Статистические методы изучения взаимосвязей экономических явлений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2011 в 22:10, курсовая работа

Описание работы

Предметом исследования статистики являются массовые явления социально-экономической жизни; она изучает количественную сторону этих явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием в конкретных условиях места и времени.

Содержание

Введение

1. Теоретическая часть………………………………………………………….5

1.Основные понятия корреляционного и регриссионного анализа……….7
2.Парная корреляция и парная линейная регрессия……………………...10
3.Оценка значимости параметров взаимосвязи…………………………...15
4.Непараметрические методы оценки связи………………………………17
5.Дисперсионный анализ связи…………………………………………….20
2. Расчетная часть……………………………………………………………...21

3. Аналтическая часть…………………………………………………………29

Заключение……………………………………………………………………...33

Литература………………………………………………………………………35

Работа содержит 1 файл

Курсовая статистика.doc

— 597.50 Кб (Скачать)
 

     Распределение частот по строкам и столбцам таблицы  взаимной сопряженности позволяет  выявить основные закономерности социальной мобильности: 42,9 % детей родителей  группы 1 («Промышленность и строительство») заняты в сфере интеллектуального  труда (39 из 91); 38,9 % детей. родители которых трудятся в сельском хозяйстве, работают в промышленности (34 из 88) и т.д.

     Можно заметить и явную наследственность в передаче профессий. Так, из пришедших  в сельское хозяйство 29 человек, или 64,4 %, являются детьми работников сельского хозяйства; более чем у 50 % в сфере интеллектуального труда родители относятся к той же социальной группе и т.д.

     Однако  важно получить обобщающий показатель, характеризующий тесноту связи  между признаками и позволяющий  сравнить проявление связи в разных совокупностях. Для этой цели исчисляют, например, коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона (С) и Чупрова (К):

     

     где f2 – показатель средней квадратической сопряженности, определяемый путем вычитания единицы из суммы отношений квадратов частот каждой клетки корреляционной таблицы к произведению частот соответствующего столбца и строки:

     

     К1 и К2 – число групп по каждому из признаков. Величина коэффициента взаимной сопряженности, отражающая тесноту связи между качественными признаками, колеблется в обычных для этих показателей пределах от 0 до 1.

     В социально-экономических исследованиях нередко встречаются ситуации, когда признак не выражается количественно, однако единицы совокупности можно упорядочить. Такое упорядочение единиц совокупности по значению признака называется ранжированием. Примерами могут быть ранжирование студентов (учеников) по способностям, любой совокупности людей по уровню образования, профессии, по способности к творчеству и т.д.

     При ранжировании каждой единице совокупности присваивается ранг, т.е. порядковый номер. При совпадении значения признака у различных единиц им присваивается объединенный средний порядковый номер. Например, если у 5-й и 6-й единиц совокупности значения признаков одинаковы, обе получат ранг, равный (5 + 6) / 2 = 5,5.

     Измерение связи между ранжированными признаками производится с помощью ранговых коэффициентов корреляции Спирмена (r) и Кендэлла (t). Эти методы применимы не только для качественных, но и для количественных показателей, особенно при малом объеме совокупности, так как непараметрические методы ранговой корреляции не связаны ни с какими ограничениями относительно характера распределения признака. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.5 Дисперсионный анализ связи.

     Дисперсионный анализ связи. При небольшом числе  наблюдений исследовать влияние  одного или нескольких факторных  признаков на результативный можно, используя методы дисперсионного анализа. Дисперсионный анализ проводится расчетом дисперсий: общей, межгрупповой и внутригрупповой. Общую дисперсию называют дисперсией комплекса, межгрупповую - факторной, внутригрупповую - остаточной.

     Дисперсионный анализ заключается в сравнении факторной и остаточной дисперсий. Если различие между ними значимо, то факторный признак, т.е. признак, положенный в основание группировки, оказывает существенное влияние на результативный. При исследовании воздействия на результативный признак только одного факторного, т.е. однофакторного комплекса дисперсии вычисляются:

   дисперсия комплекса ;

   факторная дисперсия ;

   остаточная  дисперсия ,

     где n – 1, r – 1, n – r - соответствующие числа степеней свободы;

     r - число уровней (групп).

     На  основании дисперсий проводится расчет критерия Фишера Fp. Если расчетное значение больше табличного, т.е. Fp > Fa, то существенность влияния факторного признака подтверждается. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     II. Расчетная часть

     Имеются выборочные данные (выборка 5%-ная, механическая) об объеме реализации и сумме прибыли  от реализации продукции по 40 однородным предприятиям одной из отраслей промышленности за год (тыс. руб.)

     Таблица 2.1

     Исходные  данные

№ предприятия Объем реализованной продукции Прибыль от реализации № предприятия Объем реализованной продукции Прибыль от реализации
1 1580 487 21 995 485
2 1960 650 22 1720 485
3 2495 790 23 1880 590
4 1320 430 24 2360 530
5 990 485 25 2830 750
6 2620 720 26 3000 740
7 1780 435 27 1770 485
8 1860 486 28 1120 435
9 1685 430 29 930 340
10 1080 430 30 1940 630
11 500 280 31 2494 620
12 1890 610 32 1885 650
13 1995 660 33 1480 545
14 1690 484 34 985 400
15 1990 690 35 1400 540
16 2493 590 36 2488 600
17 2380 650 37 2130 540
18 2950 730 38 1675 488
19 2340 560 39 1280 420
20 1420 560 40 2420 610
 

    1. Установите наличие и характер связи между объемом реализованной продукции и суммой прибыли от реализации продукции методом:

    а) аналитической  группировки

    б) построением  корреляционной таблицы.

     Образуйте 5 групп с равными интервалами.

  1. Измерьте тесноту корреляционной связи между объемом реализованной продукции и суммой прибыли от ее реализации коэффициентом детерминации и эмпирическим корреляционным отношением. Сделайте выводы.

     Решение

     По  данным таблицы необходимо определить, существует ли зависимость между  величиной объема реализованной  продукции (факторный признак Х) и размером прибыли от реализации (результативный признак Y).

     Построим  корреляционную таблицу, образовав пять групп по факторному и результативному признаку.

     Величину  интервала, характеризующую распределение  предприятий по сумме полученной прибыли, найдем по формуле:

      ,

     она будет равна: 

      102 (тыс. руб.).

     Отсюда  путем прибавления величины интервала  к минимальному уровню признака в  группе получим группы предприятий  по размеру полученной прибыли (данные занесем в таблицу).

     Величина  интервала, характеризующая объем  реализованной продукции, равна:

      500 (тыс. руб.).

     Отсюда  путем прибавления величины интервала  к минимальному уровню признака в  группе получим группы предприятий  по объему реализованной продукции (данные занесем в таблицу). 
 
 
 
 
 
 

     Таблица 2.2.

     Корреляционная  таблица зависимости прибыли от объема реализованной продукции, тыс. руб.

Группы  предприятий по объему реализованной продукции, тыс. руб. Группы  предприятий по прибыли  от реализации, тыс. руб. Итого:
280 - 382 382 - 484 484 - 586 586 - 688 688 - 790
500 - 1000 2 1 2     5
1000 - 1500   4 3     7
1500 - 2000   2 6 6 1 15
2000 - 2500     3 5 1 9
2500 - 3000         4 4
Итого: 2 7 14 11 6 40
 

     Установим наличие и характер связи между  величиной объема от реализации и  суммой прибыли, полученной от реализации методом аналитической группировки по данным исходной таблицы.

     Вначале построим рабочую таблицу (интервалы  возьмем те же, что и в корреляционной таблице).

     Таблица 2.3.

     Распределение предприятий по объему реализованной  продукции,   тыс. руб.

№ п/п Группы  предприятий по объему реализованной продукции, тыс. руб. № предприятия Объем реализованной продукции, тыс. руб. Прибыль от реализации, тыс. руб.
1 500 - 1000 11 500 280
    29 930 340
    34 985 400
    5 990 485
    21 995 485
  Итого: 5 880 398
2 1000 - 1500 10 1080 430
    28 1120 435
    39 1280 420
    4 1320 430
    35 1400 540
    20 1420 560
    33 1480 545
  Итого: 7 1300 480
3 1500 - 2000 1 1580 487
    38 1675 488
    9 1685 430
    14 1690 484
    22 1720 485
    27 1770 485
    7 1780 435
    8 1860 486
    23 1880 590
    32 1885 650
    12 1890 610
    30 1940 630
    2 1960 650
    15 1990 690
    13 1995 660
  Итого: 15 1820 550,67
4 2000 - 2500 37 2130 540
    19 2340 560
    24 2360 530
    17 2380 650
    40 2420 610
    36 2488 600
    16 2493 590
    31 2494 620
    3 2495 790
  Итого: 9 2400 610
5 2500 - 3000 6 2620 720
    25 2830 750
    18 2950 730
    26 3000 740
  Итого: 4 2850 735
 

     Для установления наличия и характера  связи между объемом реализации и прибылью от реализации по данным рабочей таблицы строим итоговую аналитическую таблицу.

     Таблица 2.4.

     Зависимость прибыли от объема реализованной  продукции, тыс. руб.

№ п/п Группы  предприятий по объему реализованной продукции, тыс. руб. Число предприятий Объем реализованной продукции, тыс. руб. Прибыль от реализации, тыс. руб.
всего в среднем на 1 предприятие всего в среднем на 1 предприятие
1 500 - 1000 5 4400,00 880,00 1990,00 398,00
2 1000 - 1500 7 9100,00 1300,00 3360,00 480,00
3 1500 - 2000 15 27300,00 1820,00 8260,00 550,67
4 2000 - 2500 9 21600,00 2400,00 5490,00 610,00
5 2500 - 3000 4 11400,00 2850,00 2940,00 735,00
  Итого: 40 73800,00 1845,00 22040,00 551,00
 

     Для нахождения коэффициента детерминации и эмпирического корреляционного отношения нам необходимо найти среднюю арифметическую признака «прибыль от реализации», общую и межгрупповую дисперсию этого признака

Информация о работе Статистические методы изучения взаимосвязей экономических явлений