Статистическое изучение взаимосвязей:корреляционный анализ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:59, курсовая работа

Описание работы

В основе первого этапа статистического изучения связи лежит качественный анализ изучаемого явления, связанный с анализом природы социального или экономического явления методами экономической теории, социологии, конкретной экономики. Второй этап – построение модели связи. Он базируется на методах статистики: группировках, средних величинах, таблицах и т. д. Третий, последний этап – интерпретация результатов – вновь связан с качественными особенностями изучаемого явления.

Содержание

Глава 1. Статистическое изучение взаимосвязей: корреляционный анализ.
1.1) Измерение взаимосвязей между социально-экономическими явлениями……………………………………………………………………...
1.2) Статистические методы изучения связей………………………
1.3) Выбор формы связи………………………………………………
1.4) Основные понятия корреляционно-регрессионного анализа….
Глава 2. Расчетная часть………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Курсовая по статистике.docx

— 37.77 Кб (Скачать)

                        Содержание 

    Глава 1. Статистическое изучение взаимосвязей: корреляционный анализ.

     1.1) Измерение взаимосвязей между социально-экономическими         явлениями……………………………………………………………………...

     1.2) Статистические методы изучения связей………………………

     1.3) Выбор формы связи………………………………………………

     1.4) Основные понятия корреляционно-регрессионного анализа….

    Глава 2. Расчетная  часть…………………………………………………. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

                         
 

       1.1. Измерение взаимосвязей между социально-экономическими         явлениями.

   Исследование объективно существующих  связей между явлениями – важнейшая  задача общей теории статистики.

     В процессе статистического исследования зависимостей вскрываются причинно-следственные отношения между явлениями, что  позволяет выявлять факторы (признаки) оказывающие существенное влияние  на вариацию изучаемых явлений и  процессов. Причинно-следственные отношения  – это связь явлений и процессов, когда изменение одного из них  – причины – ведет к изменению  другого – следствия.

     Правильно вскрытые причинно-следственные связи  позволяют установить силу воздействия  отдельных факторов на результаты хозяйственной  деятельности. Социально-экономические  явления представляют собой результат  одновременного воздействия большого числа причин. Следовательно, при  изучении этих явлений необходимо выявлять главные, основные причины, абстрагируясь  от второстепенных.

     В основе первого этапа статистического  изучения связи лежит качественный анализ изучаемого явления, связанный  с анализом природы социального  или экономического явления методами экономической теории, социологии, конкретной экономики. Второй этап –  построение модели связи. Он базируется на методах статистики: группировках, средних величинах, таблицах и т. д. Третий, последний этап – интерпретация  результатов – вновь связан с  качественными особенностями изучаемого явления.

     Статистика  разработала множество методов  изучения связей, выбор которых зависит  от целей исследования и от поставленных задач. С вязи между признаками и  явлениями, ввиду их большого разнообразия, классифицируются по ряду оснований.

     Признаки  по их значению для изучения взаимосвязи  делятся на два класса:

     1)признаки, обуславливающие изменение других, связанных с ними признаков,  называются факторными, или просто  факторами;

     2)признаки, изменяющиеся под действием факторных  признаков, называются результативными.

     Связи между явлениями и их признаками классифицируются по степени тесноты  связи, направлению и аналитическому выражению.

     В статистике различают функциональную связь, при которой определенному  значению факторного признак соответствует  одно и только одно значение результативного  признак; и стохастическую связь, при которой причинная зависимость проявляется не в каждом отдельном случае, а в общем, среднем при большом числе наблюдений. Частным случаем стохастической связи является корреляционная связь.

     По  направлению выделяют связь прямую и обратную.

     При прямой связи с увеличением или  уменьшением значений факторного признака происходит увеличение или уменьшение результативного (н-р, рост производительности труда способствует увеличению уровня рентабельности производства).

