Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:42, реферат

Описание работы

Целью данной работы является ознакомление с материалами по теме: «Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг»
Поставленная цель достигается решением следующих задач: во – первых, - дать определение основных понятий и категорий, характеризующих исследуемое явление; во – вторых, - описать систему статистических показателей и методы исследования динамики этих показателей.
Данная работа представляет собой обзор статистических методов исследования потребления населения.
При работе с табличными данными, в аналитической части, использовался табличный процессор Excel пакета Microsoft Office 2003.

Содержание

Введение 3
Теоретическая часть. 4
1. Понятие потребления, источники данных о потреблении населения. 4
2. Показатели, используемые при изучении потребления населением товаров и услуг. 6
Аналитическая часть. 14
Заключение. 17
Список используемой литературы 19

Работа содержит 1 файл

Статистика+.doc

— 253.00 Кб (Скачать)

     если  имеются нормативы потребления  по группам населения, то

     

 где

     qi норм – нормативный уровень потребления i-го товара в m-ной группе;

     Nm – средняя численность населения m-ной потребительской группы.

     При этом каждое фактическое потребление  товаров и услуг принимается  в объеме не выше нормативного и, следовательно, критериальным значением коэффициента будет 1,0. Разность значений числителя и знаменателя коэффициента покажет истинный размер недопотребления в среднем на душу населения по сравнению с нормативным уровнем. Умножив эту разность на среднюю численность населения, получим размер недопотребления в целом по стране (региону).

     Динамика  общего и среднедушевого потребления  товаров и услуг изучается  с помощью индексов. При этом должна быть обеспечена сопоставимость цен  на товары и тарифов на услуги в  отчетном и базисном периодах.

     По  отдельным видам товаров рассчитываются индивидуальные индексы изменения потребления, например:

     - индекс общего объема потребления i-го товара

     

     где åqi1 и åqi0 - объемы потребления i-го товара в натуральном выражении в отчетном и базисном периодах;

     - среднедушевого потребления i-го товара:

     

     где N1 и N0 – средняя численность населения за соответствующий отрезок времени в отчетном и базисном периодах.

     Разница между числителем и знаменателем индексов показывает абсолютное изменение общего и среднедушевого потребления i-го товара:

 

     Статистика  услуг позволяет определить как  общее, так и среднедушевое потребление отдельных услуг населением, и для этого чаще всего используется их стоимостная оценка, особенно если речь идет о платных (рыночных) услугах.

     Обеспеченность  населения услугами измеряется так же, как и

товарами: фактическое потребление услуг  в среднем на душу населения сравнивается с нормативным (эталонным) его значением: 

     

 где

     В случае необходимости берется среднее  нормативное потребление:

     

 

     Аналогично  индивидуальным индексам потребления  товаров строятся индексы потребления  отдельных видов услуг:

     

     в расчете на душу населения:

     

     где iN – индекс среднегодовой численности населения.

     При этом также должна быть обеспечена сопоставимость цен (тарифов) на услуги в отчетном и базисном периодах, чтобы можно было определить динамику физического объема их потребления при погашении влияния цены.

     Кроме того, расчет агрегатного индекса  физического объема потребления осуществляется по формуле:

     

 где

       q0 , q1 и s0 , s1 количество потребляемых в отчетном и базисном периодах соответственно товаров и услуг;

     p0 и p1 - цена товара в базисном и отчетном периодах;

     t0 и t1тариф за определенные услуги в базисном и отчетном периодах.

     Для изучения динамики потребления отдельных  групп товаров или

услуг применяется  средний гармонический индекс физического  объема следующего вида:

Iq

где ip – индивидуальные индексы цен на товары и услуги.

     Для количественного отражения зависимости между динамикой доходов (или иного фактора) и уровня потребления отдельных товаров рассчитываются коэффициенты эластичности, показывающие, на сколько процентов изменяется уровень потребления при изменении среднедушевого дохода (или иного фактора) на 1%:

,

     где х и у – начальные доход  и потребление,   - их приращения за период (или при переходе от одной группы населения к другой).

     Коэффициенты  эластичности от доходов различны для разных товаров и услуг, вплоть до отрицательных коэффициентов для таких продуктов, как хлеб, продукты низких сортов и т.д.

     Товары, для которых  Кэл < 0, называются "малоценными". В этом случае коэффициент означает, что с ростом доходов потребление таких товаров не увеличивается, а уменьшается.

     Если  Кэл > 1, то потребление растет быстрее доходов. Если Кэл = 1, то между доходом и потреблением – пропорциональная зависимость. Если Кэл < 1, то потребление увеличивается медленнее, чем доход.

       Таким образом, чем больше коэффициент эластичности, тем быстрее растет потребление товара при росте доходов (и наоборот). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Аналитическая часть. 

      В аналитической части работы изложены результаты проведенного статистического  исследования потребления населения товаров и услуг 

     Постановка  задачи.

      Анализ  уровня потребления населением товаров  и услуг, цен на товары и услуги, абсолютное и относительное их изменение  является важным направлением в изучении многих экономических показателей, в частности потребительского спроса.

      Собранный статистический материал представлен  в таблице:

Таблица 1.

     Потребление товаров и услуг населением Российской Федерации в 2008 и 2009 г.3

  Продано товаров и услуг в фактических  ценах, млн.руб. Индексы цен,

%

2008 г. 2009 г.
Товары  13920732 14602528  113,3
Услуги  4079603 4504455 108,8
 

     Исчислить общие индексы цен:

     а) потребления товаров и услуг;

     б) цен;

     в) физического объема потребления; 

     Методика  решения задачи.

      В статистическом изучении потребления  товаров и услуг значительное место занимает индексный метод.

      Индекс  потребления товаров и услуг  рассчитывается по формуле:

4, индекс цен на товары и услуги - , индекс физического объема потребления товаров и услуг – по формуле .

      Абсолютное  изменение  потребления товаров и услуг определяется как разность между числителем и знаменателем формулы , за счет факторов:

      а) цен: ,

      б) физического потребления: .

      Статистика  изучает этот процесс с помощью  системы взаимосвязанных индексов:

. 

     Методика  выполнения компьютерных расчетов.

      Статистический  анализ потребления товаров и  услуг выполнен с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS EXCEL в среде Windows.

      Рисунок 1 показывает расположение на рабочем листе EXCEL таблицы с исходными данными. 

Рисунок 1. Таблица для выполнения компьютерных расчетов.

Рисунок 2. Таблица с примером расчетов.

Рисунок 3. Таблица с полученными  итоговыми  данными. 

      Анализ  результатов статистических компьютерных расчетов.

      Проведенные компьютерные расчеты позволяют  сделать следующий вывод:

      При снижении физического объема потребления  на 5%, потребление в фактических ценах в 2009 года по сравнению с 2008 года выросло на 6,1% вследствие роста цен на единицу товара или услуги  в среднем на 12,2%. 
 

Заключение. 

     Основными задачами статистики потребления населения являются разработка системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

     На  макроуровне обобщающими стоимостными показателями потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление и фактическое конечное потребление домашних хозяйств.

     Потребление продуктов питания учитывается в натуральных единицах и по стоимости, которые вычисляются соответственно в среднем на душу населения или в сумме всех денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

     Анализ  потребления осуществляется преимущественно  с помощью коэффициентного метода. Так, сравнение фактического потребления  отдельных товаров с нормативным  уровнем позволяет определить уровень  удовлетворения потребности населения в данном товаре.

     Динамика  потребления населения и потребительских  цен изучается с помощью индексного метода.

     Статистика  потребления населения, не в пример другим наукам, имеет достаточно много  трудных и спорных моментов ввиду  своей тесной привязки к постоянно изменяющимся условиям жизни и экономико-социальной ситуации в стране. Например, часть экономистов считает, что индекс Ласпейреса имеет тенденцию завышать увеличение цен, поскольку в течение периода, когда цены растут, потребители заменяют дорогие товары дешевыми. Индекс Пааше, наоборот, занижает реальные расходы потребителя в текущем периоде и потому имеет тенденцию занижать и динамику цен.

     Однако  кроме вызываемых затруднений при  практическом исследовании предмета, такие нюансы наглядно демонстрируют развитие науки в реальном времени о потреблении, выражающееся в постоянном дополнения и изыскании новых возможностей расчетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы 

   
  1. Елисеева  И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики — М.: Финансы и статистика, 2004. — 656 с.
  2. Социально-экономическая статистика / под ред. проф. Б.И.Башкатова. — М.: Юнити, 2002. — 703с.
  3. Социальная статистика: Учебник / Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 480с.
  4. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. проф. Ю.Н.Иванова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 736 с.
  5. Российский статистический ежегодник. 2010: Стат.сб./Росстат. - М., 2010.  – 813 с.

Информация о работе Статистическое изучение потребления населением товаров и услуг