Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 10:56, курсовая работа
Обеспечение качества систем управления требует широкого применения статистических методов.
Статистические методы, позволяющие установить закономерности и причины изменений явлений и процессов, имеющих место на фирме, являются мощным инструментом обоснования принимаемых решений и оценки их эффективности.
Управление фирмой означает планирование, анализ, контроль. Для решения всех этих задач требуется внешняя и внутренняя статистика. Нередко приходится прибегать к получению информации путем организации специальных обследований (например, изучение требований потенциальных потребителей к продукции фирмы и т. п.)
Введение
3
I: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3-15
1. Типы предприятий (фирм) и организация статистического наблюдения за ними
3-4
2. Натурально-вещественные и стоимостные результаты производства
5-7
3. Методологические подходы к экономико-статистическому анализу
8-9
4. Средние величины и показатели вариации
1)Средние величины
9-10
2) Показатели вариации
10-11
5. Методы исчисления средних запасов товарно-материальных ценностей
11-12
6. Показатели оборачиваемости запасов
13-14
7. Показатели частоты и равномерности поставок
1) Средняя частота поставок
14
2) Методы определения равномерности поставок
14-15
II:ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
16-22
III:АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
23-25
Заключение
26
Список использованной литературы
Условно-натуральные единицы
Также пользуются трудовыми и стоимостными (денежными) показателями продукции в действующих и постоянных ценах.
В основе трудового метода лежит оценка продукции предприятия на основе ее трудоемкости.
Трудоемкость определяется количеством труда фактически затраченного на ее производство. Рассчитывается путем суммирования затрат труда по всем операциям при изготовлении каждого изделия и по всем изделиям производственной программы.
Трудоемкость единицы продукции – показатель, обратный выработке; характеризует затраты труда на изготовление единицы продукции. Вычисляется:
где t – трудоемкость изготовления единицы продукции;
T – затраты времени на изготовление продукции;
W – выработка продукции в единицу времени.
Основой учета продукции в денежном выражении, позволяющем получать сводные данные на любом уровне обобщения (от различных видов продукции, производимых одним предприятием (фирмой), до народного хозяйства в целом), являются денежные измерители. В зависимости от полноты учета общественно необходимых затрат денежные измерители могут быть представлены по конкретным видам продукции себестоимостью ее единицы или ценой. В рыночной экономике себестоимость, или цена, по которой продукция отпускается промежуточному или конечному потребителю, носит индивидуальный характер и у разных производителей продукции может быть различной.
1. В практике учета
и технико-экономических
Поскольку в процессе товаропродвижения продукция проходит ряд звеньев, каждое из которых является коммерческой структурой, обладающей статусом хозяйственной самостоятельности, необходимо различать оптовые цены производителя (оптовые цены предприятия); цены оптовой торговли, в которые включаются кроме цены производителя транспортные расходы и наценки в пользу снабженческо-сбытовой организации, осуществляющей оптовую продажу товаров; розничные цены, по которым организации розничной торговли и продавцы на свободном рынке реализуют товары конечному потребителю (населению).
Система стоимостных показателей в статистике: валовая, товарная, реализованная, чистая продукция. Каждый из этих показателей носит определенный экономический смысл, имеет свою методику расчета в различных отраслях производства.
Для определения фактических размеров объема производства в каждом из подразделений производственного предприятия (фирмы), например промышленного, приходится различать результаты производства по степени их готовности.
В практике внутрипроизводственного планирования и учета принято различать:
Для правильного определения затрат, относящихся непосредственно к готовой продукции предприятия, ее бухгалтерия должна вести систематический учет произведенных полуфабрикатов, их количества, передаваемого из подразделения-изготовителя другим подразделениям, а также учитывать размеры затрат, остающихся у каждого подразделения в незавершенном производстве на начало и конец каждого отчетного периода.
Выраженная в денежной оценке масса произведенных данным подразделением (цехом, участком, фермой) готовых изделий и законченных услуг, а также произведенных полуфабрикатов называется валовым выпуском подразделения. Добавляя к величине валового выпуска стоимость изменения остатков незавершенного производства (увеличение остатков прибавляется, а уменьшение вычитается из валового выпуска), определяют часть валового оборота, произведенную в данном подразделении и подлежащую включению в состав валового оборота предприятия (фирмы) в целом.
Итак, валовой оборот предприятия (фирмы) является суммой соответствующих данных по отдельным подразделениям и включает в свой состав все произведенные готовые изделия и полуфабрикаты независимо от того, предназначены ли они для отпуска на сторону, для переработки или другого использования на самом предприятии (фирме), а также изменение остатков незавершенного производства во всех подразделениях.
Общая стоимость потребленных в данном периоде в пределах предприятия (фирмы) полуфабрикатов и услуг называется внутрипроизводственным оборотом. Если из стоимости валового оборота фирмы исключить стоимость внутрипроизводственного оборота, то полученный результат будет характеризовать объем валовой продукции предприятия (фирмы).
Валовая продукция предприятия (фирмы) — стоимость общего результата ее производственной деятельности за определенный период времени, в который входят все произведенные готовые изделия (предполагается, что они не потребляются на производственные нужды в пределах предприятия (фирмы), их изготовившей), та часть произведенных полуфабрикатов, которая по тем или иным причинам была отпущена сторонним потребителям в данном периоде, и та их часть, которая пошла на пополнение запасов полуфабрикатов на соответствующих межцеховых складах (если в данном периоде со складов взято больше полуфабрикатов, чем туда поступило, то происходит уменьшение остатков, что и будет учтено при определении общего объема валовой продукции) за этот период. Кроме того, в стоимость валовой продукции включают все законченные и сданные сторонним заказчикам услуги производственного характера (ремонт объектов и обработка материалов, принадлежащих заказчику).
