Статистический анализ уровня безработицы в России

Автор: w*******@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 19:48, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы провести статистический анализ безработицы в России.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
- определить теоретические основы безработицы;
- дать характеристику динамики безработицы в России;
- определить перспективы безработицы в России.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы статистического изучения безработицы в России
1.1 Понятие и виды безработицы 3
1.2 Причины безработицы и ее последствия 8
2 Статистический анализ уровня безработицы в России
2.1 Общая характеристика уровня безработицы в России 10
3 Тенденции уровня безработицы в России
3.1 Государственная служба занятости, как метод борьбы с безработицей 17
Заключение 22
Список литературы 25

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа«Безработица в России общая характеристика, динамика, методы снижения» е.doc

— 168.00 Кб (Скачать)

     Программы содействия занятости  населения нацелены на защиту граждан от безработицы и охватывают прежде всего две группы населения - работающих, но находящихся под угрозой увольнения граждан, и безработных граждан, зарегистрированных в органах государственной службы занятости населения. Программа включает совокупность взаимосвязанных долго- и краткосрочных мер, цель реализации которых - достижение эффективной, оптимальной занятости трудоспособного населения в регионе или в национальных масштабах в сочетании с необходимой социальной поддержкой безработных и смягчением отрицательных последствий долговременной безработицы.

     В современных условиях отсутствие стратегии  занятости равнозначно хаотичности  работы органов занятости и низкой эффективности проводимых мероприятий. Принятие стратегии - первый этап по разработке и исполнению программ действий службы занятости.

     При разработке стратегии в программах занятости необходимо учитывать  следующее:

     1) стратегия означает действие;

     2) в период подготовки программы должны производиться какие-то необходимые в данный момент действия (приниматься решения по вопросам занятости);

     3) необходимо адаптировать уже  существующие программы, чтобы  они соответствовали вновь избранной  стратегии.

     4) стратегия должна регулярно пересматриваться.[7]

     Основные  компоненты программ занятости:

     • анализ проблем, сосредоточен на выявлении  сильных и слабых сторон местной  экономики и проблем занятости, с которыми сталкивается данная область. Для этого необходимы сбор данных и их идентификация;

     • аудит, направлен на оценку эффективности  существующих мероприятий, роли местных  организаций, менеджмента организаций, отвечающих за реализацию плана регионального  развития и взаимодействия всех участников этого процесса;

     • анализ ресурсов, позволяет учесть, как использовались ресурсы, определить ресурсы, которые будут необходимы для дальнейшей деятельности, и источники их привлечения;

     • формулировка целей, четко определяются цели реализации избранной в программе  стратегии. Она должна соотноситься с проблемами и возможностями данной области;

     • план действий, определяется последовательность действий, которые должны быть предприняты  для осуществления стратегических целей;

     • система мониторинга и оценки, определяется эффективность отдельных  мероприятий и подтверждается общая целесообразность принятой программы.

     В долгосрочной перспективе основная цель состоит в сведении безработицы  к социально и экономически обусловленному естественному уровню.

     Стабилизация  ситуации в сфере занятости требует  пересмотра подходов к регулированию занятости в общегосударственном масштабе. Эффективная перспективная стратегия содействия занятости населения может быть реализована только в том случае, если стабилизация занятости будет включена в состав наивысших приоритетов хозяйственной политики наравне с финансовой стабилизацией и стабилизацией уровня производства.

     Реализация  подхода к занятости как к  одному из важнейших государственных  социально-экономических приоритетов  требует:

     • введения целевых показателей уровня занятости (безработицы) в официальные прогнозы, бюджетные проектировки и программы действий Правительства РФ наравне с присутствующими в настоящее время в указанных документах показателями уровней инфляции, производства и другими, которые рассматриваются сейчас как приоритетные;

     • формирования общегосударственной  системы регулирования занятости, главными субъектами которой были бы в целом Правительство РФ, Министерства экономики, финансов РФ, Госкомимущество, Центральный Банк России и другие высшие хозяйственные структуры; освобождения Государственной службы занятости от обязанностей поддержания рабочих мест и выполнения других непрофильных функций с концентрацией усилий этих органов на работе с зарегистрированными незанятыми и безработными;

     • соответствующей перестройки законодательства, включая нормативные акты о труде и занятости.

     Концепция политики занятости в переходной экономике требует соблюдения следующих  принципов:

     • приоритетности активных мер содействия занятости, прежде всего направленных на сохранение и создание новых рабочих мест, переподготовку кадров, профессиональную ориентацию с целью расширения возможностей трудоустройства;

     • предпочтительного поддержания  тех направлений спроса на рабочую  силу, которые требуют наименьших затрат и дают быстрый результат  в сфере занятости; сохранения отдельных элементов гарантированной занятости, в первую очередь на государственных предприятиях и в процессе банкротства предприятий;

     • максимальной адаптации политики к  потребностям конкретных региональных, отраслевых и социально-демографических групп населения и работников при особом внимании к женщинам, молодежи, пенсионерам и другим социальным группам с пониженной конкурентоспособностью на рынке труда;

     • приоритетности мер по поддержанию  профессионально - квалификационного  потенциала общества, в том числе путем сохранения квалифицированного ядра трудовых коллективов на предприятиях, в организациях, учреждениях;

     • первоочередной ориентации мер поддержки  занятости на "проблемные" (кризисные) регионы с повышенным уровнем  безработицы;

     • оказания эффективной социальной поддержки  безработным, чтобы не допустить  расширения бедности, воспрепятствовать  процессам десоциализации (люмпенизации) данной категории населения, и в  конечном счете - профилактики социальных конфликтов.

