Статистическое изучение уровня доходов населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2011 в 12:23, научная работа

Описание работы

Цель научной работы: изучение структуры и динамики доходов населения России.

Задачи исследования: раскрыть понятие доходы населения, отобразить основные показатели доходов населения в России, а также определить уровень дифференциации доходов и бедности в России.

Объект исследования: доходы населения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………... 3
1.Социально- экономическая сущность доходов населения.
1.1Теоретические аспекты изучения категории дохода..…………………….

4
1.2 Источники сбора данных и поступления доходов. Структура
доходов……………………………………………………………………….....

7
Показатели концентрации и дифференциации доходов………………….
14
2. Статистическое изучение динамики денежных доходов населения России.
2.1 Состав и структура денежных доходов населения РФ…………………..



18
2.2 Выявление тенденции развития денежных доходов России за 2001 – 2006 года, с прогнозом на 2007-2010 года..…………………………………...
29
Заключение……………………………………………………………………... 35
Список литературы ………………………………………………………….....

Работа содержит 1 файл

Статистическое изучение уровня доходов населения.docx

— 186.26 Кб (Скачать)

Источник: www/gks.ru

      В январе 2008 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников здравоохранения и предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих производствах 79,8%, работников образования – 66,3% (в январе 2007 г. - соответственно 81,1% и 69%). 
 
 
 
 

      Таблица 5.

      Среднемесячная  начисленная заработная плата (без выплат социального характера) по видам экономической деятельности за январь

      2008 года.

  Рублей В % к
январю 
2007г.
декабрю 
2007г.
Общерос.уровню среднемес. ЗП
Всего 14771,0 127,5 78,8 100
в том  числе:сельское хозяйство, охота и  
лесное хозяйство
6483,7 134,0 78,7 44
рыболовство, рыбоводство 14925,6 139,1 78,5 101
добыча  полезных ископаемых 28050,4 120,5 69,3 190
обрабатывающие  производства 14120,7 126,4 87,3 96
производство  и распределение  
электроэнергии, газа и воды
16769,0 122,9 80,8 114
строительство 14689,9 129,2 75,2 99,5
оптовая и розничная торговля;  
ремонт автотранспортных средств,  
мотоциклов, бытовых изделий.
12748,8 129,6 89,8 86
гостиницы и рестораны 10578,7 127,6 89,3 72
транспорт и связь 17576,5 124,6 85,3 119
финансовая  деятельность 41921,9 129,4 82,5 в 2,8р.
операции  с недвижимым имуществом,  
аренда и предоставление услуг
17823,3 133,3 72,0 121
из  них научные исследования и разработки 19289,6 131,5 63,1 131
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 18174,3 126,1 59,2 123
образование 9359,0 121,4 81,5 63
здравоохранение и предоставление  
социальных услуг
11265,3 124,3 87,6 76
предоставление  прочих ком.и соц. услуг 11886,2 129,8 82,4 80

Источник: www/gks.ru

      Наиболее  эффективным средством государственного регулирования заработной платы  является определение гарантированного минимума оплаты труда – минимальной  заработной платы.

      Минимальная заработная плата - официально устанавливаемый  государством минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой оплаты. Значение минимальной заработной платы не всегда привязано к величине прожиточного минимума. Оно определяется в каждый период времени финансовыми возможностями государства, периодически изменяется. Используется для исчисления размеров государственных налогов, платежей, штрафов.

      Прожиточный минимум предназначен для: оценки уровня жизни населения страны и в регионах; обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; для формирования федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

     Основой для установления минимальной заработной платы и минимального размера пенсии по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат является величина прожиточного минимума.

     Величина  прожиточного минимума представляет собой  стоимостную оценку прожиточного минимума: натурального набора продуктов питания, учитывающего диетологические ограничения  и обеспечивающего минимально необходимое количество калорий, а также расходов на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, исходя из доли затрат на эти цели в бюджетах низкодоходных домашних хозяйств.

     Минимальный набор продуктов питания, непродовольственных  товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности принято называть минимальной потребительской корзиной. Прожиточный минимум – это нижняя граница минимальной стоимостной оценки потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум определяется в среднем на душу всего населения и раздельно по следующим социально-демографическим группам населения:

  1. мужчины трудоспособного возраста;
  2. женщины трудоспособного возраста;
  3. пенсионеры;
  4. дети в возрасте 0–6 лет;
  5. дети в возрасте 7–15 лет.

     Величина  прожиточного минимума для всего  населения в 4 квартале 2007 году по сравнению  с тем же периодом 2005 года возросла на 945 рублей (т.е. на 30,88%), а по сравнению с 2002 годом на 2112 рублей ( 115,68%).

     Данные  о динамике величине прожиточного минимума представлены в таблице 6. 

   Таблица 6.

    Динамика величины прожиточного минимума за 2001-2007 гг.

