Теория Хекшера, Эффект мастштаба, теория относительных преимуществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 16:19, шпаргалка

Описание работы

Теория Хекшера, Эффект мастштаба, теория относительных преимуществ, Теория мультипликатора,Поль Херси и Кен Бланшар

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 29.08 Кб (Скачать)
А.Смит четко сформулировал, что благосостояние наций зависит не столько от количества накопленного ими золота, сколько  от их способности производить конечные товары и услуги («простой продукт», по Пушкину). Поэтому основная задача состоит не в приобретении золота, а в развитии производства за счет разделения труда и его кооперации. Наилучшим образом это может  быть достигнуто в условиях, когда  производители абсолютно экономически свободны и могут самостоятельно в рамках существующих законов выбирать род своей деятельности. Эта политика получила название «лэссэ

Теория внешней  торговли А. Смита основана на многочисленных допущениях. Он принимает как аксиому, что: единственным фактором производства является труд; имеет место полная занятость, то есть все имеющиеся в наличии трудовые ресурсы используются на производство товаров; в международной торговле участвуют только две страны, которые торгуют друг с другом только двумя товарами; издержки производства остаются постоянными, а их снижение увеличивает спрос на товар; цена одного товара выражена в количестве труда, затраченного на производство другого; транспортные расходы по перевозке товаров из одной страны в другую равны нулю; внешняя торговля свободна от ограничений и регламентации. 
В соответствии с воззрениями А.Смита:1)правительствам следует не вмешиваться во внешнюю торговлю, поддерживать режим открытых рынков и свободы торговли;2)нации, так же как и частные лица, должны специализироваться на производстве тех товаров, в производстве которых у них есть преимущества, и торговать ими в обмен на товары, преимуществом в производстве которых обладают другие нации;3)внешняя    торговля    стимулирует развитие производительности труда путем расширения рынка за пределы национальных границ;4)экспорт является положительным фактором для экономики страны, ибо обеспечивает сбыт излишка продуктов, которые не могут быть проданы на внутреннем рынке;5)субсидии на экспорт являются налогом на население и ведут к повышению внутренних цен и поэтому должны быть отменены.  Теория абсолютных преимуществ  — страны экспортируют те товары, которые они производят с меньшими издержками (в производстве которых они имеют абсолютное преимущество), и импортируют те товары, которые производятся другими странами с меньшими издержками (в производстве которых преимущество принадлежит их торговым партнерам).

Теория сравнительных преимуществ

Рикардо доказал, что специализация в производстве выгодна даже стране, у которой нет абсолютных преимуществ, при условии, что у нее имеются сравнительные преимущества при производстве какого-либо товара. Каждая страна должна специализироваться на производстве товара, имеющего максимальную сравнительную эффективность. Рикардо открыл закон сравнительных преимуществ, согласно которому каждая страна специализируется на производстве тех товаров, по которым ее трудовые издержки сравнительно ниже, хотя абсолютно они могут быть иногда и несколько больше, чем за границей. Он приводит ставший классическим пример обмена английского сукна на португальское вино, в результате которого получают выгоду обе страны, даже если абсолютные издержки производства сукна и вина в Португалии ниже, чем в Англии. Автор полностью абстрагируется от транспортных расходов и таможенных барьеров и ориентируется на относительно более низкую цену сукна в Англии по сравнению с Португалией, что объясняет его экспорт и относительно более низкую цену вина в Португалии, что также объясняет экспорт последнего. В результате делается вывод, что свободная торговля ведет к специализации в производстве каждой страны, развитию производства сравнительно преимущественных товаров, увеличению выпуска продукции во всем мире, а также к росту потребления в каждой стране.

Эффект мастштаба.

