Статистика туризма

Автор: j********@list.ru, 26 Ноября 2011 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Задачей данной курсовой работы является применение основных статистических методов к данным туристической деятельности с целью выявления тенденций, зависимостей и связей. К методам, применяемым в курсовой работе относятся:
сводка и группировка;
расчет средних величин;
анализ рядов динамики;
расчет индексов;
расчет показателей выборочного наблюдения;
корреляционно-регрессионный анализ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ 4
1.1. ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ СТАТИСТИКИ ТУРИЗМА 4
1.2. СУЩНОСТЬ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТУРИЗМА 6
1.3. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИЗМА 7
1.4. СТАТИСТИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТУРИЗМА 8
1.5. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В РОССИИ 11
2. АНАЛИЗ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТУРИЗМА 15
2.1. СВОДКА И ГРУППИРОВКА ДАННЫХ 15
2.1.1. Типологическая группировка 15
2.1.2. Аналитическая группировка 15
2.1.4. Графическое изображение статистических данных 17
2.2. РАСЧЕТ СРЕДНИХ ВЕЛИЧИН 17
2.2.1. Средние арифметические 18
2.2.2. Структурные средние 18
2.3. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ВАРИАЦИИ 19
2.4. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ 21
2 5. КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ 22
2 5. АНАЛИЗ РЯДОВ ДИНАМИКИ 24
2.6. РАСЧЕТ ИНДЕКСОВ 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 32

Работа содержит 1 файл

курсовая ТУРИЗМ.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

     Туристский  поток – это постоянное прибытие в страну туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями:

  • общее число туристов;
  • число туродней;
  • средняя продолжительность пребывания туристов в стране (регионе).

     Для расчета числа туродней необходимо умножить число посетителей на среднюю  продолжительность (в днях) пребывания одного туриста в стране (регионе). Информация о туроднях важна при планировании общественной инфраструктуры и материально-технической базы туризма. Таким образом, туродни (Д) – это наиболее важная информация для специалистов, работающих в туризме:

     

,

где Ч  – число туристов; tcp – среднее число дней, проведенных в регионе одним туристом.

     Когда получены эти данные, нетрудно оценить  предполагаемые расходы каждого туриста за сутки. Но данные о расходах получатся в лучшем случае приблизительные и должны использоваться с осторожностью. Статистика по данному показателю обычно скрыта, а количество денег, потраченное во время отдыха, часто забывается туристом. Тем не менее местным властям и широкой общественности суммарные расходы путешественников в туристском регионе представляются наиболее понятными и впечатляющими данными. Величина суммарных туристских расходов ( ) в данном регионе определяется следующим образом:

     

где Рср – средние расходы туриста за сутки.

     Показатели, характеризующие состояние и  развитие материально-технической  базы туризма, определяют ее мощность в данной стране (регионе). К ним  относятся: коечный фонд гостиниц и  других средств размещения; число  мест на предприятиях питания, обслуживающих туристов; число мест на предприятиях развлечений (аквапарки, театры и т. д.), отведенных для туристов, и т. п.

     Показатели  финансово-экономической деятельности турфирмы включают:

  • объем реализации туристских услуг или выручку от реализации услуг туризма;
  • показатели использования рабочей силы (производительность труда, уровень расходов на оплату труда и пр.);
  • показатели использования производственных фондов (фондоотдача, оборачиваемость оборотных средств);
  • себестоимость услуг туризма;
  • прибыль;
  • рентабельность;
  • финансовые показатели (платежеспособность, ликвидность, финансовая устойчивость, валютная самоокупаемость и др.).

     Отдельно  выделяются показатели, характеризующие состояние и развитие международного туризма:

  • число туристов, посетивших зарубежные страны (определяется по числу пересечений государственной границы);
  • число туродней по иностранным туристам;
  • суммарные денежные затраты, произведенные туристами за время зарубежных поездок.

