Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:13, реферат
Статистика туризма, наряду со статистикой туристских потоков, включает второй, не менее важный раздел - статистику туристских доходов и расходов. Он содержит стоимостные оценки туризма, необходимые при изучении его влияния на национальную экономику, в частности платежный баланс страны, а также для характеристики секторов самой индустрии туризма.
Без доходов от международный транспортных перевозок.
… Данные отсутствуют.
Объем поступлений от международного туризма широко используется для оценки уровня доходности туристского направления. Но более точными показателями являются доход с одного прибытия и размер туристского дохода, приходящийся на душу населения. Картина, составленная на основе этих показателей, резко отличается от той, что была представлена выше.
В 1995 г. ВТО провела исследование доходности туристских направлений. Поступления с одного прибытия составили в среднем 708 ам. долл. Значения этого показателя сильно варьировались по миру. Доход с прибытия был ниже в странах (Канада, Мексика), имеющих общую сухопутную границу с главными странами-поставщиками туристов (в данном случае США), а также в социалистических (бывших социалистических) странах (Китай). Высокий уровень доходов с прибытия отмечается в тех дестинациях, которые удалены от крупных рынков выездного туризма, характеризуются высокой стоимостью жизни или ориентированы на туристскую элиту.
Малайзия и Индонезия служат классическим примером различий в доходности туристских направлений. В обеих странах туризм находится на одной ступени развития. Но Малайзия принимает в основном туристов из соседних Сингапура и Таиланда, и ее доход с прибытия составил в 1995 г. 523 ам. долл., а Индонезии 1209 ам. долл.
Результаты исследования ВТО показали, что в 1995 г. по доходам с одного прибытия лидировали страны Северной Европы - Дания (2,3 тыс. ам. долл.) и Финляндия (2,1 тыс. ам. долл.). По абсолютному показателю поступлений от международного туризма они не входили в первую десятку. США передвинулись с 1-й на 19-ю позицию (1,4 тыс. ам. долл. с прибытия). Франция, Италия и Испания вообще не оказались в числе 50 наиболее доходных туристских дестинаций, что не может не беспокоить национальные туристские администрации.
Услуги в сфере въездного туризма имеют свои особенности. И главное, конечно, касается учета расходов по такому виду туризма. Об этом мы и поговорим в нашей статье. КАК ОТРАЖАТЬ РАСХОДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТУРПРОДУКТА?
Туристский продукт включает в себя комплекс различных услуг, которые предоставляются туристу в зависимости от цели путешествия. Как правило, иностранные туристы заказывают у российских туроператоров услуги по размещению, питанию, транспортному, экскурсионному и культурно-развлекательному обслуживанию, а также услуги гида-переводчика. Услуги по перевозке и страхованию обычно оказывают иностранные перевозчики и страховые компании.
Отсюда и возникают расходы туроператора, которые подразделяются на два вида. Это производственные расходы, которые связаны с производством туристского продукта, и коммерческие затраты на продвижение и продажу туристского продукта, например расходы на рекламу и вознаграждение агентствам.
Себестоимость турпродуктов в части прямых расходов (стоимость услуг, приобретаемых непосредственно у поставщиков, например авиабилеты) и косвенных расходов, непосредственно связанных с формированием продукта, учитывается на счете 20 «Основное производство», а затем списывается в дебет счета 43 «Готовая продукция» по каждому сформированному турпродукту.
Расходы на оплату труда сотрудников отделов формирования туров, маркетинга, отдела продаж учитываются на счете 20, расходы остального персонала – на счете 26 «Общехозяйственные расходы» (здесь же учитываются расходы на содержание помещений, коммунальные и другие расходы, оплаченные за услуги сторонних организаций).
Расходы на рекламу, участие в выставках, издание каталогов отражаются на счете 44 «Расходы на продажу».
Как быть с расходами будущих периодов?
Предварительно затраты на приобретение прав на услуги сторонних организаций, которые туроператор предполагает использовать для производства туристского продукта в текущем отчетном периоде или в следующих отчетных периодах, отражаются на счете 97 «Расходы будущих периодов». Правда, при условии, что эти права приобретаются комплексно на длительный срок их использования.
Если же права на услуги сторонних организаций с длительным сроком действия не были использованы при производстве туристского продукта и не были проданы обособленно от него, то по окончании срока их действия стоимость этих прав включается в себестоимость турпродукта как технологические потери.
При расчете налога на прибыль организаций и единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходы, связанные с расчетами за услуги, входящие в туристский продукт, учитываются по статье «Материальные расходы» (подп. 6 п. 1 ст. 254, подп. 5 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Перечень прямых расходов, установленный для целей налогообложения, фирма должна закрепить в учетной политике. А накладные расходы туроператор в качестве косвенных расходов в полном объеме может относить к расходам текущего отчетного периода.
