Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:42, реферат
Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг»
Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей.
Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения.
При работе с табличными данными, в аналитической части, использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2003.
Введение 3
Теоретическая часть. 4
1. Понятие потребления, источники данных о потреблении населения. 4
2. Показатели, используемые при изучении потребления населением товаров и услуг. 6
Аналитическая часть. 14
Заключение. 17
Список используемой литературы 19
если имеются нормативы потребления по группам населения, то
qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в m-ной группе;
Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.
При этом каждое фактическое потребление товаров и услуг принимается в объеме не выше нормативного и, следовательно, критериальным значением коэффициента будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя коэффициента покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем. Умножив эту разность на среднюю численность населения, получим размер недопотребления в целом по стране (региону).
Динамика общего и среднедушевого потребления товаров и услуг изучается с помощью индексов. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен на товары и тарифов на услуги в отчетном и базисном периодах.
По отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления, например:
- индекс общего объема потребления i-го товара
где åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;
- среднедушевого потребления i-го товара:
где N1 и N0 – средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.
Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:
Статистика услуг позволяет определить как общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.
Обеспеченность населения услугами измеряется так же, как и
товарами:
фактическое потребление услуг
в среднем на душу населения сравнивается
с нормативным (эталонным) его значением:
В случае необходимости берется среднее нормативное потребление:
Аналогично индивидуальным индексам потребления товаров строятся индексы потребления отдельных видов услуг:
в расчете на душу населения:
где iN – индекс среднегодовой численности населения.
При этом также должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены.
Кроме того, расчет агрегатного индекса физического объема потребления осуществляется по формуле:
q0 , q1 и s0 , s1 – количество потребляемых в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;
p0 и p1 - цена товара в базисном и отчетном периодах;
t0 и t1 – тариф за определенные услуги в базисном и отчетном периодах.
Для изучения динамики потребления отдельных групп товаров или
услуг применяется средний гармонический индекс физического объема следующего вида:
Iq
где ip – индивидуальные индексы цен на товары и услуги.
Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов (или иного фактора) и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или иного фактора) на 1%:
где х и у – начальные доход и потребление, - их приращения за период (или при переходе от одной группы населения к другой).
Коэффициенты эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т.д.
Товары, для которых Кэл < 0, называются "малоценными". В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров не увеличивается, а уменьшается.
Если Кэл > 1, то потребление растет быстрее доходов. Если Кэл = 1, то между доходом и потреблением – пропорциональная зависимость. Если Кэл < 1, то потребление увеличивается медленнее, чем доход.
Таким образом, чем больше коэффициент
эластичности, тем быстрее растет потребление
товара при росте доходов (и наоборот).
Аналитическая
часть.
В
аналитической части работы изложены
результаты проведенного статистического
исследования потребления населения товаров
и услуг
Постановка задачи.
Анализ уровня потребления населением товаров и услуг, цен на товары и услуги, абсолютное и относительное их изменение является важным направлением в изучении многих экономических показателей, в частности потребительского спроса.
Собранный статистический материал представлен в таблице:
Таблица 1.
Потребление товаров и услуг населением Российской Федерации в 2008 и 2009 г.3
Продано товаров и услуг в фактических ценах, млн.руб. | Индексы
цен,
% | ||
2008 г. | 2009 г. | ||
Товары | 13920732 | 14602528 | 113,3 |
Услуги | 4079603 | 4504455 | 108,8 |
Исчислить общие индексы цен:
а) потребления товаров и услуг;
б) цен;
в)
физического объема потребления;
Методика решения задачи.
В статистическом изучении потребления товаров и услуг значительное место занимает индексный метод.
Индекс потребления товаров и услуг рассчитывается по формуле:
4, индекс цен на товары и услуги - , индекс физического объема потребления товаров и услуг – по формуле .
Абсолютное изменение потребления товаров и услуг определяется как разность между числителем и знаменателем формулы , за счет факторов:
а) цен: ,
б) физического потребления: .
Статистика изучает этот процесс с помощью системы взаимосвязанных индексов:
Методика выполнения компьютерных расчетов.
Статистический анализ потребления товаров и услуг выполнен с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS EXCEL в среде Windows.
Рисунок
1 показывает расположение на рабочем
листе EXCEL таблицы с исходными данными.
Рисунок 1. Таблица для выполнения компьютерных расчетов.
Рисунок 2. Таблица с примером расчетов.
Рисунок
3. Таблица с полученными итоговыми
данными.
Анализ результатов статистических компьютерных расчетов.
Проведенные компьютерные расчеты позволяют сделать следующий вывод:
При
снижении физического объема потребления
на 5%, потребление в фактических ценах
в 2009 года по сравнению с 2008 года выросло
на 6,1% вследствие роста цен на единицу
товара или услуги в среднем на 12,2%.
Заключение.
Основными задачами статистики потребления населения являются разработка системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.
На
макроуровне обобщающими
Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости, которые вычисляются соответственно в среднем на душу населения или в сумме всех денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.
Анализ
потребления осуществляется преимущественно
с помощью коэффициентного
Динамика
потребления населения и
Статистика потребления населения, не в пример другим наукам, имеет достаточно много трудных и спорных моментов ввиду своей тесной привязки к постоянно изменяющимся условиям жизни и экономико-социальной ситуации в стране. Например, часть экономистов считает, что индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать увеличение цен, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми. Индекс Пааше, наоборот, занижает реальные расходы потребителя в текущем периоде и потому имеет тенденцию занижать и динамику цен.
Однако
кроме вызываемых затруднений при
практическом исследовании предмета,
такие нюансы наглядно демонстрируют
развитие науки в реальном времени о потреблении,
выражающееся в постоянном дополнения
и изыскании новых возможностей расчетов.
Список
используемой литературы
Информация о работе Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг