Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа
Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе, является актуальной как для граждан, так и для государства. Повышение покупательной способности населения является важнейшей программной задачей социальной политики РФ. В числе приоритетов Российского Правительства является восстановление доходов, которые повышаются с увеличением инфляции, и максимальное стимулирование платежеспособного спроса людей.
Введение 3
1. Понятие и сущность покупательной способности населения 5
2. Статистическое изучение покупательной способности населения 8
3. Анализ покупательной способности в Свердловской области. 12
4. Государственное регулирование покупательной способности населения в Свердловской области. 17
Заключение 22
Список используемой литературы 23
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
менеджмента и бизнеса
Кафедра
экономики торговли
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Статистика рынка товаров и услуг»
на
тему «Статистическое изучение покупательной
способности населения Свердловской области»
Выполнил:
студент гр._______
______________________
/Ф.И.О.
студента/
Научный руководитель:
_________________________
/Ф.И.О.
преподавателя, должность/
Тюмень, 2011 г.
Содержание
Рынок является механизмом, который сводит поставщиков (продавцов) отдельных товаров и услуг с покупателями (предъявителями спроса). Рынки по объему бывают региональными, национальными и международными. Некоторые рынки отличаются личным контактом между покупателем и поставщиком, другие рынки являются безличными, то есть покупатель и продавец на них никогда не видят друг друга.
Вне
зависимости от вида рынка его
квинтэссенция теряется в том
случае, когда у большинства
Потребители неоднородны, поэтому в социальной статистике важным направлением является исследование особенностей поведения некоторых потребительских групп: на что тратят деньги светское общество или люди с низким уровнем заработка, какова политическая ориентация разных социальных групп, степень влияния торгового маркетинга и т.д.
Возросшее внимание к проблеме покупательной способности населения, а также их более глубокий анализ вместе с полным отображением системы коэффициентов уровня жизни в статистике означает реакцию на падение показателей уровня жизни у большинства населения или осуществление объективно реализуемого процесса социализации экономики.
Проблема, рассматриваемая в данной курсовой работе, является актуальной как для граждан, так и для государства. Повышение покупательной способности населения является важнейшей программной задачей социальной политики РФ. В числе приоритетов Российского Правительства является восстановление доходов, которые повышаются с увеличением инфляции, и максимальное стимулирование платежеспособного спроса людей.
Населению России необходимо преодолеть те факторы, которые дестабилизируют социальное развитие и уровень покупательной способности. Они действуют во всех сферах жизнедеятельности:
- в гуманитарно-социальной;
- в сфере производства;
- в сфере распределения (к примеру, деформация системы оплаты труда, хаос в формировании доходов населения, распил бюджета);
- в сфере обращения и обмена (к примеру, высокий уровень инфляции);
- в сфере государственного управления.
Преобразования покупательной способности должны быть направлены на решение следующих задач:
- заметное увеличение реальной стоимости рабочей силы, стимулирование к предпринимательской деятельности и труду;
- в дальнейшем не допускать деструктуризации минимальных социальных гарантий населения;
- всем нуждающимся обеспечить прожиточный минимум, который будет изменяться в большую сторону в зависимости от текущей инфляции.
Объектом исследования данной курсовой работы является покупательная способность населения, предметом — показатели покупательной способности населения Свердловской области.
Численность населения Свердловской области по оценке на 1 января 2009 года составляла 4394,6 тыс. чел. (на 01.01.2008 — 4395,6 тыс., на 01.01.2007 — 4399,7 тыс., на 01.01.2006 — 4409,7 тыс.) (5-е место в России).
Плотность населения 22,6 человека на км² (оценка на 1 января 2007), что почти втрое выше среднего по РФ. Доля городского населения превышает 83 % (оценка на 1 января 2006).
