Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 11:34, курсовая работа
На протяжении тысячелетий человек собирал информацию о себе и окружающих его явлениях, поэтому можно смело говорить, что статистика возникла очень давно и развивалась вместе с языком и счетом. Известно, что в Китае более чем за две тысячи лет до нашей эры проводились исчисления населения по полу и возрасту. А так же собирались сведения о состоянии промышленности и сельского хозяйства. Упоминания о статистических исследованиях встречаются и в библейские времена. В Древнем Риме велась статистика численности населения и имущественного положения граждан. На Руси первые статистические данные встречаются в древнейших летописях.
Конечно, в те времена сложно было говорить о каком-либо научном подходе к статистике, ведь сбор и обработка данных были слишком для этого несовершенны.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Сущность движения и воспроизводства населения 5
1.1 Основные понятия 5
1.2 Текущий учет естественного движения населения и его показатели 8
1.3 Текущий учет механического (миграционного) движения населения и
его показатели 12
1.4 Показатели воспроизводства населения__________________________14
ГЛАВА 2. Анализ движения и воспроизводства населения в России, в том числе в Чувашской Республике 18
2.1 Сравнительная характеристика естественного движения населения в России, в том числе в Чувашской Республике
2.2 Сравнительная характеристика особенностей механического
движения населения в России, в том числе в Чувашской Республике 32
ГЛАВА 3. Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 43
Средняя величина абсолютного прироста:
∆ỹ
m – число абсолютных цепных приростов;
n – число уровней в ряду динамики.
- абсолютный прирост цепной
- абсолютный прирост (снижение) базисный
∆ỹ тыс. чел. (в России)
∆ỹ тыс. чел. (в Чувашской Республике)
Среднегодовой темп роста (снижения) численности населения за 10 лет:
Ť
Ť==0,999 (99,9%) (в России)
Ť==0,999 (99,85%) (в Чувашской Республике)
Среднегодовой темп прироста (снижения):
∆Ť = Ť – 100
∆Ť = 99,9 – 100 = – 0,1 % (в России)
∆Ť = 99,85 – 100 = – 0,15 % (в Чувашской Республике)
Исходя из средней величины абсолютного прироста видно, что в среднем ежегодно за 10 лет население России снижалось на 589,8 тысяч человек, в Чувашской Республике – снижалось на 5,98 тысяч человек.
Таким образом, в среднем ежегодно за 10 лет численность населения России снижалось на 0,1 %, в том числе наибольшее снижение происходило в 2003 году (на – 0,55 %) и в 2005 году (на – 0,5 %), а наименьшее – в 2008 году (на – 0,07 %). По сравнению с Россией в Чувашской Республике в среднем ежегодно за 10 лет численность населения снижалось на 0,15 %, в том числе наибольшее снижение происходило в 2001 году (на – 0,62 %) и в 2002 году (на – 0,59 %), а наименьшее – в 2008 году (на – 0,25 %).
32
2.2 Сравнительная характеристика особенностей механического
движения населения в России, в том числе в Чувашской Республике
Численность населения отдельных населенных пунктов, регионов изменяется не только в результате естественного движения, но и в результате миграции – территориального перемещения отдельных лиц. В статистике особое внимание уделяют изучению общей миграции населения, что позволяет определить механическое движение населения. Основными показателями миграции населения являются число прибывших и число выбывших лиц. Разность этих показателей отражает механический прирост или сальдо миграции. Различают внешнюю миграцию - между странами, и внутреннюю – внутри страны.
Миграционная ситуация в России до 1995г. оставалась очень напряженной, в настоящее время наблюдается снижение миграционной активности.
