Статистические показатели

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 09:40, курсовая работа

Описание работы

Статистикой называется отрасль знаний, объединяющая принципы и методы работы с числовыми данными, характеризующими массовые явления. Статистикой называют также отрасль практической деятельности, направленной на сбор, обработку, анализ статистических данных.
Слово «статистика» происходит от латинского слова status – состояние, положение вещей. Первоначально оно употреблялось в значении «политическое состояние». Отсюда итальянское слово stato- государство и statista – знаток государства. В

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Статистика и туризм…………………………………………………………...5
1.1. Определение и историческое развитие статистики…………………….5
2. Абсолютные и относительные величины…………………………………..13
2.1 Понятие, формы выражения и виды статистических показателей….13
3. Статистика в туризме………………………………………………………..27
4. Статистические показатели в туризме………………………………………29
4.1. Определение статистических показателей…………………………….29
4.2. Показатели в туризме……………………………………………………31
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованной литературы и источников…………………………..36

Работа содержит 1 файл

Вариант № 3.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

Туристический бизнес охватывает строительство, торговлю, сельское хозяйство, производства товаров народного потребления, связи и еще множество отраслей.

Сбор информации по произведенным расходам осуществляется в разрезе классификационных статей расходов и в соответствии с методологическими стандартами, принятыми в международной практике учета туристических затрат.

На современном этапе органами государственной статистики на основе методологических рекомендаций Всемирной туристской организации проводится обследование туристических фирм, предприятий гостиничного хозяйства и индивидуальных предпринимателей, занимающихся туристической деятельностью.

Проведение данных мероприятий имеет особое значение для построения вспомогательного счета туризма, который позволит определить долю туризма в экономике, то есть туристской добавленной стоимости в ВВП страны.

В настоящее время туризм выделен в стране как приоритетное направление экономики и требует новых подходов в части определения статистических показателей по туризму.

Использование международных стандартов Евростата и ВТО позволяет проводить более полные и сопоставимые статистические исследования и анализ деятельности отечественных туристических фирм, эффективность функционирования средств размещения и туристского потребления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Статистические показатели в туризме

 

4.1. Определение статистических показателей

Единицами информации выступают статистические показатели. Статистический показатель – это обобщающая количественная характеристика свойства совокупности, особенности общественного явления.

Статистический показатель – основная категория, посредствам которой познается общественная жизнь. В статистическом показателе отражается мера развития общественных явлений в единстве качественной и количественной сторон. Статистика приводит экономические понятия в статистические показатели. Например, туристические услуги – это экономическое понятие, а объем экспорта и импорта туристических услуг – статистические показатели, характеризующие данное понятие.

Для комплексной и разносторонней количественной характеристики явлений используется система статистических показателей. Под системой статистических показателей понимается совокупность взаимосвязанных и взаимосогласованных показателей, характеризующих конкретные экономические явления и экономику в целом.

Система статистических показателей используется для отражения сущности социально-экономических явлений, осуществления возможности регулирования видов деятельности, составления социально-экономических прогнозов.

Показатели системы могут иметь одноуровневую и многоуровневую структуру. Структура системы определяется поставленными статистическими задачами. Такими задачами в туризме могут быть проведение статистического анализа состояния туристических ресурсов, деятельности предприятий индустрии туризма, составление вспомогательного отчета в туризме.

Статистические показатели имеют разный масштаб. Они могут характеризовать результаты развития экономики в целом (макроэкономические показатели), функционирования сектора или отрасли экономики (макроэкономические показатели), работы отдельной организации (микроэкономические показатели).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Показатели в туризме

              По отношению к туризму целесообразно рассмотреть следующие группы статистических показателей:

- социально-экономические индикативные показатели;

- показатели развития туризма;

- индивидуальные показатели, характеризующие деятельность туристических организаций и предприятий.

              Социально-экономические индикативные показатели являются, в определенной мере индикаторами развития отраслей промышленности, видов и услуг, в том числе туристских. По таким показателям судят о месте страны, региона в экономике, дается первоначальная оценка экономического и человеческого потенциала. В некоторой степени индикативные показатели представляют собой основу социально-экономического прогноза развития любого вида деятельности. Важнейшими индикаторами государственной социально-экономической политики являются:

- площадь территории;

- численность населения;

- произведенный валовый внутренний продукт (ВВП);

- среднегодовая численность занятых;

- среднегодовая численность безработных;

- среднемесячная начисленная заработная плата;

- денежные доходы населения;

-денежные расходы населения;

- средний уровень образования.

              В качестве индикатора развития может выступать и единый интегральный показатель, отражающий уровень экономического развития регионов. Таким показателем, используемым в международной практике межстрановых сравнений, является индекс развития человеческого потенциала. Он рассчитывается на основе трех индексов долголетия, уровня образования (включая грамотность взрослого населения) и ВВП в расчете на душу населения.

              Показатели развития туризма представляют собой информацию о состоянии индустрии туризма и туристических ресурсов.  Перечень основных показателей по туризму выбирается экспертами для характеристики туристского потенциала административно-территориальной единицы.