     Политика  занятости в регионах, осуществляемая на федеральном уровне, должна включать следующие направления:

     • разработку и применение методов  региональной дифференциации общегосударственных  мер социально-экономической политики;

     • совершенствование системы критериев  отнесения регионов к категории "проблемных" (кризисных) территорий:

     • создание и утверждение федерального реестра проблемных территорий уровня республик, краев, областей, а также  административных районов, городов, других административно-территориальных единиц;

     • разработку законодательства и создание институциональных структур руководства  критических регионов.

     Политика  занятости в регионах, осуществляемая самими региональными органами власти, в основном нацелена на решение задач, названных выше при перечислении целей политики занятости на региональном уровне.

     Результирующие  показатели эффективности государственной  политики занятости должны рассматриваться  в тесной увязке с реально влияющими  на них политиками и затратами. Государственная  служба занятости и ФЗН лишь в незначительной степени могут повлиять на указанные показатели. В то же время совокупность мероприятий, которые были названы выше политикой Государственной службы занятости на рынке труда, может повлиять на некоторые структурные и динамические характеристики регистрируемой безработицы.

     В рамках борьбы с повышением уровня безработицы Правительство России разработало специальные меры. В  Государственную Думу РФ уже был  внесен законопроект, в котором предлагается увеличить пособие по безработице. Сейчас в соответствии с нормами законопроекта пособие по безработице получают  граждане, уволившиеся не только по сокращению, но и по собственному желанию. Само повышение пособия по безработице существенно. Ранее безработный мог получить лишь 1275 рублей в течение 6 месяцев. При вступлении в силу нового закона люди, оставшиеся без работы, будут получать целый год пособие в размере 75 % от заработка, однако не превышающее 4900 рублей. Официальная цена государственной поддержки рынка труда составит ориентировочно 10-50 млрд. руб. [6] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение.

      Проведение  данного исследования по вопросу  безработицы позволило прийти к  следующим выводам:

     Мировой финансовый кризис вызвал производственный спад во многих экономических отраслях. В октябре 2008 года по России пошла волна сокращений. Самыми слабыми звеньями оказались строительство, металлургия, автопром, а также кредитные и банковские учреждения.

      Предлагаемыми способами снижения уровня безработицы  в России выступают: повышение доверия  к службам занятости, более равномерное географическое распределение трудовых ресурсов, реализация программ поддержки молодых квалифицированных специалистов, развитие самозанятости населения, государственное содействие открытию новых предприятий и предоставление рабочих мест, информационная помощь безработным, содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда, содействие переподготовке безработного населения с помощью методов (частично или полностью за государственный счет).

      Одним из способов снижения уровня безработицы  является взаимодействие безработного населения с Государственной служба занятости, которая представляет структуру специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным.

     При анализе безработицы в РФ можно  выявить следующие негативные тенденции:

  • Безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.
  • При продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.

     Проблема  безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и не решив  его невозможно наладить эффективную  деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. экономика России сейчас находится в глубоком кризисе. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

     Не  менее тяжелы и социальные последствия безработицы. Американские специалисты вынуждены признать, что «безработица – это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, а также к общественным и политическим беспорядкам». 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы. 

     
  1. Абакумов  Н. Н. Безработица и самозанятость. – М., 2009.-201с.
  2. Брайер К. Х. Безработица и неполная занятость // Социолоические исследования.-2008.-№10.-С.101-108.
  3. Гусаров В.М. Теория Статистики: Учебное пособие для вузов. – М: Аудит, Издательское объединение «ЮНИТИ», 2008. – 463с.
  4. Елисеева И.И. Статистика: Учебник – М: Проспект, 2005. – 443с.
  5. Елисеева И.И. Статистика: Учебник- М: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008г.- 448с.
  6. Занимаем/http://www.zanimaem.ru
  7. Курышева С.В., Кашина О.Н. Статистическое изучение занятости и безработицы: Текст лекций – Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов, 2009. – 85с.
  8. Соколова Г. Н. Структура занятости и безработица: Проблемы и тенденции // Экономика и жизнь.-2008.-№1.-56с.
  9. Харченко Л.П., Долженкова В.Г., Ионин В.Г. Статистика: Учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2008. – 384 с.
  10. Хуссманнс Р., Мехран Ф., Верма В. Обследование экономически активного населения: занятость, безработица и неполная занятость. - М., 2009.-270с.
  11. Чепурина М. Н., Киселева Е. А. Курс экономической теории. – С-Пб., 2008. – 103с.
  12. Никифорова А. А. Уровень безработицы: как ее считать? //Вопросы экономики.-2008.-№12.-С.73-79.
  13. Шмойлова Р.А. Теория статистики.-4 изд. М: Финансы и статистика-2008г.-656с.
  14. Федеральная служба государственной статистики/ http://www.gks.ru/

Информация о работе Статистический анализ уровня безработицы в России