Статистический анализ национального богатства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи определяют структуру курсовой работы. Она содержит 3 главы, введение и заключение.
В первой главе будут рассмотрены понятие национального богатства как часть совокупного экономического потенциала национальной хозяйственной системы страны, состав национального богатства, а так же система показателей и методы ее анализа и оценки.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические и методические основы изучения национального богатства.
1.1 Определение национального богатства……………………………………..5
1.2 Основные элементы и система показателей национального богатства…..9
1.3 Методы анализа и оценки показателей национального богатства………15
Глава 2. Анализ национального богатства России
2.1 Национальное богатство РФ……………………………………………….19
2.2 Основные фонды в системе национального богатства РФ………………23
Глава 3. Перспективы развития потенциала национального богатства России
3.1 Тенденции развития национального богатства России…………………..28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………..35

Работа содержит 1 файл

статистика.docx

— 91.68 Кб (Скачать)

  В период рыночных преобразований в России наблюдаются позитивные тенденции  в изменении структуры основных фондов по формам собственности.

Таблица 3.

  Основные  фонды по формам собственности (на конец  года; по полной учетной стоимости; в % к итогу) 

Годы Все основные фонды В том  числе по формам собственности
    государственные негосударственные
2000 100,0 91,0 9,0
2004 100,0 43,0 57,0
2010 100,0 40,0 60,0

  За  период 2000—2010 гг. удельный вес государственной собственности в стоимости основных фондов существенно снизился, а негосударственной — возрос. Так, на конец 2010 г. основные фонды, находящиеся в государственной собственности, составили 40%, в негосударственной — 60%.

  Одним из отрицательных факторов, влияющих на темпы роста национальной экономики  России, является продолжающееся быстрое  физическое и моральное старение основных производственных фондов страны. Степень износа основных фондов российской промышленности в 2006 г. составляла 53%, в том числе в машиностроении — 55, в нефтедобыче — 55, в химической и нефтехимической промышленностях — 57%. Коэффициент обновления основных фондов промышленности, характеризующий степень обновления оборудования, процесса расширения производства, ввода в действие новых объектов и т.д., упал в 2000 г. с 6,9 до 1,8%, а в машиностроении — с 6,6 до 0,8%. Эти данные о степени износа основных фондов следует дополнить показателями, характеризующими потенциальные возможности изменения сложившейся ситуации [4 с. 99].

  На 2010 год качественное состояние основных фондов национальной экономики характеризуется высоким уровнем физического и морального износа, что ограничивает возможности их использования для выпуска конкурентоспособной продукции (товаров, работ, услуг). В среднем степень износа основных фондов организации по отраслям экономики составила около 44,0%.

  Наиболее  высока степень износа основных фондов в организациях промышленности (51,4%), сельского хозяйства (46,5%), торговли и общественного питания (56,2%).

  Наряду  с высоким износом основных фондов, в российской экономике сохраняется  ограниченность мощностей объектов производственной инфраструктуры, в  состав которой входят электроэнергетика, железные и автомобильные дороги, магистральные нефте-, газо- и продуктопроводы, морские порты, аэропорты, коммунальное хозяйство. Техническое состояние объектов производственной инфраструктуры, их пропускная и провозная способность не и полной мере соответствуют современным требованиям и относится к числу факторов, сдерживающих развитие национальной экономики.

  Специалистами отмечается недостаток инвестиционных вложений, в объекты производственной инфраструктуры, находящиеся в собственности как государства, так и коммерческих структур. Низкое качество технической базы российской экономики является одним из основных факторов, сдерживающих экономический рост при расширении платежеспособного спроса. 
 
 
 
 
 

Глава 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПОТЕНЦИАЛА НАЦИОНАЛЬНОГО  БОГАТСТВА РОССИИ

3.1 Тенденции развития  национального богатства  России

     Проблемы эффективного использования элементов национального богатства в пореформенный период функционирования Российской экономики многообразны. В научной литературе указывается на невостребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

  Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого  капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование  пропорций между элементами национального  богатства предполагает решение  задачи по обеспечению структурных  изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования  природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной  проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального  богатства.

  Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует  проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

  Продвижение по указанным направлениям зависит  от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования  природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.

  Чтобы воздействовать на структуру национального  богатства, необходимы специальные  меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности [7, С. 52].

  Ряд видных российских ученых указывает  на очевидный недостаток основного  капитала в отраслях социальной сферы и они солидарны в том, что увеличивать национальное богатство необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов (табл. 7). Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики.

  Таблица 4.

  Прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2025 года

  1997 2000 2005 2010 2015 2020 2025
Национальное  богатство, % 100 102 105 108 112 116 120
Натурально-вещественная структура национального богатства:              
Основной  капитал 66 65 65 65 64 65 65
Материальные  запасы 15 14 13 12 12 10 10
Домашнее  имущество 19 21 22 23 24 25 25
Воспроизводственная структура:              
Производственные  фонды 56 55 54 52 51 51 50
Непроизводственные  фонды 44 45 46 48 49 49 50

      Современное состояние национального богатства и приведенные в табл. 4 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности национальной хозяйственной системы и целесообразной экономической политики. В свою очередь последняя, по мнению академика РАН А.И. Абалкина, будучи подвержена, как и любой экономический процесс, “эффекту кумулятивной” причинности, выступает своеобразным общественным благом и исполняет функцию фактора хозяйственного развития [1, с. 18].

  Таким образом, новая социальная структура  общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она  должна воспроизводить такую систему  ценностей и стимулов, которые  бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.

  Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.

  В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить:

  1) объем и доступность всех имеющихся  видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

  2) достигнутый страной уровень  технического развития, определяющий  качество и производительность  технологической базы экономики;

  3) накопленный страной задел в  области фундаментальных и прикладных  научных исследований, уровень подготовки  кадров, характеризующий качество  трудовых ресурсов страны.

  В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе  совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы  страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики. 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

   Таким образом, в результате проделанной работы и проведенного анализа, можно сделать выводы, что категория “совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны” представляет собой слаженное по структуре и многоаспектное по содержанию и значению явление. Наиболее распространенным измерителем совокупного экономического потенциала национальной экономики выступает национальное богатство.

  Национальное  богатство – важнейшая социально-экономическая  категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. Оно  охватывает практически все экономические  блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем  уровня развития страны и жизни населения. Национальное богатство - один из важнейших  показателей экономической мощи страны, представляющий собой денежное выражение всей совокупности потребительных стоимостей, накопленных обществом  за весь предшествующий период по состоянию  на определенную дату.

Информация о работе Статистический анализ национального богатства Российской Федерации