Статистическое изучение миграции населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:45, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
Рассмотреть основные показатели миграции
Проанализировать миграцию в Санкт-Петербурге

Содержание

Введение
Глава 1. Миграция населения
Глава 2. Основные показатели миграции
Глава 3. Миграция в Санкт-Петербурге
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 74.73 Кб (Скачать)

Коэффициент общей результативности миграции:

 

 

Коэффициент результативности миграционных связей:

 

 

где -  общее число выбывших из района;   - общее число прибывших в район j; в случае результативного обмена значение коэффициентов должно быть меньше 1000, и наоборот [12].

Абсолютные показатели миграции:

- число прибывших на  постоянное жительство из других  населенных пунктов (П);

- число выбывших на постоянное жительство в другие населенные пункты (В);

- сальдо миграции или  механической прирост (Dмех = П – В).

Интенсивность миграции характеризуют  коэффициенты [3]:

11. Коэффициент прибытия (КП):

 

 

12. Общий коэффициент выбытия  (КВ):

 

13. Коэффициент механического  прироста ( .)

 

 

Коэффициенты механического  движения населения рассчитываются не только общие, но и специальные, т.е. по отдельным группам населения.

На основе данных о естественном и механическом приросте определяется общий прирост населения (Dобщ = Dест + Dмех).

Показатели приживаемости. Для характеристики конечной стадии миграционного процесса - приживаемости  новоселов - могут быть использованы показатели подвижности населения - соотношение между численностью населения, вселившегося в данный район, и местными уроженцами, между новоселами и старожилами; распределение приезжего  населения в зависимости от времени  вселения. Уровень приживаемости  измеряет доля оставшихся к данному  моменту из числа приезжих к данному  моменту из определенного года. Приживаемость  может характеризоваться средним  числом лет, прожитых новоселами в местах вселения [10]. В зависимости от имеющейся  информации эти показатели могут  рассчитываться для лиц определенного  пола, возраста, национальности и т.д.

В настоящее время для  России целесообразно выделить три  типа миграции:

собственно внутренняя миграция;

миграционные связи с  бывшими союзными республиками;

миграция за пределы бывшего  СССР.

Значительным фактором миграции стали этнополитические конфликты  или просто напряженность межэтнических  отношений. На России это отразилось иммиграцией из зон этнических конфликтов. Среди иммигрантов, ищущих возможность  осесть в России, есть люди разных национальностей, но все же основной поток - это русские  из бывших союзных республик [3].

По данным Госкомстата  Российской Федерации, в 1992 году из регионов бывшего СССР в Россию прибыло 925,7 тыс. человек, из них 612 тысяч, или 66%, русских.

Снижение социального  статуса русских в государствах бывшего СССР с положения представителей «ведущей нации» до уровня национального меньшинства, а во многих случаях и реальное усложнение жизни порождают конфликтные ситуации и интенсифицируют миграционные процессы.

Внешняя миграция в современной  России носит достаточно четко выраженный этнический характер (репатриация на историческую родину). По данным ФМС, к 1 июля 1995 года в стране зарегистрировано 854 тыс. вынужденных мигрантов, из которых 739 тыс. (87%) прибыли из государств-республик  бывшего СССР, а 115 тыс. (13%) - из Чеченской, Ингушских республик и Республики Северной Осетии. Наиболее существенным был обмен с Казахстаном и  Узбекистаном; на эти государства  пришлось более половины величины миграционного  прироста [14].

Для межгосударственных миграционных процессов в 1998 году характерно сохранение тенденций, сложившихся в 1995-97 годах. Этот период отличает ежегодное уменьшение как числа прибывших в Россию, так и числа выбывших из нее.

Сокращение международной  миграции привело к тому, что в 1998 году число прибывших в Россию и число выбывших за ее пределы были наименьшими за последние 30 лет5. Всего по данным ФМС России на I января 1999 года в стране насчитывалось 1,1 млн. вынужденных переселенцев и беженцев. Среди них бывшие жители Казахстана составляли 27,9% (319,9 тыс. человек), 14,2% (157,6 тыс.) - Узбекистана, 12,4% (137,2 тыс. человек) - Таджикистана. Вынужденные мигранты расселяются по всей территории России, включая районы Крайнего Севера. Но все же основная часть вынужденных переселенцев и беженцев расселена на юго-западе России. Самый высокий коэффициент нагрузки сложился в республиках Ингушетия и Северная Осетия-Алания, значительна она в Белгородской, Оренбургской областях и Ставропольском крае, в Алтайском крае, Новгородской, Новосибирской, Курганской, Калужской, Орловской областях, а также в Липецкой, Смоленской и Тверской областях.