     В случае обратной связи значения результативного  признака изменяются под воздействием факторного, но в противоположном  направлении по сравнению с изменением факторного признака (например, с увеличением уровня фондоотдачи снижается себестоимость единицы произведенной продукции).

     По  аналитическому выражению выделяют связи прямолинейные (линейные) и нелинейные (криволинейные). Если статистическая связь между явлениями может приближенно выражена уравнением прямой линии, то ее называют линейной связью; если же она выражается уравнением какой-либо кривой линии (параболы, гиперболы и др.), то такую связь называют нелинейной.

                    

                    
 

                     1.2. Статистические методы изучения связей.

     В статистике не всегда требуются количественные оценки связи. Часто важно определить лишь ее направление и характер, выявить форму воздействия одних  факторов на другие. Для выявления  наличия связи. Ее характера и  направления в статистике используются методы: приведения параллельных данных; балансовый метод; метод аналитических  группировок; графический; корреляции.

     Метод приведения параллельных данных заключается  в том, что полученные в результате сводки и обработки материалы  располагают в виде параллельных рядов и сопоставляют их между  собой для установления характера  и тесноты связи.

     Графически  взаимосвязь двух признаков изображается с помощью поля корреляции. В системе  координат на оси абсцисс откладываются  значения факторного признака, а на оси ординат – результативного. Каждое пересечение линий, проводимых через эти оси, обозначается точкой. При отсутствии тесных связей имеет  место беспорядочное расположение точек на графике. Чем сильнее  связь между признаками, тем теснее будут группироваться точки вокруг определенной линии, выражающей форму  связи.

     Балансовый  метод состоит в том, что данные взаимосвязанных показателей изображаются в виде таблицы и располагаются  таким образом, чтобы итоги между  отдельными ее частями были равны, т. е. чтобы был баланс. Балансовый метод  используется для характеристики взаимосвязи  между производством и распределением продуктов, денежными доходами и  расходами населения и т. д. Почти  все внутренние и внешние хозяйственные  связи выражаются в виде балансов.

     Метод аналитических группировок состоит  в том, что единицы статистической совокупности группируются, как правило, по факторному признаку и для каждой группы рассчитывается средняя или  относительная величина по результативному  признаку. Затем изменения средних  или относительных значений результативного признака сопоставляются с изменениями факторного признака для выявления характера связи между ними.

     Роль  корреляцонно-регрессионного анализа в обработке экономических данных.

     Корреляционный  анализ и регрессионный анализ являются смежными разделами математической статистики, и предназначаются для  изучения по выборочным данным статистической зависимости ряда величин; некоторые  из которых являются случайными. При  статистической зависимости величины не связаны функционально, но как  случайные величины заданы совместным распределением вероятностей. Исследование взаимосвязи случайных величин  биржевых ставок приводит к теории корреляции, как разделу теории вероятностей и корреляционному анализу, как  разделу математической статистики. Исследование зависимости случайных  величин приводит к моделям регрессии  и регрессионному анализу на базе выборочных данных. Теория вероятностей и математическая статистика представляют лишь инструмент для изучения статистической зависимости, но не ставят своей целью  установление причинной связи. Представления  и гипотезы о причинной связи  должны быть привнесены из некоторой  другой теории, которая позволяет  содержательно объяснить изучаемое  явление.

     Методика  корреляционно-регрессионного анализа

     Исследование  начинается с построения матрицы  парных коэффициентов корреляции. Анализ этой матрицы позволит получить начальное  представление об исследуемых взаимозависимостях между показателями (теснота и  направление связи). Оценить значимость можно как по самим значениям  коэффициентов корреляции, так и  по соответствующим значениям t-статистики.

     Чтобы оценить дублирование информации необходимо построить матрицу частных коэффициентов  корреляции порядка (L-2), где L-число  исходных переменных, включая результативный признак.