Таблица 11
Общие итоги миграции населения в России (человек)
Го-ды | При-быв-шие- всего | из них | Вы-быв-шие-всего | из них | Мигра-цион-ный при-рост - всего | из него в результате | |||||||||
в пре-делах России | в том числе | из зару-беж-ных стран | в пре-делах России | в том числе | в зару-беж-ные страны | перед-виже-ний в преде-лах России | в том числе | мигра-цион-ного обменанаселе-нием с за-рубеж-нымистрана-ми | |||||||
внутрирегио-нов | из другихрегио-нов | внутрирегио-нов | в другихрегио-нов | внутри регио-нов | между регио-нами | ||||||||||
1990 | 5176332 | 4263109 | 2415423 | 1847686 | 913223 | 4720270 | 3990803 | 2303379 | 1687424 | 729467 | 456062 | 272306 | 112044 | 160262 | 183756 |
1991 | 4383020 | 3690782 | 2071004 | 1619778 | 692238 | 4155649 | 3480152 | 2015722 | 1464430 | 675497 | 227371 | 210630 | 55282 | 155348 | 16741 |
1992 | 4192798 | 3266778 | 1760637 | 1506141 | 926020 | 3806409 | 3133266 | 1741764 | 1391502 | 673143 | 386389 | 133512 | 18873 | 114639 | 252877 |
1993 | 3826115 | 2902835 | 1511296 | 1391539 | 923280 | 3450277 | 2967249 | 1541429 | 1425820 | 483028 | 375838 | -64414 | -30133 | -34281 | 440252 |
1994 | 4208308 | 3016953 | 1544884 | 1472069 | 1191355 | 3330776 | 2985153 | 1554074 | 1431079 | 345623 | 877532 | 31800 | -9190 | 40990 | 845732 |
1995 | 3997139 | 3130282 | 1650579 | 1479703 | 866857 | 3393941 | 3046603 | 1653255 | 1393348 | 347338 | 603198 | 83679 | -2676 | 86355 | 519519 |
1996 | 3533890 | 2886864 | 1577000 | 1309864 | 647026 | 3090594 | 2798952 | 1569975 | 1228977 | 291642 | 443296 | 87912 | 7025 | 80887 | 355384 |
1997 | 3322593 | 2724942 | 1484063 | 1240879 | 597651 | 2931466 | 2698479 | 1484063 | 1214416 | 232987 | 391127 | 26463 | - | 26463 | 364664 |
1998 | 3095508 | 2581957 | 1416824 | 1165133 | 513551 | 2774310 | 2560933 | 1416824 | 1144109 | 213377 | 321198 | 21024 | - | 21024 | 300174 |
1999 | 2856731 | 2477005 | 1366138 | 1110867 | 379726 | 2672709 | 2457746 | 1366138 | 1091608 | 214963 | 184022 | 19259 | - | 19259 | 164763 |
2000 | 2662329 | 2302999 | 1284592 | 1018407 | 359330 | 2420574 | 2274854 | 1284592 | 990262 | 145720 | 241755 | 28145 | - | 28145 | 213610 |
2001 | 2334034 | 2140584 | 1204846 | 935738 | 193450 | 2252253 | 2131087 | 1204846 | 926241 | 121166 | 81781 | 9497 | - | 9497 | 72284 |
2002 | 2201914 | 2017302 | 1131369 | 885933 | 184612 | 2114765 | 2008080 | 1131369 | 876711 | 106685 | 87149 | 9222 | - | 9222 | 77927 |
2003 | 2168168 | 2039024 | 1141426 | 897598 | 129144 | 2124284 | 2030266 | 1141426 | 888840 | 94018 | 43884 | 8758 | - | 8758 | 35126 |
2004 | 2117434 | 1998277 | 1146382 | 851895 | 119157 | 2076159 | 1996364 | 1146382 | 849982 | 79795 | 41275 | 1913 | - | 1913 | 39362 |
2005 | 2088639 | 1911409 | 1095724 | 815685 | 177230 | 1981207 | 1911409 | 1095724 | 815685 | 69798 | 107432 | - | - | - | 107432 |
2006 | 2122071 | 1935691 | 1095693 | 839998 | 186380 | 1989752 | 1935691 | 1095693 | 839998 | 54061 | 132319 | - | - | - | 132319 |
2007 | 2284936 | 1997980 | 1137775 | 860205 | 286956 | 2044993 | 1997980 | 1137775 | 860205 | 47013 | 239943 | - | - | - | 239943 |
2008 | 2215945 | 1934331 | 1071863 | 862468 | 281614 | 1973839 | 1934331 | 1071863 | 862468 | 39508 | 242106 | - | - | - | 242106 |
Таблица 12
Внешняя миграция в Чувашии (человек)
Для более правильного анализа миграции населения в Чувашской Республике, необходимо рассчитать относительные величины, а именно общие коэффициенты:
(тыс. чел.)