Начиная с 1990 года выезд на постоянное место жительства в страны, находящиеся за пределами бывшего  СССР, оставался на довольно стабильном уровне - около 100 тыс. человек в год. Подавляющее большинство эмигрантов (более 80%) направляются в Германию, Израиль и США. Особенностью эмиграции  является ее выраженный этнический характер: среди всех немцев, выбывших за пределы  бывшего СССР, 99,6% выбрали новым  местом жительства Германию. 55,1% евреев - Израиль. С 1995 года увеличилась доля евреев, выезжающих в Германию, что  связано с программой этой страны по восстановлению еврейского населения, утраченного за время геноцида 30 - 40-х годов.

В 1998 году 36,5%, выехавших за пределы бывшего СССР были русскими. Тревожным явлением является т.н. процесс «утечки умов». Только за первое пятилетие 90-х годов эмигрировало на Запад более 600 тыс. наиболее дееспособного исследовательского персонала науки и высшей школы и высококвалифицированных инженеров, в том числе 40% физиков-теоретиков. С последних курсов туда уезжают лучшие, заключившие контракты с зарубежными фирмами студенты и аспиранты.

Новым для России является процесс «мигрирующих невест», вывоз  невест из России становится все более  широкомасштабным.

Внутренние миграции населения  являются доминирующим компонентом  миграционной ситуации в регионах страны. В общем миграционном обороте  внутрироссийские передвижения за период 1995-98 годы составляли в среднем около 75%. При этом количество ежегодных  переселений сократилось за четырехлетие с 3,1 млн. до 2,6 млн.

На рубеже 80-90х годов  произошел коренной сдвиг традиционных направлений межрайонных миграций, просуществовавших в России многие десятилетия. В первую очередь это  коснулось северных регионов. Только в результате межрегионального миграционного  обмена населением за 1989-1998 года Северный район потерял около 255 тыс. человек, Восточно-Сибирский - 226, а Дальневосточный  район - 602 тысячи человек [1].

Дальнейшая динамика миграции зависит, прежде всего, от скорости выхода России из кризиса и от политики стран, принимающих иммигрантов  из России.

В Концепции демографического развития Российской Федерации в  области миграции и расселения приняты  следующие приоритеты:

привлечение иммигрантов  в Российскую Федерацию, в первую очередь

из государств - участников СНГ, а также из Латвии, Литвы, Эстонии;

создание экономических  условий для сокращения эмиграционного оттока и сохранения научно-технического, интеллектуального и творческого  потенциала Российской Федерации;

проведение комплекса  правовых, организационных и финансовых мер, направленных на легализацию и  адаптацию иммигрантов в Российской Федерации;

совершенствование законодательства, касающегося защиты прав вынужденных  мигрантов и регулирования миграционных процессов.

В концепции признается необходимость  разработки новых подходов к регулированию  миграционных потоков, обеспечения  сохранения численности населения  в важных в геополитическом отношении  регионах России, а также разработки мер, направленных на повышение территориальной  мобильности рабочей силы.

 

Глава 3. Миграция в Санкт-Петербурге

 

По официальным статистическим данным, в 2005 году в Санкт-Петербург  прибыло 43,5 тыс. чел., убыло 29 тыс. чел., то есть положительное сальдо миграции составило 14,5 тыс. чел. больше, чем в  предыдущие годы: в 2004 году - 8,9 тыс. чел., в 2003 - 4,3 тыс. чел. В 2005 году миграционный прирост лишь на 42,8 процента компенсировал  естественную убыль населения. Таким образом, интенсивность регистрируемых миграционных потоков в настоящее время значительно ниже, чем в начале 80-х годов ХХ века (в 1982 году в Санкт-Петербург прибыло 177, 9 тыс. чел., убыло 139,1 тыс. чел., а положительное сальдо миграции составило 38,8 тыс. чел.).

После начала рыночных реформ значительная часть миграционных потоков  приняла теневой характер. По неофициальным  оценкам, в Санкт-Петербурге проживает  сейчас более 100 тыс. нелегальных мигрантов. В основном это трудовые мигранты, пребывание и работа которых в  Санкт-Петербурге не оформлены в  соответствии с миграционным и трудовым законодательством.

