспечения в  ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

Политика на рынке труда в ближайшем периоде  будет направлена на:

·        обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;

·        переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

·        достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

·        предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

·        создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

·        развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;

·        рост мобильности трудовых ресурсов.

К ключевым интегрированным  направлениям действий Правительства  РФ по решению проблем занятости  относится:

·        преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

·        экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

·        оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

·        разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

·        развитие гибких форм занятости;

·        последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

·        дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

улучшение качества рабочей среды, включая вопросы  условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

·        сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

·        проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

развитие и  повышение эффективности программных  услуг, реализуемых через государственную  службу занятости населения и  направленных на предотвращение безработицы  и возвращение лиц, не имеющих  работу, к активному труду

Государственное регулирование рынка труда целесообразно  рассматривать как многоуровневый процесс. В обобщённом виде иерархию процесса можно представить в  виде трёх уровней: макроуровня, регионального  уровня и микроуровня.

На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:

1. Согласование  финансово – кредитной, структурной,  инвестиционной, внешнеэкономических  политик с системой целей регулирования  рынка труда. К этой задаче относятся вопросы принятия решений о государственных заказах и закупках продукции, в первую очередь оборонного, инфраструктурного, экологического и социального назначения, о государственных инвестиционных программах, дотациях, субвенциях, кредитах и налоговых льготах, направленных на поддержание и развитие производства  в приоритетных отраслях. Особая задача - регулирование внешнеэкономических связей в интересах занятости.

2.Согласование  социальной, демографической, миграционной  политик с целями и приоритетами регулирования рынка труда. В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда.

3. Политика трудоустройства  и социальной поддержки незанятого  населения. В число задач данного  блока входят организационное  развитие Министерства труда  и социального развития, в том  числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда.

7. Государственная  система  занятости: структура, основные направления развития на современном этапе.

В основе государственной  системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных  уровней. На федеральном уровне - это  Государственный Фонд занятости  населения (ГФЗН), в каждом из субъектов  Федерации существуют региональные или республиканские фонды и  службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются  соответствующим  вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. 

Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной  статистики, налоговым органам и  получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости.

Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Взаимодействие  служб занятости с предприятиями - работодателями,  работниками или их представителями - строится на принципах социального партнерства.

Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:

1.  анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;

2.  вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;

3.  информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;

4.  оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;

5.  организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;

6.  оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;

7.  регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;

8.  разрабатывать республиканские и  региональные программы занятости;

9.  подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;

10.оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;

11.выдавать, в  соответствии с законом, пособие  по безработице, устанавливать  к ним надбавки с учетом иждивенцев и других обстоятельств;

12.публиковать  статистические данные о состоянии  рынка труда.

Все услуги федеральной  государственной службы, связанные  с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости,  происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной  федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.

Кроме того, служба занятости имеют право хранить  средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные  государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие  в фонд занятости, освобождаются  от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения

Средства  фонда занятости направляются на:

1.  оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;

2.  организацию общественных работ;

3.  выплату пособий по безработице и материальной помощи;

4.  возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;

5.  мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;

6.  расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.

Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как  гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.

Особенности занятости  и функционирования рынка труда  в промышленном регионе обусловлены  спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся  уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда  занятости населения ( ГФЗН ) используются в полной мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.

8. Заключение.

Государственный сектор экономики в настоящее  время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь  образующиеся организационные структуры  не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.

Широкое распространение  получила неполная занятость, вынужденные  отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.

Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых  на работу. Сокращается возможность  трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.

Информация о работе Труд в государственной политике