Статистический анализ численности населения в г.Оренбурге

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:17, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и статистический анализ численности населения в г.Оренбурге.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
рассмотрение теоретических основ статистического анализа численности населения на современном этапе;
оценка уровня безработицы в г. Оренбурге.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 385.50 Кб (Скачать)
 

     Анализируя  таблицу 9, отметим, что в структуре вакансий по отраслям экономики лидирует здравоохранение, социальное обеспечение, культура и наука. Доля занятых в этих отраслях составила в 2009 г. – 14915 чел., то есть 30,6 % от всех занятых по отраслям, что на 17,7 % больше чем в 2006 г.

     На  втором месте стоит промышленность и ее доля составила в 2009 г. – 7650 чел., то есть 15,7 % от всех занятых по отраслям, что на 6779 чел. больше, чем в 2007 г.

     Третье  место по числу вакансий занимают торговля и общепит. Их доля в 2009 г. составила 6206 чел., то есть 12,8 %, что на 5733 чел. больше чем в 2007 г. Далее идет строительство, его доля в 2009 г. составила 4869 чел., то есть 10 % от общего числа, что на 4125 чел. больше, чем в 2007 г.

     Доля  занятых в ЖКХ в 2009 г. составила 4200 чел., то есть 8,6 %, что на 3620 чел. больше чем в 2007 г.

     Число занятых в транспорте и связи  составила в 2009 г. 3841 чел., то есть 7,9 %, что на 3176 чел. больше, чем в 2007 г.

     Наименьшее  число вакансий в сельском хозяйстве. Их доля в 2007 г. составила 1,5 %.

     В кредитовании, финансах и страховании  в 2007 г. число занятых составило 412 чел.

     Отрасль управления стоит на последнем месте  по составу вакансий, ее доля составила 263 чел., то есть 0,5 %. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ГЛАВА 3. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  И ГОСУДАРСТВЕННОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ УРОВНЯ НАСЕЛЕНИЯ

      3.1 Политика занятости и регулирования рынка труда

     Согласно  российскому закону о занятости, государственная политика занятости заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путём обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождающихся граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

     Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральные, территориальные и местные (городские, районные) программы.

     В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости в российском обществе должно стать сохранение и до известных пределов повышение уровня занятости населения, одновременно не блокируя высвобождение лишней рабочей силы с предприятий. Речь идёт как о излишках, которые существуют давно и имеют хронический характер, так и о тех, что могут появиться в ходе модернизации производства и структурных изменений. Придётся справляться с очень сложной ситуацией, поскольку в последние годы, несмотря на безработицу, внутрипроизводственные излишки рабочей силы во многих случаях скорее увеличились, чем уменьшились. Надо сохранять имеющиеся и создавать новые рабочие места, придерживаясь прежде всего принципов экономической целесообразности, учитывать, что возможности государственных инвестиций ещё значительное время будут весьма ограниченными. Поэтому следует искать формы активного влияния на акционерные и частные предприятия в целях стимулирования создания рабочих мест.

     Особого внимания заслуживает изучение зависимости проблем занятости, с одной стороны, от динамики платежеспособного спроса предприятий и населения, с другой - способности производства адекватно реагировать на этот спрос.

     Конечно, платежеспособный спрос может расширяться лишь постепенно: в зависимости от увеличения доходов населения, то есть по мере преодоления кризисной ситуации в экономике. Но определённые финансовые ресурсы, достаточные для того, чтобы дать первые импульсы к экономическому росту, в России имеются уже сейчас. Это ресурсы банков и некоторых экспортно-ориентированных отраслей, сбережения населения, а так же средства, сконцентрированные в теневой экономике. Назрела необходимость проведения ряда мер для переключения этих ресурсов на чисто финансовые сферы (или состояние консервации) в сферу реальной экономики. Надо найти способы, чтобы на определённых условиях возвратить капиталы, ушедшие за границу, легализовать в общественно - приемлемой форме средства теневой экономики, вовлечь их в народохозяйственный оборот. Тогда (ещё до начала динамического экономического роста) можно будет рассчитывать на увеличение спроса как естественного и необходимого условия развития производства. С точки зрения макроэкономических пропорций такой вариант развития не вызывает сомнений. Предстоит глубокое реформирование на уровне предприятий, охватывающее всех занятых на них работников. Речь идёт о том, чтобы трудовые коллективы и отдельные работники существенно повысили качество своего труда, что в итоге приведёт к сокращению численности занятых. Конечно, подобные трансформации могут происходить безболезненно лишь при условии сложившегося цивилизованного рынка труда и свободного движения рабочей силы. Основы такого рынка уже заложены: ликвидирована монополия государства на использование рабочей силы, расширены правовые возможности её мобильности, возникли гибкие формы организации и оплаты труда, усилилась её

дифференциация. Тем не менее, очевидна неразвитость существующего рынка труда. Это можно объяснить общим экономическим спадом и слабостью конкуренции, ограниченностью финансовых ресурсов предприятий, отсутствием достаточных условий для трудовой территориальной миграции и т.д. Зачастую работник лишён возможности трудится в полную силу, не может предъявить и добиться реализации справедливых требований по поводу создания нормальных условий труда и его достойной оплаты [19].