              Разрезность статистической информации и состав показателей развития туризма на каждом территориальном уровне управления обусловлены функциями, полномочиями и задачами административно-территориальной единицы. Число основных показателей на государственном и окружном уровнях может быть значительно меньше, чем на региональном и местном, где имеется потребность в более широкой оперативной информации. Например, основными показателями развития туризма федерального уровня являются численность прибывших иностранных граждан; граждан выехавших за границу; экспорт и импорт туристских услуг; среднегодовая численность работников в сфере туризма; стоимость платных услуг населению; число гостиничных предприятий и специализированных услуг размещения. На уровне субъекта Федерации и муниципального образования указанные статистические показатели дополняются показателями состояния туристских ресурсов, оценкой финансово-хозяйственной деятельности туристических предприятий и организаций; выплаченными налогами в региональный и местный бюджет и другое.

              Индивидуальные показатели характеризуют объект или отдельную единицу наблюдения в сфере туризма – гостиницу, туристическую фирму, туриста. Индивидуальные показатели, представлены в формах статистической отчетности и других формах наблюдения. На основе индивидуальных статистических показателей рассчитываются сводные абсолютные и относительные показатели, которые являются фундаментом информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений.

              При переходе к рыночной экономике статистические показатели должны удовлетворять следующим основным требованиям:

- описывать и анализировать современные процессы социально-экономического развития. Такие показатели должны быть сопоставимы с СНС-93 и учитывать рекомендации ООН, Евростата и ВТО в области туризма. 

     

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В настоящее время органами статистики проводится выборочное обследование по сбору сведений у посетителей о произведенных туристических затратах в гостиницах, в аэропорту, на железнодорожном вокзале, на автостанциях, в санаторно-курортных учреждениях и в местах отдыха посетителей.

Все это делается с помощью определенных правил, формул, закономерностей, которые изучает предмет статистика. И складывается в определенную информацию о тех или иных данных.

В своей курсовой работе, я попыталась рассмотреть именно  единицы информации, которую дает нам статистическое наблюдение, это статистические показатели. В туризме статистика играет большую роль. Не имея показателей о заселенности в гостиницах, въездном, выездном и иных видах туризма, развитии туризма и многих других данных, необходимых в этой отрасли, невозможно работать в туризме, развивать его.

Абсолютные величины могут быть измерены с различной степенью точности. С переходом к более высоким ступеням обобщения применяются и более укрупненные единицы измерения. Например, производство металлорежущих станков на промышленном предприятии учитывается в штуках, а в масштабах страны – в миллионах штук, государственные закупки зерна в хозяйствах измеряются в тоннах, а по России в целом – в тысячах тонн.

Относительные величины – один из важнейших способов обобщения и анализа статистической информации. Цели и направления исследования определяют выбор вида относительных величин. Вместе с тем для полной характеристики различных сторон изучаемых явлений необходима система относительных величин, рассчитанных по ряду существенных признаков. Например, состав рабочих промышленного предприятия изучается по профессиям, полу, возрасту, уровню механизации их труда, т.е. относительные величины структуры должны быть рассчитаны по группам, сформированным на основе вышеуказанных признаков. С другой стороны, важно выявить основные тенденции в изменении состава рабочих. Это требует сопоставления данных за ряд лет с помощью относительных величин динамики. Определенный интерес представляет сопоставление численности основных и вспомогательных рабочих и других относительных величин, позволяющих всесторонне характеризовать состав и движение рабочих.

В процессе статистического анализа абсолютные и относительные величины должны рассматриваться во взаимосвязи, т.е. пользоваться относительными величинами нужно не формально, а представлять, какая абсолютная величина скрывается за каждым относительным показателем. Особенно важно соблюдать это положение при расчете относительных величин динамики.

Одно из главных требований, которое предъявляется при исчислении относительных величин, заключается в необходимости обеспечения сопоставимости сравниваемой величины и величины, принятой за базу сравнения. Прежде всего должна быть обеспечена сопоставимость по методологии расчета сравниваемых показателей, по степени охвата объектов исследуемой совокупности и другим существенными обстоятельствам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы и источников

 

1. Белявский И. К. Статистика рынка товаров и услуг. Москва, 2002.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм. СПб, 2003.

3. Елисеева И. И., Избашев М. М..Общая теория статистики. Москва, 2001 

4. Квартальнов В. А. Менеджмент туризма. Туризм и отраслевые системы. Москва, 2001

5. Курс лекций по дисциплине «Статистика» 3 курс.

6. Соболева Е. А.. Статистика туризма. Москва, 2004.

7. Ефимова.М.Р. Общая теория статистики, М.: Инфра, 2002г.

8. Шмойлова Р.А. Теория статистики, М.: Финансы и статистика, 2003г.

9.Шмойлова Р.А. Практикум по теории статистики, М.: Финансы и статистика, 2001г.

10.Годин А.М. Теория статистики, Москва, 2003г.

11.Гусаров В.М. Общая теория статистики, М.: ЮНИТИ, 2001г.

12.Едронова В.Н., Общая теория статистики, Москва, 2001г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Статистические показатели