Статистика вкладов и сбережений населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Августа 2011 в 17:04, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть общетеоретические аспекты сбережений и вкладов (депозитов) и понять, какую роль они играют в рыночной экономике.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы статистики вкладов и сбережений 5
1.1 Определение понятия сбережений 5
1.2 Общие определения вкладов, их классификация 10
1.3 Статистика сберегательного дела 15
Глава 2. Статистический анализ вкладов и сбережений ЗАО ВТБ 24 в 2007-2009 г.г. 19
2.1 Основные показатели деятельности 19
2.2 Структура привлеченных средств 23
2.3. Основные тенденции на рынке вкладов 27
Глава 3. Пути совершенствования статистики вкладов и сбережений 30
Список литературы 35
Приложения 37

Работа содержит 1 файл

курсовая р.docx

— 271.23 Кб (Скачать)

    Основными задачами статистики в этой сфере  являются:

    1) изучение сети сберегательных  учреждений;

    2) анализ уровня развития сберегательного  дела;

    3) характеристика состава и динамики  вкладов и вкладчиков;

    4) выявление закономерностей в  сберегательном деле.

    При изучении сферы сберегательного  дела статистика использует показатели объема, состава, динамики и эффективности  кредитно-расчетной и хозяйственной  деятельности.

    Одной из задач статистики сбережений является анализ структуры сбережений и свободных  денежных ресурсов у населения, их связи  с денежными доходами и расходами  населения. Характеристика обеспеченности населения сберегательными учреждениями является одним из основных направлений  статистики сбережений.

    В основе изучения обеспеченности населения  сберегательными учреждениями лежит  показатель числа сберегательных учреждений на 10 000 (100 000) человек постоянного населения:

    

    С помощью данного показателя проводится сравнительный анализ обеспеченности населения сберегательными учреждениями по территориям и времени. Также он используется в плановых расчетах потребности вложений для организации сберегательных учреждений в осваиваемых экономических районах.

    Второй  показатель обеспеченности населения  сберегательными учреждениями — это показатель численности населения в среднем на одно сберегательное учреждение:

    

    Данный  показатель является обратным для показателя числа сберегательных учреждений.

    Третий  показатель обеспеченности населения  сберегательными учреждениями —  это показатель уровня обеспеченности вкладчиков сберегательными учреждениями:

    

    где В — число вкладчиков (число лицевых счетов);

    fb — это доля вкладчиков в общей численности населения;

    n — это нагрузка на одно сберегательное учреждение.

    Показатель  уровня обеспеченности вкладчиков сберегательными  учреждениями b характеризует уровень концентрации сберегательного дела. Показатель доли вкладчиков в общей численности населения fb характеризует уровень развития сберегательного дела. На основании величины fb делают выводы об организационной деятельности сберегательных учреждений.

    Весьма  важным разделом статистики сбережений является изучение среднего размера  вклада, который зависит от уровня доходов населения. В статистике рассчитывается несколько моментных  показателей, характеризующих средний  размер вклада:

    1) средний остаток денег на одном  лицевом счете:

    

    где L — сумма остатков вкладов; В — число вкладчиков (число лицевых счетов);

    2) среднедушевой вклад:

    1N=

    где N — численность постоянного населения;

    3) средний размер вкладов на  одно сберегательное учреждение:

    1c=

    где С — число сберегательных учреждений.

    Средний размер вклада может быть определен:

    1) в целом по отдельному банковскому  учреждению;

    2) по видам вкладов (до востребования,  срочные и др.);

    3) по социальным группам населения;

    4) по регионам;

    5) по городскому и сельскому  населению.

    Для изучения влияния факторов на динамику среднего размера вкладов применяются статистические методы разложения индекса и абсолютного прироста результативного показателя по факторам.

    В статистике сберегательного дела рассчитываются два показателя уровня оборачиваемости вкладного рубля:

    1) число оборотов вкладов за  период:

    h=

    где В выд — оборот вкладов по выдаче;

    Средний остаток вкладов  за период рассчитывается по формулам средней хронологической для моментных рядов динамики:

    2) средний срок хранения вкладов:

     t=

    где D — количество дней в анализируемом периоде.

    Показатель  среднего срока хранения вкладного  рубля, рассчитанный в динамике, отражает стабильность вкладов.

    Для характеристики эффективности операций по приему и выдаче вкладов используются показатели прилива и оседания вкладов. С помощью этих показателей оценивают  скорость увеличения остатков вкладов.