Исключив из стоимости валовой продукции стоимость этих элементов, получают товарную продукцию - конечный результат деятельности фирмы за данный период, фактически отпущенную потребителям или полностью готовую для этой цели (прирост запасов готовых изделий на складах готовой продукции Фирмы). Товарная продукция играет особую роль в учете результатов фирмы, так как бухгалтерия калькулирует себестоимость входящих в ее состав отдельных видов продукции, что необходимо для проектирования отпускных цен и контроля за их уровнем. Разность между стоимостью товарной продукции ее себестоимостью позволяет определить потенциальную прибыль фирмы (величину прибыли, которую фирма могла бы получить, реализовав всю произведенную продукцию в рамках одного и того же временного периода).
В реальной действительности фирма может получить прибыль только после того, как принадлежащая ей продукция будет отгружена потребителям и оплачена ими. В этой связи в бухгалтерском учете выделяют отгруженную и сданную заказчикам на месте продукцию (разность показателей произведенной и отгруженной товарной продукции отражает изменение остатков готовых изделий на складах фирмы) и продукцию реализованную, причем моментом реализации считается поступление денежных средств на расчетный счет поставщика при условии, что оплачиваемая продукция действительно была отгружена потребителю.
Реализованная продукция (РП) - отгруженная покупателям (заказчикам) и оплаченная ими в данном периоде (предъявлены расчетные документы). В реализованную продукцию включается часть стоимости товарной продукции предшествующего периода, оплата за которую произведена в текущем периоде. Поэтому объем реализованной, продукции за определенный период может быть больше или меньше объема товарной продукции за этот же период.
Также в отраслях сферы производства, по экономике в целом, исчисляются показатели чистой продукции.
Чистая продукция (ЧП) представляет собой стоимость, вновь созданную трудом в той или иной сфере материального производства. В отечественной практике рассчитывается как разность между объемами валовой продукции и материальными (производственными) затратами (МЗ) (сырье, материалы, топливо, энергия, амортизационные отчисления) в ценах конечного потребления (действующих и сопоставимых):
чп = вп-мз.
В рыночной экономике для
характеристик вновь созданный
Чистая продукция отражает вклад предприятия отрасли в создание национального дохода страны. Таким образом, чистая продукция по экономике в целом представляет национальный доход.
Стоимостные показатели продукции исчисляются во всех отраслях материального производства, исходя из оценки её составных частей по степени готовности к назначению: готовая продукция, полуфабрикаты, незавершенное производство и работы промышленного характера.
К работам (услугам) промышленного характера относятся работы, выполненные по заказам со стороны или для непромышленных хозяйств и организаций своего предприятия (реставрация и ремонт промышленных изделий, доработка и доведение до полной готовности изделий, произведенных другими промышленными предприятиями: окраска, полировка, расфасовка). В стоимость работ промышленного характера не включают стоимость продукта, с которым эти работы производятся.
Данные об общем объеме промышленной продукции (работ, услуг) по всему кругу предприятий формируются раз в год на основании годовой отчетности, а также ежемесячно расчетным путем.
Методологические подходы к экономико-статистическому анализу
Так как предприятие является достаточно сложной системой, соединяющей людские и материальные ресурсы, то эта сложная система требует эффективного управления, что невозможно без сбора и всестороннего анализа информации о разнообразных явлениях и процессах, протекающих на предприятии.
Управление предприятием, обоснование эффективности принимаемых решений и оценка эффективности деятельности предприятия требует применения комплексного экономико-статистического анализа.
К особенностям метода экономического анализа относится выявление и измерение взаимосвязи и взаимозависимости между показателями, которые определяются объективными условиями производства и обращения товаров. Навязать их искусственно нельзя. Объем выпуска промышленной продукции зависит, например, от трех групп факторов, связанных с использованием рабочей силы, орудий труда, предметов труда. Каждая группа подразделяется на составные элементы. Так, факторы, связанные с использованием рабочей силы, подразделяются на количественные и качественные. К количественным относится численность рабочих, качественным — производительность их труда (выработка на одного рабочего). Каждый из перечисленных показателей также зависит от целого ряда причин. Исключение того или иного фактора из орбиты внимания экономиста, а иногда нарушение последовательности рассмотрения факторов делают анализ экономически не состоятельным.
Способы и приемы экономико-статистического анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.
В число основных традиционных
способов и приемов экономико-
• статистическое наблюдение;
• сводка;
• группировка;
• расчет обобщающих показателей;
• выборочный метод;
• анализ рядов динамики;
• индексный метод анализа;
• основы корреляционного и регрессионного анализа;
• метод цепных подстановок;
• балансовый метод.
При этом статистические методы не ограничиваются простым сопоставлением показателей за различные периоды. Важно выявить факторы, повлиявшие на изменение показателей, исследовать их фактическую повторяемость и определить вероятность повторения тех или иных явлений и результатов. Например, контроль за качеством позволяет установить вероятность дефектных изделий.
Для метода группировки необходимо и достаточное количество интервалов в каждой группе. С его помощью осуществляется разбиение совокупности на однородные группы, установление связи Ии ее направление. Однако с помощью этого метода нельзя определить тесноту связи.
Для индексного метода необходимо: 1) количественная определенность факторов; 2) функциональная зависимость результативного показателя от факторов. Этот метод является гибким аналитическим инструментом и может применяться в анализе показателе производственной, финансовой, инвестиционной и других видах деятельности предприятия (фирмы).