Внешний эффект масштаба (external economies of scale) — снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов производства в отрасли в целом.Внутренний эффект масштаба (internal economies of scale) — снижение издержек на единицу товара в рамках фирмы в результате роста масштабов ее производства. 
Внешний эффект масштаба предполагает, что увеличивается количество фирм, производящих один и тот же товар, тогда как размер каждой из них остается неизменным. Обычно в этом случае рынок остается в достаточной степени конкурентным, что сближает закономерности торговли на базе этой модели с классическими теориями международной торговли, предполагавшими наличие совершенной конкуренции. 
Это означает, что экспортеры могут продать сколь угодно много товара по текущей цене, на которую они не могут оказать влияния. 
Внутренний эффект масштаба предполагает, что объем производства товара остался прежним, а количество фирм, производящих его, сократилось. В большинстве случаев это ведет к возникновению несовершенной конкуренции, при которой производители могут влиять на цену своих товаров и обеспечить увеличение объема продаж за счет снижения цены. Экстремальным случаем внутреннего эффекта масштаба является чистая монополия — ситуация на рынке, при которой фирма не имеет конкурентов для своих товаров. 
              

от  итальянского “mercante” – торговец, купец. Система экономических воззрений и экономическая политика, характерные для ХV-ХVII веков, заключающаяся в отождествлении богатства нации с золотом и серебром. Меркантилисты исходили из того, что источником прибыли является продажа товаров по более высоким ценам, по сравнению с их покупной ценой. Поэтому, по мнению меркантилистов, источником прибыли является внешняя торговля, то есть вывоз товаров в другие страны по более высоким ценам, чем те, по которым они были приобретены.

Меркантилизм сыграл довольно прогрессивную роль в развитии капиталистического производства, выражаясь первоначально в поощрении ввоза и запрещении вывоза драгоценных металлов, а затем в проведении системы мероприятий, направленных на развитие торговли и промышленности. 
К этому периоду относится создание таких крупных внешнеторговых компаний, опиравшихся на широкую государственную поддержку, как Ост-Индская, Вест-Индская. С деятельностью этих компаний связано множество удивительных историй, приключения отважных путешественников, которые описаны в западноевропейской и американской литературе.

Теория  Хекшера-Олина (модель, теория соотношения факторов производства) — в экономике утверждение, в соответствии с которым страна экспортирует товар, для производства которого интенсивно используется её относительно избыточный фактор производства, и импортирует товары, для производства которых она испытывает относительный недостаток факторов производства.Условия существования:во-первых, у стран-участниц международного обмена складывается тенденция к вывозу тех товаров и услуг, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и, наоборот, ввозить ту продукцию, по которой имеется дефицит каких-либо факторов;во-вторых, развитие международной торговли приводит к выравниванию "факторных" цен, т. е. дохода, получаемого владельцем данного фактора;в-третьих, существует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства замены экспорта товаров перемещением самих факторов между странами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Парадокс  Леонтьева (англ. Leontief's paradox) — наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 год. Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели внешней торговли.Леонтьев предположил, что доля капиталоёмких товаров в экспорте будет расти, а трудоёмких сокращаться. В действительности же при анализе торгового баланса США, доля трудоёмких товаров не сокращалась. В этом и состояла суть парадокса.Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что трудоёмкость товаров, импортируемых США, довольно велика, но цена труда в стоимости товара значительно ниже, чем в экспортных поставках США. Капиталоёмкость труда в США значительная, вместе с высокой производительностью труда это приводит к существенному влиянию цены труда в экспортных поставках. Нужно добавить, что доля трудоёмких поставок в экспорте США с 1947 года растёт опережающими темпами, подтверждая парадокс Леонтьева. Связанно это с ростом доли услуг, цены труда и структуры экономики США (по данным Министерства труда США, на февраль 2007 года в промышленном секторе занято 22,475 млн человек из 137,410 млн занятых в несельскохозяйственном секторе). Это приводит к росту трудоёмкости всей американской экономики, не исключая и экспорта.Большая часть импорта США потребительская, об этом говорит и высокий дефицит (более 130 млрд долларов в 2006) в торговле с Китаем и странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Общий импорт в США составил в 2006 году 2831 млрд долларов, при этом более 2,5 триллионов приходится на товарно-сырьевой импорт. Цены товарного импорта в среднем (за исключением сырья) увеличиваются медленнее роста внутренних цен США (в феврале 2007 года внутренние цены выросли на 0,4 %, цены не сырьевого импорта снизились на 0,1 %), что обусловлено высоким потенциалом трудовых рынков стран поставщиков. Такая ситуация приводит к росту капиталоёмкости Американской промышленности и снижению инфляции. До 1971 года (года отмены привязки доллара к золоту) масштабный импорт в США был связан с оттоком золота из резервов ФРС (страны-импортёры меняли доллары на золото), это приводило к росту инфляции и тормозило развитие экономики из-за высокой стоимости кредита, и за счёт необходимости производства многих товаров на территории США с высокой занятостью местной рабочей силы и низкой капиталоёмкостью продукции. Ямайская валютная система — с 1976 года, нетоварных денег (ничем не обеспеченных, гарантированных лишь законом) позволила США, комфортно наращивать дефицит торгового баланса (с 1975 года нарастающее дефицитный — с 9 миллиардов в 1976 году до 835 миллиардов долларов в 2006 году) без инфляции и с высоким ростом благосостояния населения (за счёт низкой стоимости потребительских товаров к цене труда в США). 
 