     Все вышеперечисленные показатели имеют определенное влияние на регион, в котором развивается туристская отрасль. Развитие туризма и увеличение объема услуг туризма требуют взвешенного подхода, так как очень высоки социальные последствия принимаемых решений.

     1.4. Статистические показатели туризма

     Статистическое  описание туристической деятельности включает два взаимосвязанных потока информации: со стороны спроса и  со стороны предложения. Первый поток  связан с обследованием туристов (дневниковым методом, проведением  обследований при пересечении государственной границы, в популярных туристических местах, на транспортных маршрутах), изучением бюджетов домохозяйств (расходы на поездки и прием родственников и знакомых), а также отдельных категорий путешествующих (студентов, школьников, предпринимателей, спортсменов и др.). Второй информационный поток описывает туризм со стороны институционных единиц: переписи, статистическая отчетность или выборочные обследования турфирм, средств размещения, данные ведомственной статистики (Таможенного комитета РФ и Центрального банка РФ на основе платежного баланса).

     К наиболее распространенным факторам спроса на туристические услуги относятся  следующие: половозрастной состав, образование, объем и структура свободного времени и платежеспособность населения, психология поведения и стиль потребления.

     К показателям, характеризующим туризм с позиций спроса, относятся: численность и состав туристов, их распределение по целям поездки, странам, длительности пребывания, по видам используемых транспортных средств; расходы туристов на поездку. При выборочных обследованиях туристов важно оценить диспозицию (готовность) лица совершить туристическую поездку: наличие загранпаспорта, визы, билеты, путевки.

     С позиции предложения туристических  услуг основными субъектами статистического  изучения выступают турфирмы и средства размещения.

     К туристическо-экскурсионным услугам  в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) относятся:

     I. Туристические услуги:

    • услуги турбюро, турагентств, бюро путешествий по бронированию и доставке путевок, оформлению документов;
    • туристический отдых и путешествия по турмаршрутам;
    • туристические походы выходного дня;
    • услуги для делового туризма;
    • рекламно-информационные услуги;
    • услуги по предоставлению мест проживания;
    • прочие услуги (проведение турсоревнований, обучение туристическим навыкам, профессиональная подготовка специалистов).

     II. Экскурсионные услуги:

    • реализация услуг бюро экскурсий, организация индивидуальных и групповых экскурсий;
    • экскурсии, которые подразделяются:

      по  видам – обзорные, тематические, музейные, пешеходные;

      по  месту проведения – городские, загородные, на маршрутах выходного дня;

      по  видам используемых транспортных средств  – теплоходные, авиационные, автобусные и прочие.

     Среди туристических фирм различают туроператоров, осуществляющих деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, и турагентов, выполняющих функции по продвижению и продаже туристических путевок. Статистическая отчетность для турфирм не разработана, но в качестве эксперимента собирается Петербургкомстатом начиная с 1998 г. В ней содержатся следующие показатели: число и деятельность турфирм (число организованных и проданных туров); численность и состав обслуженных туристов (по странам, целям посещения, продолжительности и сезонности пребывания); основные экономические показатели (среднегодовая численность персонала, стоимость основных средств, выручка от реализации услуг, прибыль или убыток, затраты на реализацию, рентабельность и сумма обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды).

     Под средствами размещения понимаются субъекты, регулярно или периодически предоставляющие  туристам размещение для ночевки. К  статистическим показателям деятельности гостиниц относятся: число гостиниц, обшая площадь (площадь номеров и подсобных помещений), единовременная вместимость (число установленных постоянных кроватей во всех номерах), число номеров (всего и в том числе люкс, одно-, двух-, трех-, и четырехместных), их жилая площадь, предоставлено место-дней (в целом и дифференцированно для российских и иностранных граждан, прибывших из стран СНГ и других стран), среднегодовая балансовая стоимость фондов, доходы и расходы по эксплуатации с выделением материальных затрат и численность работающих.