    Прилив  вкладов является показателем абсолютной скорости увеличения остатков вкладов:

    

    где суммы поступивших за период и выданных вкладов;

    Коэффициент прилива вкладов:

    

    и коэффициент оседания вкладов:

    

    Данные  коэффициенты являются показателями относительной  скорости увеличения остатков вкладов.

    Глава 2. Статистический анализ вкладов и сбережений ЗАО ВТБ 24 в 2007-2009 г.г.

    2.1 Основные показатели деятельности

    ВТБ 24 — один из крупнейших российских банков. Входит в международную банковскую группу ВТБ. Сеть банка формируют  более 500 филиалов, дополнительных и  операционных офисов в российских городах.

    Основан 1 августа 2005 года на базе ЗАО "КБ "Гута-банк", контрольный пакет акций (85,81 %) которого был приобретён ВТБ в 2004 году.

    Основным  акционером ВТБ 24 является банк «ВТБ» (98,9270% акций). Также акционерами банка  являются ООО «ВБ-сервис» — 0,13% и  прочие акционеры, владеющие в общей  сложности 0,94% акций.

    «ВТБ 24» — розничный банк, специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий  малого бизнеса. По объёму розничных  операций на февраль 2008 года «ВТБ 24»  занимал второе место в России после Сбербанка.

    По  состоянию на ноябрь 2009 года у банка  действовало 500 филиалов и дополнительных офисов в 69 регионах страны, а также  филиалы в Азербайджане, Грузии, Белоруссии, Казахстане и Украине. На 1 января 2010 года региональная сеть состояла из 9 филиалов, 181 дополнительного офиса, 279 операционных офисов, 7 операционных касс вне кассового узла.

    Рассмотрим  основные показатели деятельности банка  в 2007-2009 г. г.

    Ключевыми задачами ВТБ24 в 2007 году являлись рост продаж и увеличение депозитной базы. Фактором для их успешной реализации стало развитие и оптимизация сети подразделений — как в городе Москве, так и в регионах.

    Данные  о финансовом положении ВТБ24 за этот период свидетельствуют о развитии бизнеса и росте объема операций. Балансовая прибыль банка за 2007 год составила 718,7 млн. рублей. Размер собственных средств (капитала) Банка вырос за 2007 год в 2,3 раза и по состоянию на 01.01.2008 составил 46,4 млрд. рублей (см. приложение 1).

    Активы  ВТБ24 за 2007 год увеличились в 1,9 раза — с 166,2 млрд. рублей до 323,2 млрд. рублей, кредитный портфель вырос в 1,9 раза и составил 261,0 млрд. рублей против 141,0 млрд. рублей на начало года. При этом объем портфеля розничных продуктов увеличился в 3,1 раза — до 208,7 млрд. рублей.

    Кредиты малому бизнесу за 2007 год выросли  с 20,5 млрд. рублей до 45,1 млрд. рублей, ипотечный  портфель — с 20,1 млрд. рублей до 82,2 млрд. рублей, потребительские кредиты  — с 19,7 млрд. рублей до 60,3 млрд. рублей, автокредиты — с 6,1 млрд. рублей до 17,4 млрд. рублей. За 2007 год совокупный объем обязательств ВТБ 24 вырос в 1,9 раза и по состоянию на 1 января 2008 года составил 279,6 млрд. рублей. Средства на счетах клиентов, включая физических лиц, выросли в 2,1 раза и составили 219,0 млрд. рублей, при этом объем вкладов  физических лиц вырос в 2,8 раза и  составил 174,2 млрд. рублей.

    Ключевыми задачами ВТБ24 в 2008 г. являлись сохранение тенденции опережающего рынок роста  кредитного и депозитного портфеля, совершенствование клиентского  обслуживания, развитие региональной сети, окончание миграции в ВТБ 24 розничного бизнеса Группы ВТБ.

    Данные  о финансовом положении Банка  за 2008 г. также свидетельствуют о развитии бизнеса и росте объема операций (см. приложение 2).Балансовая прибыль Банка до налогообложения за 2008 год составила 5 954,6 млн. рублей, чистая прибыль – 4 304,1 млн. рублей. Размер собственных средств (капитала) Банка вырос за 2008 г. в 1,6 раза и по состоянию на 01.01.2009 г. составил 71,9 млрд. рублей.