 
Поль Херси и Кен Бланшар разработали ситуационную теорию лидерства, которую они назвали теорией жизненного цикла,согласно которой самые эффективные стили лидерства зависят от “зрелости” исполнителей. Зрелость не следует определять в категории возраста. Зрелость отдельных лиц и групп подразумеваем способность нести ответственность за свое поведение, желание достигнуть поставленной цели, а также образование и опыт в отношении конкретной задачи, которую необходимо выполнить. Согласно Херси и Бланшару, понятие зрелости не является постоянным качеством лица или группы, а скорей характеристикой конкретной ситуации. Соответственно, руководитель может менять и свое поведение в зависимости от относительной зрелости лица или группы. Руководитель определяет эту зрелость, оценивая стремление к достижению, способность нести ответственность за поведение, а также уровень образования и опыт прошлой работы над порученными заданиями.Имеются четыре стиля лидерства, которые соответствуют конкретному уровню зрелости исполнителей:· Давать указания.· “Продавать”.· Участвовать. Делегировать. Первый стиль требует, чтобы руководитель сочетал большую степень ориентированности на задачу и малую - на человеческие отношения. Второй стиль - “продавать” - подразумевает, что стиль руководителя в равной и в высокой степени ориентирован и на задачу, и на отношения. В этой ситуации подчиненные хотят принять ответственность, но не могут, так как обладают средним уровнем зрелости Третий стиль характеризуется умеренно высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные могут, но не хотят отвечать за выполнение задания. Четвертый стиль характеризуется высокой степенью зрелости. В этой ситуации подчиненные и могут, и хотят нести ответственность. Модель жизненного цикла Херси и Бланшара рекомендует гибкий, адаптивный стиль руководства. Но как и другие модели лидерства, она не получила всеобщего признания. Критика подчеркивала отсутствие последовательного метода измерения уровня зрелости; упрощенное деление стилей и неясность в отношении того, смогут ли руководители на практике вести себя с такой степенью гибкости, как требует модель.  

 Теория  мультипликатора

 Отправным пунктом  в теории мультипликатора Кейнса является роль эффективного спроса в депрессивной экономике.

 Рост эффективного спроса означает, что вовлечение в  производство дополнительных рабочих  приводит к увеличению занятости, потребления  и дохода. Эту сторону воздействия  эффективного спроса Кейнс всячески подчеркивал. Он рассуждал так: первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости, потребления и дохода в связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. 
 
 
 

 Эфеект мастштаба

 Сообразно точке  зрения создателей данной теории, почти  все страны (в частности, индустриально  развитые) обеспечены главными факторами  производства в похожих пропорциях, и в данных условиях им станет рентабельно  продавать между собой при  специализации в этих отраслях, которые  характеризуются присутствием результата массового Производства. В данном случае специализация дозволяет  увеличить объемы изготовления и  создавать работа с наименьшими  расходами и, следовательно, сообразно  наиболее невысокой цене. Для того, чтоб данный результат массового производства смог быть реализован, нужен довольно ёмкий рынок. Интернациональная торговля играет в данном постановляющую значимость, так как дозволяет увеличить рынки сбыта. Иными словами, международная торговля дозволяет образовать единый интегрированный рынок, который больше, чем рынок хоть какой отдельно взятой страны, и таковым образом делает вероятным рекомендовать покупателям более продукции и сообразно наиболее невысоким ценам 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 .

 
   

 

Информация о работе Теория Хекшера, Эффект мастштаба, теория относительных преимуществ