     Исследование  парных и частных коэффициентов  корреляции должно помочь в выборе регрессоров для выполнения следующего этапа. Здесь следует учитывать возможность появления мультиколлинеарности. Явные признаки этого коэффициенты корреляции между потенциальными регрессорами, по модулю большие, чем 0,8.

     После составления набора объясняющих  показателей, которые могут быть включены в модель, исследование продолжается с помощью регрессионного анализа. Рекомендуется использовать пошаговый  регрессионный анализ по схеме последовательного  включения в уравнение наиболее информативных объясняющих признаков. По матрице R по строке, соответствующей  результативному признаку, выбирается наиболее коррелируемый с y-ом регрессор  и строится МНК-уравнение на него. Проверяется его значимость.

     Далее возвращаемся в корреляционный анализ и рассчитываем матрицу частных  коэффициентов корреляции при фиксировании включенного в уравнение признака. И в этой матрице по строке, соответствующей  результативному признаку, выбирается наиболее коррелированный показатель. Этот регрессор и вводится в модель. проверяется значимость уравнения и отдельных коэффициентов. Процесс прекращается, если введен незначимый регрессор.

     При проведении интерпретации оценивается  не только содержательный смысл модели, но и информативность, например, с  помощью множественного коэффициента корреляции (детерминации) этого окончательного уравнения по сравнению с аналогичным, построенным по полному набору исходных объясняющих показателей. Потери информации ( (R2) могут быть достаточно большими и тогда целесообразно перейти к регрессии на главные компоненты и общие факторы методика факторного и компонентного анализов

     Компонентный  и факторный анализы проводятся с несколькими частными целями. Как  методы снижения размерности они  позволяют выявить закономерности, которые непосредственно не наблюдаются. Эта задача решается по матрице нагрузок, как и классификация признаков  в пространстве главных компонент (или общих факторов). А индивидуальные значения используются для классификации  объектов (не по исходным признакам, а  по главным компонентам или общим  факторам) и для построения уравнения  регрессии на эти обобщенные показатели. Кроме того, диаграмма рассеяния объектов, построенная в плоскости, образованной двумя первыми, наиболее весомыми, главными компонентами (или общими факторами) может косвенно подтвердить или опровергнуть предположение о том, что исследуемые данные подчиняются многомерному нормальному закону. Форма облака должна напоминать эллипс, более густо объекты расположены в его центре и разреженно по мере удаления от него интерпретируются главные компоненты и общие факторы, которым соответствуют дисперсии больше 1, и которые имеют хотя бы одну весомую нагрузку. Выбор критической величины, при превышении которой элемент матрицы нагрузок признается весовым и оказывает влияние на интерпретацию главной компоненты или общего фактора, определяется по смыслу решаемой задачи и может варьировать в пределах от 0,5 до 0,9 в зависимости от получаемых промежуточных результатов. Формальные результаты должны хорошо интерпретироваться.

     Факторный анализ - более мощный и сложный  аппарат, чем метод главных компонент, поэтому он применяется в том  случае, если результаты компонентного  анализа не вполне устраивают. Но поскольку  эти два метода решают одинаковые задачи, необходимо сравнить результаты компонентного и факторного анализов, т.е. матрицы нагрузок, а также  уравнения регрессии на главные  компоненты и общие факторы, прокомментировать  сходство и различия результатов.

     Далее необходимо объединить результаты, полученные в корреляционном, регрессионном  анализе, методе главных компонент  и факторном анализе и сформулировать общие выводы и рекомендации.

     Эконометрия – наука, изучающая количественные взаимосвязи экономических объектов и процессов при помощи математических и статистических методов и моделей. Основная задача эконометрии – построение количественно определенных экономико-математических моделей, разработка методов определения  их параметров по статистическим данным и анализ их свойств. Наиболее часто используемым математическим аппаратом решения задач данного класса служат методы корреляционно-регрессионного анализа. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Статистическое изучение взаимосвязей:корреляционный анализ