Коэффициент прибытия:
‰
Коэффициент выбытия:
‰
Коэффициент миграционного прироста:
= П – В=6510-6249=261 (чел)
‰
Коэффициент миграционного оборота:
Q=П+В=6510+6249=12759 (чел)
Кмиг.оборота=Q/ *1000=12,759/1282,6*1000=9,95 ‰
При анализе данных внешней миграции в Чувашии были получены следующие результаты: коэффициент прибытия равен 5,08 ‰, коэффициент выбытия – 4,87 ‰, миграционный прирост составляет 0,2 ‰, миграционный оборот – 9,95 ‰. Следовательно, проанализировав ситуацию, можно сделать вывод, что в Чувашской Республике процесс механического движения населения, не интенсивен: на тысячу человек приходится 5,08 прибывших и 4,87 убывших, то есть численность населения, проживающего в данном регионе пополняется за счет миграционного прироста не значительно, равного 0,2 человек в расчете на 1000.
Таблица 13
Миграционные связи Чувашии со странами
вне СНГ и Балтии (человек)
Анализ данных о миграции показывает где, откуда, в каком количестве происходит перемещение населения в стране, что очень важно знать при планировании многих хозяйственных и других мероприятий.
Данные о сальдо миграции населения вместе с данными о естественном движении населения служат основой для расчетов перспективной численности населения.
32
Глава 3. Законодательные и административные меры, осуществляемые для улучшения демографической ситуации в Российской Федерации
Демографическая ситуация в России требует целенаправленного вмешательства законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровне в процессы движения и воспроизводства населения, обеспечения его здоровья, снижения смертности.
Ряд федеральных законов, принятых в последнее время и направленных на улучшение материального положения женщин в период беременности и после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи и детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения.
Так, например, федеральными законами, принятыми в 1998-2001 гг., были внесены изменения и дополнения в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" которыми предусматривается увеличение размера ежемесячного пособия на ребенка на детей одиноких матерей; введение дополнительного пособия к началу учебного годам детям, проживающим в малообеспеченных семьях; усиление адресности социальной защиты путем предоставления гражданам, имеющим детей, ежемесячного пособия в зависимости от среднедушевого дохода семьи.
Важным шагом на пути улучшения положения учащихся детей стало принятие Федерального закона "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования".
С целью расширения возможностей для лечения и отдыха детей приняты два федеральных закона: "О льготах на проезд на междугородном транспорте для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении" и "О льготе на проезд на междугородном транспорте для отдельных категорий обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Важное значение имеет рассмотренный Государственной Думой проект федерального закона “О государственной поддержке многодетных семей“. Он предполагает целенаправленную и адресную систему мер по государственной поддержке многодетных семей в целях улучшения демографической ситуации в Российской Федерации и обеспечения условий для полноценного воспитания, развития и образования детей из многодетных семей. Устанавливается, что уход за детьми и их воспитание в многодетных семьях относятся к общественно-полезной деятельности. Многодетным семьям предусматривается ряд льгот по оплате за пользование отоплением, водой, газом и электроэнергией, бесплатное обеспечение лекарствами детей до шести лет; бесплатный проезд детей из многодетных семей на всех видах городского транспорта и ряд других мер.
Ряд принятых законов направлен на защиту детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В частности, федеральные законы: "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”, "О внесении изменений и дополнений в статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” ориентированы на более точное и полное определение категории детей, оставшихся без попечения родителей, защиту их прав и интересов, в том числе, в части обеспечения их жилой площадью и получения образования.
На решение важнейшей проблемы, стоящей перед обществом в настоящее время, - борьбы с угрожающими масштабами бедности в стране, усугубляющей демографический кризис, направлен ряд законов, предусматривающих оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам.
Так, Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума и его использования при установлении минимальных государственных гарантий денежных доходов граждан и осуществления мер по социальной защите населения Российской Федерации.
В целях реализации закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" были приняты два федеральных закона. Первый из них - "О государственной социальной помощи" определяет порядок оказания государственной социальной помощи малообеспеченным слоям населения". Второй - “О потребительской корзине в целом по Российской Федерации - утверждает натуральные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимые для расчета величины прожиточного минимума в 2008 году".
На улучшение важнейших демографических показателей - здоровья населения, снижения смертности, увеличения продолжительности жизни также направлены федеральные законы: "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" и “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения". Находятся на рассмотрении в Государственной Думе проекты федеральных законов "О здравоохранении в Российской Федерации", "О качестве и безопасности пищевых продуктов" "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации". Кроме нормативно-правовых актов законодательных органов власти в Российской Федерации действует целый ряд федеральных целевых программ, призванных улучшить демографическую ситуацию. В частности, следует назвать федеральные программы “Дети России”, “Безопасное материнство”, План действий по улучшению положения детей в Российской Федерации. Только в 2001 году Правительством Российской Федерации было приняты два постановления, направленные на улучшение медицинского обслуживания населения, обеспечения лекарствами: “О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства” (март) и “О программе государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью” (октябрь).