В области регулирования  миграции в Санкт-Петербурге установлены  следующие приоритеты:

сбалансированное развитие трудовой иммиграции, жилищного фонда  и социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга;

проведение структурной, промышленной, научно-технической и  инновационной политики, позволяющей  поддерживать высокие темпы экономического роста при минимальном привлечении  дополнительного контингента неквалифицированных  работников;

привлечение работников, обладающих необходимыми Санкт-Петербургу профессиями  и квалификациями, прежде всего молодежи, из других регионов Российской Федерации  и культурно близких ей государств;

создание необходимых  условий для трудовой деятельности в Санкт-Петербурге иногородних  выпускников вузов, обладающих профессиями  и квалификациями, востребованными  на рынке труда;

создание условий для  сокращения эмиграционного оттока и  сохранения научно-технического, интеллектуального  и творческого потенциала Санкт-Петербурга;

устранение административных барьеров, препятствующих использованию  иностранной рабочей силы, и усиление контроля за соблюдением действующего законодательства в этой сфере.

В области регулирования  миграции:

разработка и внесение предложений о принятии на федеральном  уровне законодательных и иных нормативных  правовых актов, расширяющих полномочия территориальных органов федеральных  органов исполнительной власти в  Санкт-Петербурге и органов государственной  власти Санкт-Петербурга по регулированию  миграции и обеспечивающих возможность  проведения сбалансированной миграционной политики в Санкт-Петербурге;

совершенствование нормативной  правовой и институциональной базы для межведомственного взаимодействия и обсуждения на многосторонней основе (Правительство Санкт-Петербурга, работодатели, профсоюзы, неправительственные организации) проблем трудовой миграции, а также  выработки предложений по осуществлению  необходимых изменений в проведении миграционной политики в Санкт-Петербурге;

создание системы соглашений между органами государственной  власти Санкт-Петербурга и работодателями, привлекающими и использующими  в широких масштабах трудовых иммигрантов, в целях обеспечения  их жильем и объектами социальной инфраструктуры;

усиление контроля за соблюдением предприятиями Санкт-Петербурга санитарных и иных норм проживания трудовых иммигрантов, а также законодательства о привлечении иностранной рабочей силы;

реализация экономических  мер регулирования трудовой миграции, направленных на упорядочение привлечения  иностранной рабочей силы;

изыскание возможностей расширения жилищного фонда, пригодного для  временного проживания трудовых иммигрантов, в том числе за счет ремонта  и приспособления неиспользуемых или  неэффективно используемых жилых, производственных и других площадей;

расширение жилой площади  общежитий для иногородних учащихся системы начального профессионального  образования, в том числе за счет площади, имеющейся в распоряжении предприятий и образовательных  учреждений начального профессионального  образования;

развитие механизмов предоставления предприятиями ссуд работникам, приобретающим  жилье;

усиление контроля за соблюдением правил регистрации иностранных граждан в соответствии с миграционным законодательством;

создание институциональной  основы для участия представителей землячеств, других организаций и  представителей иностранных граждан, обучающихся или работающих в  Санкт-Петербурге, в обсуждении вопросов, связанных с их участием в жизни  Санкт-Петербурга, соблюдением действующего законодательства в отношении иностранных  граждан.

создание институциональной  основы для изучения мигрантами из иностранных государств русского языка, основ российской культуры и цивилизации.

Приведем данные о миграционном притоке в Санкт-Петербург [14]:

 

Год

Миграционный прирост (убыль), чел.

1999

13618

2000

8390

2001

11570

2002

10571

2003

7915

2004

5086

2005

7228

2006

10600


 

Построим систему динамических индексов:

Абсолютный прирост 

Темп роста:

 ѕ цепные темпы роста;

 ѕ базисные темпы роста;

 -- темп роста за весь период.

Темп прироста  ,)

Абсолютное значение одного процента прироста 

Средний уровень  .

В общем виде средний уровень  моментного ряда

.

Средний абсолютный прирост 

Средний абсолютный прирост  .

Средний темп роста ,

Средний темп роста  ,

По этим формулам найдем:

 

 

Изобразим динамику на графике

 

 

можно видеть, что поток  мигрантов сокращается.

Информация о работе Статистическое изучение миграции населения