    (в  среднем на душу  населения; рублей  в месяц)

          Все 
        население
        из него по социально-демографическим 
        группам
        трудоспособное население пенсионеры дети
        2001 1500 1629 1144 1499
        I квартал 1396 1513 1064 1405
        II квартал 1507 1635 1153 1507
        III квартал 1524 1658 1163 1514
        IV квартал 1574 1711 1197 1570
        2002 1808 1967 1379 1799
        I квартал 1719 1865 1313 1722
        II квартал 1804 1960 1383 1795
        III квартал 1817 1980 1387 1799
        IV квартал 1893 2065 1432 1880
        2003 2112 2304 1605 2090
        I квартал 2047 2228 1554 2039
        II квартал 2137 2328 1629 2119
        III квартал 2121 2318 1612 2089
        IV квартал 2143 2341 1625 2113
        2004 2376 2602 1801 2326
        I квартал 2293 2502 1747 2259
        II квартал 2363 2588 1793 2313
        III квартал 2396 2629 1816 2336
        IV квартал 2451 2690 1849 2394
        2005 3018 3255 2418 2896
        I квартал 2910 3138 2332 2795
        II квартал 3053 3290 2449 2937
        III квартал 3047 3288 2440 2921
        IV квартал 3060 3302 2450 2931
        2006 3422 3695 2731 3279
        I квартал 3374 3640 2703 3234
        II квартал 3443 3717 2747 3301
        III квартал 3434 3709 2736 3292
        IV квартал 3437 3714 2739 3290
        2007 3847 4159 3065 3679
        I квартал 3696 3993 2950 3536
        II квартал 3809 4116 3033 3647
        III квартал 3879 4197 3085 3704
        IV квартал 4005 4330 3191 3830

Источник: www/gks.ru

     В соответствии с федеральным законом  «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», принятом в 1997, величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах РФ определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных Госкомстата РФ об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

 

     Потребительская корзина определяется не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с  участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

      Потребительская корзина включает набор благ и  услуг, соответствующий определенному уровню потребления, причем необходимо разграничить минимальную и рациональную “потребительские корзины”. Минимальная “потребительская корзина” представляет собой минимально допустимый потребительский набор, сокращение которого становится социально неприемлемым. Рациональная “потребительская корзина” – это наиболее благоприятный набор благ и услуг, и их структура, которая рассчитывается на научной основе. Также выделяют фактическую потребительскую корзину, которая характеризует набор товаров и услуг, фактически потребляемых населением.

      Состав  перечисленных выше видов потребительских  корзин рассчитывается в натуральных показателях в среднем на душу населения, семью, или в целом на домашнее хозяйство. Состав потребительской корзины 2007 года по данным Минздравсоцразвития предоставлен в таблице 7.

      Таблица 7.

      Состав  потребительской  корзины по данным Минздравсоцразвития за 2007 год:

      Как отмечается в сводке Росстата, в  конце февраля 2008г продовольственная корзина стоила 1 941 рубль в расчете на месяц. При этом наиболее дорогим минимальный продуктовый набор оказался в Чукотском автономном округе (5 153 рублей 20 копеек), Камчатском крае (3 223 рублей 10 копеек) и в Магаданской области(2 950 рублей 30 копеек). Самая низкая стоимость набора была зафиксирована ведомством в Мордовии, Татарстане и Тамбовской области – 1 624, 1 644,3 и 1 656,5 рубля соответственно. В Москве стоимость минимального продовольственного набора в феврале 2008 года увеличилась на 2,9%, а за январь-февраль на 6,6%. Как сообщает ПРАЙМ-ТАСС, стоимость московской корзины составляет 2 181,7 рубля. В Санкт-Петербурге такой же набор продуктов вырос в цене за месяц на 2,9%, а за два месяца – на 5,9%, достигнув 2 042,2 рубля [14].

      С 1 января 2009 года МРОТ в целом по России составляет 4195 рубля [12]. Он применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Использование его для других целей не допускается [11].

      По  заключению Международной комиссии, созданной по инициативе ЕС в 1989 году, справедливой считается минимальная  заработная плата, которая достигает 68% национальной средней заработной платы. В развитых странах этот принцип соблюдается, а в некоторых даже  превышается рекомендуемый норматив. Тем самым реализуется стимулирующая функция заработной платы. В России минимальная заработная плата периодически пересматривается, но ее отставание от прожиточного минимума возрастает. Её уровень не гарантирует удовлетворения даже физиологических потребностей.  На период III квартала 2007 года минимальная заработная плата в РФ была почти в 2 раза ниже прожиточного минимума и составляет всего 17-18 % средней зарплаты. Она стала играть роль норматива при определении размеров стипендии, пенсии, социальных пособий, применении налогов, штрафов.

     В России в последнее время обострилась  проблема связанная с разницей в средних доходах 10% наиболее высокооплачиваемых граждан и средних доходах 10% наименее обеспеченных. По данным Росстата, в России децильный коэффициент в 2008 году составил 15,3:1, что, по меркам стран “восьмерки”, куда входит Россия, очень много. А в Москве, по экспертным данным, он составил 50:1. К тому же от 30% до 40% доходов населения составляют теневые доходы, которые формируют верхние децили. Значит, реально расслоение населения больше [14]. К тому же от 30% до 40% доходов у нас до сих пор в тени, и основная часть этих теневых доходов идет в верхние децили. Значит, реально расслоение больше. По расчетам Института социально-экономических проблем народонаселения РАН, порядка 30:1. И это совсем не похоже на Европу. Это Бразилия, Колумбия, где есть очень узкий круг очень богатых людей, а основная масса людей бедная. И, даже по официальным данным, расслоение продолжает расти [13].

      Экономисты  пришли к выводу, что предел социальной напряжённости наступает в тот  момент, когда беднейшие 40% населения  получают менее 12-13% общей суммы доходов. Сейчас в России в  низкодоходной  группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, здравоохранения и культуры. В 2007 году средняя заработная плата работников системы кредитования, финансов, страхования достигла 280%  от среднего общероссийского уровня, органов управления – 123%, тогда как заработная плата сельскохозяйственных рабочих составила 44% к общероссийскому уровню, образования – 63%, культуры – 56, 6%, здравоохранения – 76%.

Информация о работе Статистическое изучение уровня доходов населения