Статистический анализ уровня жизни населения в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:16, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – провести статистический анализ уровня жизни населения России.
Задачи исследования:
• рассмотреть понятие и составляющие уровня жизни населения;
• рассмотреть индикаторы уровня жизни;
• провести анализ показателей уровня жизни населения РФ;
• провести анализ жилищных условия населения;
• осуществить статистическое прогнозирование уровня жизни населения.
Объект исследования – население России.
Предмет исследования – методика статистического анализа уровня жизни.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

1 Понятие и показатели уровня жизни населения……………...6
1.1 Понятие «уровень жизни населения» и его составляющие…………….6
1.2 Основные индикаторы уровня жизни………………………………….10
1.3 Социальные потребности и нормативы………………………………..14
2 Анализ показателей уровня жизни населения РФ……….....18
2.1 Анализ основных социально-экономических индикаторов уровня
жизни……………………………………………………………….…….18
2.2 Анализ денежных доходов и расходов населения……………….…….24
2.3 Анализ жилищных условий населения………………………….……...28
3 Прогнозирование и регулирование уровня жизни населения………………………………………………………………….……32
3.1 Основные направления государственного регулирования………...….32
3.2 Анализ социальной дифференциации населения………………….…...35
3.3 Прогноз основных индикаторов уровня жизни…………………….…..39
Заключение……………………………………………………………….….…41
Список использованных источников…………………………..…..42

Работа содержит 1 файл

Курсоваяr.docx

— 132.20 Кб (Скачать)

    К общим показателям относятся, например, размеры национального дохода на душу населения, к частным — уровень и способы потребления, условия труда и т.д. Деление показателей на объективные и субъективные связано с обоснованием изменений в жизнедеятельности людей. Объективные показатели имеют объективную базу, субъективные основаны на мнении людей.

    Количественные  показатели характеризуют объем  потребления конкретных материальных благ и услуг, качественные — качественную сторону благосостояния населения. Система показателей уровня жизни  населения различается по странам, но основные ее разделы строятся на основе классификации ООН и используются для международных сопоставлений. Сюда включается 12 групп показателей: демографические; санитарно-гигиенические  условия жизни; жилищные условия; образование  и культура; условия труда и  занятость; доходы и расходы населения; индексы потребительских цен; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека.

    Основные  сравнительные социально-экономические  показатели уровня жизни, разработанные  в рамках ЕС, выглядят следующим-образом:  

    1. Население: плотность проживания на 1 км2, рождаемость, смертность; половозрастная структура, период удвоения численности населения.
    2. Занятость: уровень трудовой активности, доля работающих по найму, структура по профессиям и отраслям.
    3. Уровень жизни: душевое производство ВВП, потребительские расходы на душу в день; число легковых машин, телевизоров, телефонных аппаратов на 1000 чел.
    4. Душевое потребление мяса, зерна и риса, энергии, в том числе в домашнем хозяйстве.
    5. Индекс потребительских цен.
    6. Здоровье: детская смертность, общая предстоящая продолжительность жизни.
    7. Образование; доля школьников и студентов от общей  численности населения, лиц с начальным, неполным средним, законченным средним и высшим образованием.

    В большинстве стран мира разработаны  аналогичные системы показателей  уровня жизни, имеющие некоторые  особенности. Способы агрегирования  данных в разделах и методика расчета  самих показателей существенным образом варьируются,  что  затрудняет их межстрановую сопоставимость: Вместе с тем общей тенденцией в исследовании уровня жизни на современном этапе  является перенесение акцентов с  показателей, характеризующих рост доходов и материального потребления, на показатели, отражающие здоровье, образование, досуг человека.[3] 

    1. Основные  индикаторы уровня жизни
 

    Для разработки и решения, текущих и стратегических задач политики доходов и заработной платы необходимо иметь информацию о состоянии, динамики и тенденциях уровня жизни, рассчитывать их по регионам и социально-демографическим группам населения, делать международные сопоставления.

    В перечень интегральных индикаторов  уровня жизни входят: реальные доходы на душу населения; реальная заработная плата; доходы от вторичной занятости и от реализации продукции личного подсобного хозяйства; дивиденды (по акциям и облигациям); проценты по вкладам населения; пенсии, пособия, стипендии. С их помощью изучаются и прогнозируются уровень, динамика и структура доходов из различных источников.

     Реальные доходы населения (Др) определяются путем деления общей  суммы

денежных  доходов (Дд) на индекс потребительских  цен (I).При этом различаются реальные доходы населения без учета и  с учетом услуг.

     Первая  разновидность этих доходов –  часть ВВП, используемая населением для удовлетворения материальным и культурных потребностей; вторая – часть ВВП, используемая населением на потребление и накопление материальных благ и услуг.

     Для характеристики роста (снижения) реальных доходов их индексы исчисляются для всего населения, а также в разрезе социальных групп и субъектов РФ. Для обеспечения сопоставимости при исчислении индексов реальных доходов учитывается изменения цен за сравнимый период (индекс потребительских цен).

     Реальная заработная плата работников (ЗПр) – составная часть реальных

доходов (с учетом услуг). Она определяется путем деления номинальной

(начисленной)  заработной платы (ЗПн) на индекс  потребительских цен на товары  и услуги (I):

     В политике доходов и заработной  платы важное место занимают  также индикаторы, характеризующие их дифференциацию. Последняя позволяет оценить происходящие социальные изменения, уровень социальной напряженности в обществе и определить характер политики, которой следует придерживаться правительству данной страны.

Индикаторами  дифференциации доходов и заработной платы являются:

    • распределение населения по уровню среднедушевых доходов – показатель удельного веса или процента населения в тех или иных заданных интервалах среднедушевых денежных доходов;
    • распределение общего объема денежных доходов по различным группам населения – показатель в процентах доли общего объема денежных доходов, которой обладает каждая из 20-процентных (10-процентных) групп населения;
    • децильный коэффициент дифференциации доходов – соотношение среднедушевых денежных доходов, выше и ниже которых находятся десятые доли наиболее и наименее обеспеченного населения;
    • коэффициент дифференциации доходов населения по субъектам РФ – соотношение наибольшего и наименьшего уровней среднедушевых доходов в субъектах РФ;
    • коэффициент дифференциации заработной платы РФ – соотношение наибольшего и наименьшего ее уровней (по отраслям, регионам, профессиям, внутри отраслей и предприятий, и т.д.).

     К числу наиболее распространенных индикаторов  дифференциации доходов относятся также коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) и кривая Лоренца (см. рис 1), позволяющие судить о степени удаления от состояния равенства в распределении доходов. Расчет индекса Джини связан с кривой Лоренца.

     Прямая  ОА называется линией абсолютного равенства  распределения доходов: она отражает ситуацию, когда 20% людей имеют 20% доходов, 40% людей – 40% доходов, и т.д.; кривая В показывает долевое распределение доходов по группам семей в действительности. Усиление неравенства в распределении доходов выражается изменением конфигурации кривой Лоренца в сторону увеличения ее вогнутости по отношению к линии абсолютного равенства.

    Коэффициент концентрации доходов  (индекс Джини) представляет собой  величину отклонения фактического распределения доходов населения от линии их равномерного распределения. Он определяется отношением площади фигуры, образованной кривой Лоренца и линией абсолютного равенства, к площади всего треугольника ОАС. Величина коэффициента может варьировать от 0 до 1 или от 0 до 100%, при этом, чем выше значение показателя, тем более неравномерно распределены доходы в обществе.

          Рис.1 Кривая Лоренца 

     Для определения общего направления  изменений в распределении доходов используется коэффициент направленности процесса стратификации населения – соотношение численности населения с доходами ниже прожиточного минимума и выше бюджета высокого достатка в расчете на 1 тыс. человек. Динамика коэффициента стратификации характеризует нарастание или снижение поляризации общества.

