Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа
Цель данной работы – провести статистический анализ уровня жизни населения России.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие и составляющие уровня жизни населения;
• рассмотреть индикаторы уровня жизни;
• провести анализ показателей уровня жизни населения РФ;
• провести анализ жилищных условия населения;
• осуществить статистическое прогнозирование уровня жизни населения.
Объект исследования – население России.
Предмет исследования – методика статистического анализа уровня жизни.
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………...6
1.1 Понятие «уровень жизни населения» и его составляющие…………….6
1.2 Основные индикаторы уровня жизни………………………………….10
1.3 Социальные потребности и нормативы………………………………..14
2 Анализ показателей уровня жизни населения РФ……….....18
2.1 Анализ основных социально-экономических индикаторов уровня
жизни……………………………………………………………….…….18
2.2 Анализ денежных доходов и расходов населения……………….…….24
2.3 Анализ жилищных условий населения………………………….……...28
3 Прогнозирование и регулирование уровня жизни населения………………………………………………………………….……32
3.1 Основные направления государственного регулирования………...….32
3.2 Анализ социальной дифференциации населения………………….…...35
3.3 Прогноз основных индикаторов уровня жизни…………………….…..39
Заключение……………………………………………………………….….…41
Список использованных источников…………………………..…..42
К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным — уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.
Количественные
показатели характеризуют объем
потребления конкретных материальных
благ и услуг, качественные — качественную
сторону благосостояния населения.
Система показателей уровня жизни
населения различается по странам,
но основные ее разделы строятся на
основе классификации ООН и
Основные
сравнительные социально-
В
большинстве стран мира разработаны
аналогичные системы
Для разработки и решения, текущих и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамики и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам и социально-демографическим группам населения, делать международные сопоставления.
В перечень интегральных индикаторов уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.
Реальные доходы населения (Др)
определяются путем деления
денежных доходов (Дд) на индекс потребительских цен (I).При этом различаются реальные доходы населения без учета и с учетом услуг.
Первая разновидность этих доходов – часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальным и культурных потребностей; вторая – часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.
Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются для всего населения, а также в разрезе социальных групп и субъектов РФ. Для обеспечения сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).
Реальная заработная плата
доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной
(начисленной)
заработной платы (ЗПн) на
В политике доходов и
Индикаторами дифференциации доходов и заработной платы являются:
К числу наиболее распространенных индикаторов дифференциации доходов относятся также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца (см. рис 1), позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.
Прямая ОА называется линией абсолютного равенства распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.
Коэффициент концентрации
Рис.1 Кривая Лоренца
Для
определения общего направления
изменений в распределении
В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии.
К частным индикаторам уровня жизни относятся показатели потребления
отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.
Натуральные индикаторы
Уровень удовлетворения потребностей в услугах школьного образования
характеризуется с помощью данных о доле детей школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского
состава.
Стоимостные индикаторы, отражая
затраты на удовлетворение
потребностей и их динамику, группируются по видам потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.
Общее потребление материальных благ и услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства).
Расчет этого показателя позволяет рассматривать уровень и структуру
потребления
во взаимосвязи с совокупными
доходами населения и дает достаточно
полную характеристику удовлетворения
его личных потребностей.[2]
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы
соответственно в натуральных показателях или процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей. Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).
В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребности
человека как биологического существа; в их составе насущными, первичными,
выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.
Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д. Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются
бюджетом времени населения. По величинам рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека. Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.
Информация о работе Статистический анализ уровня жизни населения в РФ