    Активы  Банка за 2008 г. увеличились в 1,9 раза — с 323,5 млрд. рублей до 601,6 млрд. руб., кредитный портфель вырос в 1,75 раза и составил 455,8 млрд. рублей против 261 млрд. рублей на начало года. При этом объем портфеля розничных продуктов  увеличился в 2 раза — до 423,3 млрд. рублей. Кредиты малому бизнесу за 2008 г. выросли с 45,1 млрд. рублей до 74,3 млрд. рублей, ипотечный портфель — с 82,2 млрд. руб. до 167,9 млрд. рублей, потребительские кредиты — с 60,3 млрд. рублей до 129,7 млрд. рублей, автокредиты — с 17,4 млрд. рублей до 38,8 млрд. рублей. За 2008 г. совокупный объем обязательств Банка вырос в 1,96 раза и по состоянию на 1 января 2009 г. составил 547,4 млрд. рублей. Средства на счетах клиентов, включая физических лиц, выросли в 1,67 раза и составили 365,2 млрд. рублей, при этом объем вкладов физических лиц вырос в 1,75 раза и составил 304,8 млрд. руб.

    Ключевыми задачами ВТБ 24 в 2009 г. являлись сохранение тенденции опережающего рынок роста  кредитного и депозитного портфеля, обеспечение качества кредитного портфеля, как в части управления просроченной задолженностью и ее сбором, так  и в части адаптации кредитных  процедур к негативным рыночным факторам, повышение эффективности управления затратами, оптимизация существующей сети продаж, совершенствование клиентского  обслуживания, а также модернизация ключевых банковских систем.

    Несмотря  на кризисные явления в российской экономике, 2009 год для Банка стал годом больших возможностей, которые  удалось успешно реализовать. Вразрез  с основными тенденциями в  банковском секторе Банк смог поддержать объемы кредитования и существенно  увеличить депозитную базу.

    Данные  о финансовом положении Банка  за этот период свидетельствуют о развитии бизнеса и росте объема операций. (см. приложение 3). За 2009 год уставный капитал Банка вырос в 1,5 раз и составил 50,6 млрд. рублей. Прибыль после налогообложения Банка за 2009 год составила 2,2 млрд. рублей.

    Размер  собственных средств (капитала) Банка вырос за 2009 г. в 1,4 раза и по состоянию на 01.01.2010 составил 97,4 млрд. руб. Активы Банка за 2009 г. увеличились в 1,2 раза — с 601,6 млрд. руб. до 708,5 млрд. руб. Объем портфеля розничных продуктов увеличился на 2,5% с 423,3 млрд. руб. до 433,9 млрд. руб. Потребительские кредиты выросли - с 129,7 млрд. рублей до 154,5 млрд. рублей, автокредиты – с 38,8 млрд. рублей до 45,0 млрд. рублей. Кредиты малому бизнесу за год снизились с 74,3 млрд. рублей до 71,2 млрд. рублей, ипотечный портфель - с 167,9 млрд. рублей до 142,6 млрд. рублей. За 2009 г. совокупный объем обязательств Банка вырос в 1,2 раза и по состоянию на 1 января 2010 г. составил 630,9 млрд. руб.

    Средства  на счетах клиентов по сравнению с 1 января 2009 года выросли в 1,4 раза и  на 1 января 2010 года составили 501,9 млрд. рублей (365,2 млрд. рублей на 1 января 2009 года). Объем срочных вкладов населения  в Банке по итогам 2009 года вырос  более чем в 1,4 раза и на 1 января 2010 года превысил 363,9 млрд. рублей.

    Рассмотрим  отдельно динамику изменения средств на счетах клиентов (включая вклады физических лиц) за выбранный период. 

    Таблица 1

    Средства клиентов (некредитных организаций)

    ЗАО ВТБ-24 в 2007-2009 г.г.

  Средства клиентов, млн. руб. ∆y_ц, млн. руб. ∆y_б, млн. руб. Т_ц, % Т_б, % ∆Т_ц, % ∆Т_б, % А,

млн. руб.

2007 г. 219,03 - 0,00 - 100,00 - 0,00 -
2008 г. 365,24 146,21 146,21 166,76 166,76 66,76 66,76 2,19
2009 г. 501,85 136,61 282,83 137,40 229,13 37,40 129,13 3,65

Информация о работе Статистика вкладов и сбережений населения