Правительство принимает законодательные меры по решению демографических проблем в стране. Основной целью принимаемых законов является увеличение числа детей в семьях.
18 июля 2006 года в Новостях Чувашской Республики прозвучало следующее сообщение: «С 1 января 2007 года должен заработать закон о базовом материнском капитале. В 2006 году должна быть завершена вся деятельность по подготовке законопроекта о базовом материнском капитале, с тем, чтобы с 1 января 2007 года новый закон заработал». Об этом заявил первый заместитель Председателя Правительства РФ, а ныне действующий президент РФ Дмитрий Медведев на совещании по вопросам демографии.
А 14 октября 2006 года, по сообщению Первого канала, кабинет министров утвердил проект закона о базовом материнском капитале. Это 250 тысяч рублей, причём, каждый год деньги индексируются, чтобы их не съела инфляция которые будут выплачиваться при рождении второго ребёнка. Таким образом рождаемость в стране стимулируют материально. И как считают в Правительстве, такая поддержка поможет решению острой демографической проблемы в стране и что новая система подстегнет рождаемость.
Подводя общие итоги, необходимо отметить, что эти и другие меры несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить демографическую ситуацию в стране, которая требует проведения целого ряда последовательных, комплексных и целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровне.
Очевидно, что основой улучшения воспроизводства населения может служить обеспечение достойного уровня и качества жизни людей. Также не вызывает сомнения то, что создавшаяся демографическая ситуация требует незамедлительного вмешательства как государственных, так и всех гражданских институтов российского общества.
С целью определения стратегии государственной социально - демографической политики необходима комплексная оценка и мониторинг тенденций, факторов и последствий социально - демографических процессов на федеральном и региональном уровнях.
Кроме того, требуется разработка Правительством Российской Федерации совместно с Федеральным Собранием Российской Федерации и с субъектами Российской Федерации общегосударственной Комплексной программы по выводу страны из демографического кризиса. В Программе целесообразно предусмотреть мероприятия, направленные на улучшение воспроизводства населения; повышение уровня здоровья и качества жизни россиян, обеспечение государственных гарантий гражданам на бесплатную медицинскую помощь, объемы и условия его получения; формирование в обществе идеологии и практики жизнесохранительного поведения, здоровой и продолжительной жизни, всемерное укрепление института семьи, другие меры, способствующие коренному улучшению демографической ситуации в России.
32
Изучение движения и воспроизводства населения – важный вопрос в составе всей статистики населения, которая в свою очередь существует уже многие века. Можно даже сказать, что существует она с появления государственности, но, конечно, в те времена она не являлась наукой. Тогда она лишь позволяла дать властителям необходимую информацию о населении, что само по себе уже немаловажно. Как одна из самых древнейших ветвей статистики, статистика населения и конкретно изучение движения и воспроизводства населения исследовалась давно. Методологическая база статистики населения включает множество методов (статистическое наблюдение, выборочный метод, метод группировок и классификаций, количественные методы, графо-аналитические методы, специфические демографические методы), позволяющих выполнить ее задачи (сбор данных о населении, их сводка и группировка, анализ, разработка прогнозов). В Российской Федерации сведения о населении собираются, во-первых, органами государственной статистики на всех уровнях – от районного до уровня всего государства. Во-вторых, статистика населения формируется благодаря сбору данных различными ведомствами, такими как органы здравоохранения, правоохранительные органы (МВД), транспортные ведомства. Конечно, следует отметить, что при всей организованности сбора и обработки данных, статистика не обходится без ошибок и погрешностей. Современные способы ведения учета, к сожалению, зависят от очень многих факторов, именно поэтому таких погрешностей не избежать. Однако погрешности эти невелики и не могут очень сильно повлиять на конечные результаты. С каждым годом статистическая база совершенствуется, что позволяет добиться хорошей точности получаемых данных, поэтому с уверенностью можно сказать, что статистика как наука и каждая из ее отраслей, развиваясь, позволяет получить наиболее точные данные, чтобы ясно отразить сложившуюся ситуацию в конкретном государстве и в мире в целом.
Информация о работе Статистическое изучение движения и воспроизводства населения