Статистический анализ изучения потребления населением товаров и услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2010 в 20:48, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ статистических методов изучения потребления.
Поставленная цель достигается решением следующих задач:
 изучением понятия статистики потребления;
 рассмотрением основных показателей, характеризующих потребление;
 анализом состава потребительской корзины в России;

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 88.50 Кб (Скачать)

Введение 

     Социальная  статистика представляет собой одно из важнейших приложений статистических методов, исследующих количественную характеристику структуры общества, жизни и деятельности людей, позволяет  выявить и измерить основные закономерности в распределении благ между социальными группами.

     Потребление является заключительной стадией воспроизводственного процесса, сводящейся к использованию  произведенного продукта для удовлетворения определенных потребностей.

     Основные  задачи статистики потребления населения как важнейшей составляющей уровня его жизни связаны с разработкой Системы показателей потребления, натуральных и стоимостных, индивидуальных, семейных и сводных потребительских бюджетов и потребительской корзины, исследованием структуры потребительских расходов, эластичности и дифференциации потребления, динамики потребления населения и потребительских цен, покупательной способности денег.

     Производство  и потребление активно влияют друг на друга. Назначение производства - служить потреблению. Уровень потребления, его динамика и структура составляют важнейшие элементы в жизни человека. Именно потребление населения выражает суть социально ориентированной рыночной экономики. Таковой является экономика наиболее развитых стран.

     Целью данной работы является анализ статистических методов изучения потребления.

     Поставленная  цель достигается решением следующих  задач:

  • изучением понятия статистики потребления;
  • рассмотрением основных показателей, характеризующих потребление;
  • анализом состава потребительской корзины в России;

     В данной работы рассмотрены следующие аспекты:

     1) Изучение потребления на макроуровне;

     2) Изучение потребления на базе  бюджетов домашних хозяйств;

     3) Изучение дифференциации потребления;

     4) Динамика потребления населения  и потребительских цен;

     Данная работа представляет собой обзор статистические анализы исследования потребления населения настолько полно, насколько это возможно в рамках работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      

     1.1.Понятие потребления. Источники данных о потреблении населения. 

     Обобщение информации, характеризующей потребление населения, представляет собой сложный процесс балансовых разработок, нацеленный на увязку разнообразных источников данных. К основным источникам информации, характеризующим потребление населения, относятся:

  • данные выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, на базе которых строятся натуральные и стоимостные показатели потребления в расчете на душу населения и на потребительскую единицу; изучаются структура, динамика и дифференциация потребления;
  • данные торговой статистики об объеме и структуре розничного товарооборота;
  • баланс денежных доходов и расходов населения по данным финансовой статистики, определяющий соотношение в расходах населения на покупку товаров и услуг и на сбережения;
  • статистика деятельности предприятий и хозяйств (сельскохозяйственные предприятия, крестьянские и фермерские хозяйства, личные подсобные хозяйства и предприятия промышленности, оптовой и розничной торговли и потребкооперации), участвующих в формировании и использовании продовольственных ресурсов.

     На  ее базе строятся балансы продовольственных  ресурсов, определяется фонд потребления  населением основных продуктов питания  и рассчитываются натуральные среднедушевые  показатели потребления, изучается  динамика потребления. В СНС на макроуровне  обобщающим стоимостным показателем потребления являются расходы домашних хозяйств на конечное потребление, отражающиеся на счете использования располагаемого дохода и включающие расходы на:

     1) конечное потребление домашних  хозяйств (резидентов и нерезидентов) на экономической территории страны, охватывающее:

  • расходы на покупку потребительских товаров;
  • расходы на оплату потребительских услуг (бытовых, пассажирского транспорта, связи, жилищно-коммунального хозяйства, туристско-экскурсионных, образования, культуры, здравоохранения, санаторно-курортных, физической культуры и спорта, правового характера) и финансовых услуг (банков, страховых компаний, организаций по проведению лотерей);
  • конечное потребление товаров и услуг за счет доходов, полученных в натуральной форме в счет оплаты труда;
  • потребление товаров и услуг, произведенных для собственного конечного потребления домашними хозяйствами в некорпоративных предприятиях (сельскохозяйственной продукции, произведенной в крестьянских, фермерских хозяйствах и личном подсобном хозяйстве населения, и жилищных услуг, произведенных для собственного потребления владельцами жилищ);

     2) покупку потребительских товаров  и услуг домашними хозяйствами-резидентами  за границей;

     3) покупку потребительских товаров  и услуг домашними хозяйствами-нерезидентами на экономической территории страны.

     Однако  рассмотренный обобщающий показатель не учитывает стоимости потребленных населением бесплатных услуг.

     Другим  обобщающим стоимостным показателем  потребления выступает фактическое конечное потребление домашних хозяйств, отражающее реальную величину, которая обеспечивается как за счет располагаемого дохода, так и за счет социальных трансфертов в натуральной форме, предоставляемых населению органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Величина фактического конечного потребления отражается на счете использования скорректированного располагаемого дохода. Данный счет характеризует распределение скорректированного располагаемого дохода на фактическое конечное потребление и сбережение.