     В России на долю 20% наименее обеспеченных граждан приходится 6,2% доходов, а на долю 20% наиболее обеспеченных – 47,4%. Аналогично распределяются доходы, например, в Великобритании, Эстонии, Киргизии.

     К частным индикаторам уровня жизни  относятся показатели потребления

отдельных товаров и услуг (на душу населения, на семью, по социальным группам, регионам), обеспеченности товарами длительного пользования, жильем, коммунально-бытовыми удобствами. Среди них выделяют натуральные и стоимостные индикаторы.

     Натуральные индикаторы непосредственно  характеризуют уровень потребления, обеспеченность теми или иными благами. Для представления об уровне удовлетворения конкретной потребности могут использоваться несколько показателей. Например, чтобы охарактеризовать уровень удовлетворения потребностей в продуктах питания, необходимы данные о количестве потребляемых человеком продуктов и их калорийности в сопоставлении с научно обоснованными нормами. При этом потребление основных продуктов питания на душу населения определяется с учетом как произведенных в стране, так и импортированных продуктов, независимо от способа продажи их населению и от вида потребления.

     Уровень удовлетворения потребностей в услугах  школьного образования

характеризуется с помощью данных о доле детей  школьного возраста, посещающих школы, численности учащихся в платных и бесплатных школах, а также обучающихся за границей. Кроме того, важно учитывать техническое состояние и благоустройство учебных заведений, уровень образования преподавательского

состава.

     Стоимостные индикаторы, отражая  затраты на удовлетворение конкретных

потребностей  и их динамику, группируются по видам  потребностей, - например, затраты на питание, на оплату жилья, коммунальных услуг, на одежду, предметы длительного пользования, отдых, удовлетворение культурных потребностей, и т.д.

     Общее потребление материальных благ и  услуг в стоимостном виде включает все расходы на приобретение товаров и услуг и денежную оценку потребленных благ собственного производства (например, продукции личного подсобного хозяйства).

     Расчет  этого показателя позволяет рассматривать  уровень и структуру

потребления во взаимосвязи с совокупными  доходами населения и дает достаточно полную характеристику удовлетворения его личных потребностей.[2] 

    1.   Социальные потребности и нормативы
 

          Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы как научно обоснованные ориентиры направленности социальных процессов в обществе. Различаются социальные нормативы: развития материальной базы социальной сферы, доходов и расходов населения, социального обеспечения и обслуживания, потребления населением материальных благ и платных услуг, условий жизни, состояния и охраны окружающей среды, потребительского бюджета и др. Они могут быть уровневыми, выражающими абсолютную или относительную величину нормы

соответственно  в натуральных показателях или  процентах (возможные варианты нормативов: моментальные, интервальные, минимальные, максимальные), а также приростными, представленными в виде соотношения приростов двух показателей. Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия наиболее уязвимым в материальном отношении группам населения (многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.).

           В совокупности они образуют систему минимальных социальных гарантий как обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области образования, здравоохранения и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях людей в благах и услугах – личных потребностях. Однако последнее не следует абсолютизировать, так как они всегда изменчивы, что затрудняет их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяются на физиологические (физические), интеллектуальные (духовные) и социальные. Физиологические потребности являются определяющими – первого порядка, поскольку выражают потребности

человека  как биологического существа; в их составе насущными, первичными,

выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности и т.д.

            Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека. Социальные потребности связаны с функционированием человека в обществе – это социально-политическая деятельность, самовыражение, общение с людьми, обеспечение социальных прав и т.д. Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям непервой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения. Условия же для их удовлетворения характеризуются

бюджетом  времени населения. По величинам  рабочего, нерабочего и свободного времени можно оценить эффективность рабочего времени и возможности удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей человека. Различаются рациональные (разумные) и иррациональные потребности. Первые отвечают научным представлениям  о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержание здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании). Вторые (иррациональные) потребности выходят за рамки разумных норм, принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Информация о работе Статистический анализ уровня жизни населения в РФ