Рассмотрим
покупательную способность
Табл. 1
Покупательная
способность населения
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Говядина (кроме бескостного мяса) (кг) | 79,3 | 81,5 | 99,4 | 103,3 | 103 |
Рыба мороженная (кг) | 123,3 | 155,3 | 189,6 | 217,5 | 195,9 |
Масло сливочное (кг) | 83,4 | 95,7 | 104 | 88,8 | 93 |
Масло подсолнечное (кг) | 194,3 | 244 | 284,4 | 219,5 | 271,5 |
Молоко питьевое и молочный напиток, литров | 605 | 674,4 | 757,2 | 656,1 | 704,8 |
Яйца столовые, штук | 3646 | 4796 | 5212 | 4864 | 5576 |
Сахар-песок (кг) | 424,7 | 397 | 628 | 696,6 | 614,6 |
Мука пшеничная (кг) | 657,3 | 841,3 | 939,5 | 775,2 | 839,6 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки (кг) | 432,9 | 494,5 | 561,1 | 538,6 | 529,7 |
Хлеб пшеничный 1 и 2 сортов (кг) | 504,6 | 607,1 | 700,3 | 657,4 | 647,5 |
Рис (кг) | 394,5 | 472,2 | 481,4 | 400,8 | 363,4 |
Макаронные изделия (кг) | 305,5 | 371 | 433 | 341 | 357,2 |
Картофель (кг) | 1001,5 | 916,9 | 1090,8 | 790,6 | 1141,4 |
Табл. 1 (продолжение)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Костюм-двойка мужской, штук | 3,1 | 3,8 | 4,1 | 4,5 | 4,3 |
Сорочка верхняя мужская, штук | 26,7 | 30,9 | 37,6 | 41 | 35,4 |
Джемпер, свитер, жакет для взрослых, штук | 13 | 14,8 | 17,4 | 19,4 | 18,4 |
Бензин (литров) | 592 | 647 | 809 | 809 | 982,1 |
Проезд в городском автобусе,% | 98,8 | 110,4 | 109,4 | 104,6 | 96,4 |
Абонентская плата за домашний телефон,% | 106,3 | 109,8 | 89,3 | 112 | 101,8 |
Квартирная плата в домах муниципального жилишного фонда, % | 93,3 | 109,3 | 119,8 | 105,6 | 94,7 |
Плата за электричество, % | 97,4 | 107,1 | 114,2 | 106,9 | 88,4 |
Плата за водоснабжение и канализацию,% | 101,3 | 102,6 | 107,6 | 101,8 | 96 |
Плата за горячее водоснабжение, % | 95,9 | 104,3 | 111,2 | 100,9 | 87,3 |
Рассматриваем только те товары, которые входят в состав потребительской корзины.
Выявим
тенденцию роста (спада) покупательной
способности населения в
- темп роста, который показывает рост объема покупательной способности населения;
Т=
Pi/Pi-1,
где
Pi — покупательная способность в текущем периоде;
Pi-1 — покупательная способность в предыдущем периоде (базисном);
-
темп прироста, который показывает,
на сколько процентов в
Тпр.
= Т-1.
Будем использовать цепной метод, т.е. базисным периодом у нас будет каждый предыдущий год, для прояснения полной картины динамики ПС.
Табл. 2
Темп прироста покупательной способности населения Свердловской области
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | |
Говядина (кроме бескостного мяса) (кг) | 0,000 | 0,891 | 0,220 | 0,039 | -0,003 |
Рыба мороженная (кг) | 0,000 | 1,473 | 0,221 | 0,147 | -0,099 |
Масло сливочное (кг) | 0,000 | 2,107 | 0,087 | -0,146 | 0,047 |
Масло подсолнечное (кг) | 0,000 | 2,165 | 0,166 | -0,228 | 0,237 |
Молоко питьевое и молочный напиток, литров | 0,000 | 1,335 | 0,123 | -0,134 | 0,074 |
Яйца столовые, штук | 0,000 | 0,315 | 0,087 | -0,067 | 0,146 |
Сахар-песок (кг) | 0,000 | 1,195 | 0,582 | 0,109 | -0,118 |
Мука пшеничная (кг) | 0,000 | 1,984 | 0,117 | -0,175 | 0,083 |
Хлеб и булочные изделия из пшеничной муки (кг) | 0,000 | 1,501 | 0,135 | -0,040 | -0,017 |
Хлеб пшеничный 1 и 2 сортов (кг) | 0,000 | 1,415 | 0,154 | -0,061 | -0,015 |
Рис (кг) | 0,000 | 3,138 | 0,019 | -0,167 | -0,093 |
Макаронные изделия (кг) | 0,000 | 1,954 | 0,167 | -0,212 | 0,048 |
Картофель (кг) | 0,000 | 1,190 | 0,190 | -0,275 | 0,444 |
Костюм-двойка мужской, штук | 0,000 | 1,714 | 0,079 | 0,098 | -0,044 |
Информация о работе Статистическое изучение покупательной способности населения Свердловской области