Расходы по трансферу
Практически каждый турпродукт при въездном туризме предполагает такой вид услуг, как трансфер. В международной практике под трансфером понимается любая пересадка с одного вида транспорта на другой. Среди российских турфирм трансфер – транспортировка туристов из аэропорта или вокзала до гостиницы и обратно, а также доставка их до аэропорта или вокзала в месте отправления в путешествие и встреча их при возвращении.
Услуги по трансферу могут быть оказаны транспортной организацией по заказу турфирмы или самостоятельно турфирмой, если у нее есть для этого собственный автотранспорт.
Внимание: нужна лицензия
Чтобы осуществлять трансфер собственными легковыми машинами или микроавтобусами (если количество пассажиров больше восьми) за плату, необходимо получить лицензию (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
Порядок лицензирования такой деятельности определен постановлением Правительства РФ от 30 октября 2006 г. № 637.
Затраты на оплату трансфера относятся на себестоимость туристского продукта как затраты по транспортному обслуживанию.
Если трансфер организуется через транспортное предприятие, между туроператором и перевозчиком заключается договор перевозки. Такой договор обычно оформляется в виде заказа на выделение транспортного средства. При перевозках легковым автотранспортом может заключаться договор аренды транспортного средства с экипажем.
Транспортные предприятия выписывают путевой лист легкового автомобиля (форма № 3) или путевой лист автобуса не общего пользования (форма № 6 (спец)). Отрывные талоны к путевым листам остаются у туроператора и служат для подтверждения факта оказания транспортных услуг.
Типовые формы этих путевых листов утверждены постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78.
Довольно часто складывается ситуация, когда не все места в автотранспортном средстве заняты туристами, хотя туроператором они оплачены. При этом вся сумма затрат по оплате трансфера может быть отнесена на себестоимость турпродукта как затраты по невостребованной туристами части услуг, права на которые приобретаются партиями, блоками и иными неразделяемыми комплексами для целей формирования туров. Стоимость транспортных услуг, относимая на себестоимость турпродукта, может быть рассчитана исходя из доли мест, занятых туристами, и невостребованных мест.
Если туроператор реализует услуги по проезду на свободных местах отдельно от реализации турпродукта, он должен вести раздельный учет выручки и затрат по таким услугам.
Если туроператор сам занимается перевозками, то в этом случае расходы по эксплуатации автотранспорта необходимо подтвердить следующими документами:
– путевыми листами, которые выдаются водителям;
– платежными документами на приобретение ГСМ.
А затраты на парковку автомобиля могут подтверждаться квитанцией за парковку автомобилей, которая считается бланком строгой отчетности (письмо Минфина России от 24 февраля 1994 г. № 16-38).
Расходы на организацию экскурсионного и культурно-развлекательного обслуживания
Многие турфирмы покупают в билетных кассах за наличный расчет экскурсионные путевки в музеи, билеты в театры, кино, на концерты и на посещение других развлекательных мероприятий. При этом документами, подтверждающими такие расходы, являются бланки строгой отчетности. Отметим, что расходы, принимаемые в целях налогообложения, должны соответствовать критериям, предусмотренным статьей 252 Налогового кодекса РФ.
Так, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Учитывая нормы Налогового кодекса РФ, документами, подтверждающими расходы, оформленные бланками строгой отчетности, могут являться: калькуляция турпродукта, программа туристической поездки, акт, составленный работниками турфирмы и подтверждающий произведенные расходы, и другие документы.
РАСХОДЫ ПО ВАЛЮТНЫМ ОПЕРАЦИЯМ
Если турфирма занимается въездным туризмом, то есть принимает иностранных туристов в России, то, как правило, она получает за такие услуги выручку в иностранной валюте.
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам турфирмы, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Основание – пункт 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н. А также пункты 4, 5, 6, 20 ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», утвержденного приказом Минфина России от 27 ноября 2006 г. № 154н.
Если турфирма продает валютную выручку, то поступления от продажи иностранной валюты признаются в бухучете прочими доходами, а расходы, связанные с продажей иностранной валюты, прочими расходами. При этом расчеты по продаже валюты отражаются на счете 91 «Прочие доходы и расходы».
В налоговом учете турфирмы сумма комиссии банка, а также отрицательная разница, возникшая в результате отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, признаются внереализационными расходами (подп. 6, 15 п. 1 ст. 265, подп. 9 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ). Также к внереализационным расходам можно отнести курсовую разницу, возникшую при пересчете валютных средств турфирмы на дату продажи валюты (подп. 5 п. 1 ст. 265, подп. 6 п. 7 ст. 272 Налогового кодекса РФ).
При «упрощенке» можно учесть не все расходы при продаже валюты
Если турфирма применяет упрощенную систему налогообложения, расходы в виде отрицательной разницы, возникшей в результате отклонения курса продажи иностранной валюты от официального курса ЦБ РФ, не учитываются при расчете единого налога. Ведь такие расходы не поименованы в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ, который содержит закрытый перечень расходов.
9
Информация о работе Статистика туристских доходов и расходов