Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 21:20, реферат
На протяжении многих десятилетий политика управления трудовыми ресурсами в СССР отталкивалась не от интересов человека, а от потребностей, определяемых общей направленностью экономики на преимущественно экстенсивный рост. Она была подчинена задачам преодоления нехватки кадров, изыскания дополнительных источников рабочей силы для укомплектования растущего числа рабочих мест.
1. Введение……………………………………………………………….….. 3
2. Причины безработицы и ее формы………………………………….…... 3
3. Определение полной занятости……………….…………………….…... 4
4. Безработица как социально – экономическое явление……………….... 5
5. Основные задачи государственного регулирования
на рынке труда……………………………………………………………… 6
6. Политика занятости и регулирования рынка труда……………………. 7
7. Государственная система занятости: структура, основные направления развития на современном этапе…………………………………………….. 9
8. Заключение………………………………………………………………. 11
Список литературы………………………………………………………… 12
Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.
В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий.
В “Федеральной
целевой программе содействия занятости
населения РФ на 1998-2000 год” предусмотрена
необходимость обеспечения в
ближайшей перспективе
Политика на
рынке труда в ближайшем
· обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости населения;
· переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;
· достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;
· предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;
· создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;
· развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров;
· рост мобильности трудовых ресурсов.
К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:
· преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;
· экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
· оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;
· разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;
· развитие гибких форм занятости;
· последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;
· дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;
улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;
· сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;
· проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;
развитие и
повышение эффективности
Государственное
регулирование рынка труда
На макроуровне высшие органы законодательной и исполнительной власти призваны решать следующие основные задачи:
1. Согласование
финансово – кредитной,
2.Согласование
социальной, демографической, миграционной
политик с целями и
3. Политика трудоустройства
и социальной поддержки
В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне - это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению.
Органы службы
занятости на безвозмездной основе
предоставляют органам
Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.
Взаимодействие
служб занятости с
Служба занятости наделена широким кругом прав и обязанностей:
1. анализировать и прогнозировать состояние рынка труда;
2. вести учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства;
3. информировать обращающихся работников и работодателей о возможности получения работы и обеспечения рабочей силы;
4. оказывать гражданам помощь в подборе подходящей работы, а работодателям - в подборе необходимых работников;
5. организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации граждан в учебных заведениях службы занятости и других учебных заведениях;
6. оказывать услуги в профессиональной ориентации и трудоустройстве, высвобождаемым работником и другим категориям населения;
7. регистрировать безработных и оказывать им помощь в пределах своей компетенции;
8. разрабатывать республиканские и региональные программы занятости;
9. подготавливать предложения об использовании труда иностранных работников, привлекаемых на основе межправительственных соглашений;
10.оплачивать стоимость профессиональной подготовки и переподготовки, если трудоустройство требует получение новой профессии, также выплачивается стипендия за период учебы;
11.выдавать, в
соответствии с законом,
12.публиковать
статистические данные о
Все услуги федеральной государственной службы, связанные с обеспечением занятости граждан, предоставляются бесплатно. Финансирование мероприятий, связанных с разработкой и реализацией государственной политики занятости, происходит за счет средств ГФЗН, которые являются государственной федеральной собственностью и находятся в оперативном управлении и распоряжении Госкомстата РФ, а также его территориальных органов.
Кроме того, служба занятости имеют право хранить средства ГФЗН на депозитных счетах ЦБ РФ и приобретать краткосрочные государственные ценные бумаги. Доходы от такой деятельности, поступающие в фонд занятости, освобождаются от налогообложения и направляются на цели социальной защиты населения
Средства фонда занятости направляются на:
1. оплату расходов по профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и переподготовки безработных, включая выплату им стипендий;
2. организацию общественных работ;
3. выплату пособий по безработице и материальной помощи;
4. возмещение затрат пенсионному фонду в связи с назначением досрочных пенсий безработным;
5. мероприятия по созданию и сохранению рабочих мест;
6. расходы по анализу рынка труда, разработке программ занятости, информационного обеспечения, рекламы, научно - исследовательской деятельности и на содержание органов занятости.
Федеральная служба занятости, имея централизованное финансирование, оказывает услуги бесплатно как гражданам, так и работодателям, пропагандируя их сведения о вакансиях.
Особенности занятости и функционирования рынка труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимся уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления. Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим.
Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения ( ГФЗН ) используются в полной мере ( с необходимым переходящим остатком ), а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию.
Государственный сектор экономики в настоящее время не только сокращает свои масштабы, но и утрачивает однородность. Вновь образующиеся организационные структуры не поглощают полностью избыток рабочей силы, высвобождаемой с государственных предприятий. Это приводит к сокращению общего числа рабочих мест, а следовательно: снижению спроса на рабочую силу.
Широкое распространение получила неполная занятость, вынужденные отпуска. В связи с банкротством предприятий происходит массовое высвобождение работников.
Повышаются требования работодателей к уровню квалификации работающих и вновь принимаемых на работу. Сокращается возможность трудоустройства молодежи; женщин; пенсионеров; инвалидов; лиц, освободившихся из мест лишения свободы; выпускников учебных заведений.