     Важнейшим аспектом изучения потребления выступает  анализ обеспечения населения продовольственными товарами. Для этой цели государственная  статистика строит балансы продовольственных  ресурсов. Баланс отражает движение продукции от момента производства до момента конечного использования, позволяет осуществить текущий анализ и прогнозировать ситуацию на рынке продовольствия, оценивать потребности в импорте. Определять фонды потребления продуктов питания.

    Баланс  ресурсов и использования  основного продукта питания

    (тыс.  т) 

Ресурсная:

    1. Запасы на начало года

    2. Производство

    3. Ввоз

    4. Импорт

    5. Итого ресурсов

       5=1+2+3+4 

Распределительная:

    6. Расход на производственные цели

    7. Потери

    8. Вывоз

    9. Экспорт

    10. Запасы на конец года

    11. Личное потребление

          11=5-(6 + 7 + 8 + 9+10)

     При изучении статистики потребления населением товаров и услуг обычно за единицу  принимается домохозяйство.

     На  уровне домашних хозяйств потребление  изучается на основе выборочного обследования их бюджетов. Программой обследования предусмотрен сбор информации, характеризующей не только доходы, но и расходы населения. Расходы домохозяйств включают расходы на потребление и расходы, не связанные с потреблением. К последним относятся налоги, отчисления на пенсии и социальное страхование, и другие страховые взносы, денежные переводы, подарки.

     Потребительские расходы охватывают все текущие  расходы на товары и услуги независимо оттого, полностью или частично они были оплачены в течение обследуемого периода и предназначались ли они для потребления внутри домашнего хозяйства. Потребительские расходы состоят из расходов на покупку продуктов питания (в том числе расходы на питание вне дома), алкогольных напитков, непродовольственных товаров и расходов на оплату услуг. В их составе не учитываются покупка ювелирных изделий, оплата материалов и работ по строительству и капитальному ремонту жилых или подсобных помещений. Бесплатные услуги по образованию, медицинские и другие услуги в потребительские расходы не включаются.

     1.2. Показатели, используемые при изучении потребления населением товаров и услуг 

     Потребление продуктов питания учитывается  в натуральных единицах и по стоимости.

     Натуральные показатели вычисляются в среднем  на душу населения или в среднем на потребительскую единицу. К стоимостным показателям относятся стоимость питания в домашних хозяйствах, которая состоит из денежных расходов на покупку продуктов, предназначенных для личного потребления внутри домашнего хозяйства, расходов на питание вне дома и стоимость натуральных поступлений продуктов питания. Кроме того, используются структурные показатели, отражающие долю расходов на питание в потребительских расходах, структуру расходов по видам продуктов питания, и показатели, характеризующие качество питания: его калорийность и содержание белков, жиров и углеводов в потребленных продуктах.

     Важным  показателем является уровень индивидуального  потребления как средний размер потребления на душу населения. Он рассчитывается в виде отношения годового объема потребленных товаров по видам к средней годовой численности населения, как в целом, так и по отдельным его социальным группам, группам по доходу, возрасту, характеру занятий, другим признакам.

     В потреблении продовольственных  товаров наука о питании выделяет 5 групп работников в зависимости от вида их трудовой деятельности:

     I — занятые преимущественно умственным трудом;

     II — занятые легким физическим трудом;

     III — занятые средним по тяжести трудом;

     IV — занятые тяжелым физическим трудом;

     V — занятые особо тяжелым трудом.

     Помимо  потребления товаров и услуг  на душу населения применяется расчет и на условную потребительскую единицу, или на эквивалентного потребителя. В качестве таковой признано потребление взрослого мужчины, занятого механизированным трудом. По отношению к нему разработана шкала переводных коэффициентов потребления продовольственных и непродовольственных товаров. Приняты 6 коэффициентов потребления для детей:

     до 1 года — 0,2;

     от 1 до 3 лет — 0,5;

     от 5 до 7 лет — 0,6;

     от 7 до 11 лет — 0,8;

     от 14 до 14 лет — 0,95;

     от 14 до 18 лет — 0,98 потребительской  единицы, а также 4 коэффициента в  зависимости от пола, возраста и  рода занятий для взрослых:

     первый  — 0,9;

     второй  — 1,0;

     третий  — 1,1;

     четвертый — 1,2 условной единицы.

     Так, семья из четырех человек (отец, мать и двое детей в возрасте до 6 и 13 лет) составляет 3,2 потребительской единицы. В международной статистике по Оксфордской шкале такая семья оценивается в 2,7 единицы (первый взрослый принимается за 1, второй взрослый и каждый следующий — за 0,7, каждый ребенок — за 0,5).

     Изучение  потребления непродовольственных  товаров по программе выборки бюджетов домашних хозяйств осуществляется по следующим видам: расходы на одежду, белье, обувь, ткани, мебель и предметы домашнего обихода, товары культурно-бытового назначения, транспортные средства, гигиенические, парфюмерные и фармацевтические средства, табачные изделия, строительные материалы и другие непродовольственные товары. Натуральные показатели потребления вычисляются по потреблению обуви и тканей. По остальным непродовольственным товарам рассчитываются лишь стоимостные показатели, а также структура потребления.

Информация о работе Статистический анализ изучения потребления населением товаров и услуг