     Современный рынок труда – это сфера  не столько противостояния предпринимателей и работников, сколько компромиссов и договорённостей сторон: продавцов и покупателей рабочей силы при посреднической роли государства.

     В “Федеральной целевой программе  содействия занятости населения  РФ предусмотрена необходимость  обеспечения в ближайшей перспективе взвешенности в политике занятости с тем, чтобы, с одной стороны, не допустить массовой безработицы, а с другой, - не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики.

     Политика  на рынке труда в ближайшем  периоде будет направлена на:

     · обеспечение прогрессивных сдвигов в отраслевой структуре занятости

населения;

     ·переориентацию экономически активного населения на новые формы трудовых отношений;

     ·достижение сбалансированности предложения рабочей силы и числа рабочих мест;

     ·предупреждение массовой безработицы на местных рынках труда;

     ·создание новых и повышение эффективности существующих рабочих мест;

     ·развитие кадрового потенциала путём совершенствования системы

обучения, переобучения, переподготовки и повышения  квалификации кадров;

     ·рост мобильности трудовых ресурсов.  

     3.2 Пути решения проблем занятости 

     К ключевым интегрированным направлениям действий Правительства РФ по решению проблем занятости относится:

     ·преодоление дефицита рабочих мест посредством проведения сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективные развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости;

     ·экономическое стимулирование развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной предпринимательской деятельности, прежде всего, в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

     ·оптимизация масштабов занятости в негосударственном секторе экономики, обеспечение государственного контроля за соблюдением трудового законодательства в этой сфере;

     ·разработка специальной программы по стабилизации занятости в регионах с напряжённой ситуацией на рынке труда;

     ·развитие гибких форм занятости;

  ·последовательная стабилизация уровня жизни, усиление адресной социальной поддержки населения, направленной в том числе на снижение потребности в работе, которая имеется у отдельных социальных групп населения;

     ·дальнейшее развитие системы непрерывного образования как наиболее прогрессивного средства формирования высокого качества рабочей силы;

     ·улучшение качества рабочей среды, включая вопросы условий труда, зарплаты и использования рабочего времени;

     ·сокращение кадрового потенциала высококвалифицированных работников, эффективное использование рабочих мест;

     ·проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения, обустройство мигрантов, защиту российского рынка труда;

     ·развитие и повышение эффективности программных услуг, реализуемых через государственную службу занятости населения и направленных на предотвращение безработицы и возвращение лиц, не имеющих работу, к активному труду. 

    3.3 Прогнозирование уровня населения 

    Прогнозирование возможных в будущем значений признаков изучаемого объекта –  одна из основных задач статистики. В ее решении роль статистических методов прогнозирования велика. Одним из статистических методов прогнозирования является расчет прогнозов на основе тренда динамического ряда до настоящего времени.

     В данном исследовании принята гипотеза о линейной связи между анализируемыми переменными, так как она более проста для расчётов и интерпретации коэффициентов регрессии:

     1. Амплитуда колебаний составила  R = 1342 – 1148 = 194 чел., т.е. разница между максимальным количеством занятого населения и минимальным составила 194 чел.

     2. Среднее линейное отклонение:

     a (t) = 1342 / (5 – 2) = 447 пункта

     3. Среднее квадратическое отклонение  уровней от тренда по формуле:

     S (t) = √ 1423 / 5 = 284

     4. Коэффициент колеблемости:

     ¯y = ∑yi / n = 1342 / 5 = 268

     V(t) = 276 / 1342 = 0,20 или 20%

     Колеблемость  слабая.

     Далее проведём точечный прогноз численности  занятого населения в г. Оренбурге  на 3 года (по данным таблицы 11).

     Y 2011 = 1,423 * 52 + 10,564 * 5 + 1342 = 1424

     Y 2012 = 1,834 * 62 + 10,564 * 6 + 1342 = 1564

     Определим доверительные границы прогноза. Для этого рассчитаем среднюю ошибку тренда по формуле:

     my = 987 / √2(5 + 3) = 987 / 30 = 164

     На  основе средней ошибки тренда вычислим доверительную ошибку по формуле:

     При вероятности 0,64 t – критерий Стьюдента равен 1,47.

     y = 74 * 2,22 = 164

     Таблица 11 – Доверительные границы прогноза

Годы y y + ∂y y - ∂y
2011 1424 1588 1260
2012 1564 1728 1400
 

     По  данным таблицы 11 видно, что в Оренбургской области с 2011 по 2012гг. наблюдается тенденция к увеличению численности безработных.

     С вероятностью в 96% можно говорить о  том, что в 2011г. численность незанятого населения составит 1424 чел., а в 2012г. – 1564 чел. 
 
 
 
 
 
 

     Полученные  результаты  отразим на рисунке 3.

                                                                                                 

120

110

100

80

60

40

20

      2007         2008          2009          2010       2011    2012 

     Рисунок 3 – Прогнозирование занятости  населения в Оренбургской области 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Статистический анализ численности населения в г.Оренбурге