     Учет  движения клиентов и мест (по паспорту гостиницы, заселенных, забронированных, не готовых к проживанию) позволяет проанализировать использование номерного фонда гостиницы. Единицей учета выступает один место-день, за который принимается проживание одного лица на одном месте в течение суток. Ведется автоматизированный учет заселенных место-дней за каждые сутки и нарастающим итогом с начала периода. Для оценки эффективности деятельности гостиницы строятся показатели: 

Коэффициент использования место-дней Число занятых  посетителями место-дней нарастающим  итогом за период
Число мест по паспорту гостиницы Число календарных дней в периоде
 
Средняя продолжительность пребывания, дней Число занятых  посетителями место-дней нарастающим  итогом за период
Число мест по паспорту гостиницы Число

посетителей

 

     Эффективность деятельности фирм в сфере туризма может быть оценена экономически (рентабельность и сумма налоговых поступлений) и социально (рост занятости при росте спроса на туристические услуги). Комплексный анализ доходности туризма в целом и на уровне каждой отдельной фирмы можно охарактеризовать на основе следующей системы показателей:

     Д = Т · Н · П · У,

где Д – доход от основной деятельности; Т – численность занятых; Н – нагрузка на персонал – число обслуженных туристов в среднем на одного занятого; П – длительность пребывания туриста; У – удельная доходность за один место-день.

     Система показателей в сфере туризма  включает следующие основные разделы:

    • показатели спроса на туристические услуги;
    • показатели ресурсов туризма (трудовых, институционных, материально-технических, природно-исторических);
    • показатели рекламы туристических услуг и посещаемых мест и маршрутов;
    • показатели производства туристических услуг и их реализации;
    • показатели финансового состояния и эффективности туризма;
    • макропоказатели в сфере туризма (валовой внутренний продукт, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, импорт и экспорт туристических услуг, ввоз и вывоз валюты туристами).

     Малоизученным направлением в сфере туризма  является обобщение результатов  деятельности субъектов на уровне региона. ВТО разработала классификацию туристических расходов и две экономические модели по их формированию.

     Классификация туристских расходов включает:

  1. Комплексные поездки, пакеты услуг на отдых, комплексные туры.
  2. Размещение.
  3. Питание и напитки.
  4. Транспорт (воздушный, водный, сухопутный).
  5. Рекреационные, культурные и спортивные мероприятия.
  6. Посещение магазинов.
  7. Прочие расходы (финансовые, медицинские и образовательные услуги, дорожные расходы).

     Первая  «Модель соотношения расходов»  построена на соотношении данных, характеризующих расходы на размещение туристов в коллективных средствах размещения, с выборочными обследованиями путешествующих.

     Вторая  «Модель стоимостного коэффициента расходов» строится на основе совмещения данных, полученных в результате обследования домашних хозяйств и учета стоимости действующих тарифов на услуги по обслуживанию туристов.

     Составлением  общей суммы расходов посетителей  туристов с их числом, соотношения  доходов, прибыли и налоговых  поступлений от туристической сферы  и занятости в ней проводится социально-экономическая оценка эффективности развития туризма на данной территории, ведется поиск резервов и потенциальных возможностей для развития туристической индустрии.

     1.5. Развитие туризма в России

 
 

     Проведённый Ростуризмом анализ статистических данных по итогам 2006 года по въездному и выездному туристским потокам показал следующее.

     Количество  поездок иностранных граждан  в Российскую Федерацию по итогам года составило 22486044, что на 1,3% больше, чем в 2005 году, при этом число поездок с целями туризма выросло на 2%.

     Основной  прирост достигнут за счёт числа  туристических поездок со служебными целями. Эти данные подтверждают вывод, сделанный по итогам 9 месяцев прошлого года: расширение международного сотрудничества с Россией, развитие в нашей стране индустрии MICE ведёт к опережающим темпам роста деловых поездок по сравнению с другими видами туризма.

Информация о работе Статистика туризма