Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:15, курсовая работа
Соревновательная деятельность в баскетболе представляет собой спортивное единоборство двух команд, и результат этой борьбы зависит от множества факторов и действий более чем десяти игроков. Объективную информацию об эффективности соревновательной деятельности в баскетболе дают результаты соревнований. Однако спортивный результат как интегральный показатель не всегда детально информирует о составе и структуре тех или иных технико-тактических действий, победа или поражение сами по себе не дают конкретной информации об эффективности каждого из игроков в отдельности. Игровая деятельность баскетболистов состоит из большого количества игровых показателей в нападении и защите. Поэтому возникает задача оценить действия игрока на площадке с помощью каких-либо статистических показателей. Было созданы множество формул коэффициента полезности игрока, но ни одна из них, пожалуй, не отражает адекватно совокупность индивидуальных и командных действий игрока. Традиционно игрок оценивается по следующим действиям, произведенным на площадке: набранные очки, атакующие передачи, перехваты, блок-шоты, подборы, фолы соперника, фолы собственные, промахи, потери.
Введение 3
Глава 1
1.1 История развития баскетбола 4
1.2 Статистические методы, используемые для оценки эффективности игрока 9
Глава 2
2.1 Обзор существующих статистических подходов к оценке полезности игрока 14
2.2 Разработка методики оценки полезности игрока 19
2.3 Рекомендации к применению разработанной методики 22
Заключение 27
Список литературы 28
Приложения 29
БШ – блок-шоты
СЩ – подборы на своем щите
ЧЩ – подборы на чужом щите
ФС – фолы соперника на игроке
СБн – неточные средние броски
ДБн – неточные дальние броски
ШБн – неточные штрафные броски
ПП – потери при передаче
ПТ – потери технические
Ф – фолы игрока
СВ – сыгранное время
Видно, что КПИ представлен
в комплексе с другими
Этот коэффициент был
В этой формуле очень много
субъективного, в то время как
задача статистической
Подборы – в первую очередь прерогатива высоких игроков, у них в этом компоненте очевидное преимущество перед защитниками. Действительно, в статистических отчетах Чемпионата России Суперлиги «А» в первой десятке по подборам не игроков с амплуа «защитник». В это время множитель про «статсах» СЩ и ЧЩ соответственно раны 1.2 и 1.4. Из остальных показателей объективное преимущество у низкорослых игроков есть только в возможности набирать показатель АВ, исходя из функции на площадке. Одна практика показывает, что игроки на других позициях также могут совершать много передач. Игрок ЦСКА Виктор Хряпа форвард, но в среднем совершает 4.1 АП (передачи, после которых партнер попал в корзину), что является третьим результатом в Суперлиге «А». В остальных статистических показателях игроки на разных позициях имеют примерно равные возможности для их набора.
Безусловно, в формуле учтены защитные «статсы», такие как ПХ – перехваты и БШ – блок-шоты, но для отражения игры в защите их недостаточно. Игрок, специализирующийся на оборонительных действиях чаще будет иметь более низкий КПИ по данной формуле, чем игрок откровенно атакующего плана. Важное значение имеют такие показатели как:
Часто игроки вынуждают
Этот показатель также упущен из виду, однако он существенно отличается от «статса», в который он включен – ФС. Если игрок вынудил соперника получить на себе фол в нападении, то он совершил очень полезное действие – одновременно заставил соперника нарушить правило и совершить потерю. Это действие недооценено в КПИ РФБ. Оно должно быть отдельным показателем. Возможно это оно совершается не так часто и у большинства игроков в этой графе будут нули, однако ситуация с блок-шотами примерна та же. Упущение этого показателя явный недостаток.
В этот аспект можно отнести учет такого «статса» как потери соперника, пока игрок находится на площадке, что приведено выше. Также недостаток этого коэффициента, что его значение не зависит от показателя +/-. Включение его в формулу КПИ могло бы точнее отразить общую полезность игрока не площадке, как в защитных действиях, так и в нападении.
Если добавить эти три пункта в КПИ, то он станет отражать игру в защите лучше. Позже рассмотрим интеграцию этих показателей на примере.
Наиболее спорным моментом является умножение каждого показателя на коэффициент. Эти коэффициенты очень субъективны. Рассмотрим на простом примере. Что важнее перехват или блок-шот?
«Перехват позволяет завладеть мячом и организовать свою атаку, быстрый прорыв или позиционное нападение, а вот накрывание не дает гарантии владения мячом, да и где гарантия, что не будь блок-шота, мяч попал бы в кольцо? Поэтому перехват важнее».
«Перехват срывает атаку противника, но не обязательно в завершающей стадии, и не всегда ведет к быстрым отрывам. Блок-шот же, как правило, делается возле щита, и прямо спасает от взятия корзины, то есть он по сути равен 2 очкам». И так можно спорить бесконечно.
С подборами более ясно. Подбор на своем щите сделать объективно легче, чем на чужом, отсюда и разница в коэффициентах.
С потерями тоже проще, техническая потери ведет просто к передаче мяча противнику, а потеря при передаче – к возможности быстрого прорыва соперника.
Передача имеет такой же вес, как и набранное очко. Действительно, заслуга ассистента не должна быть недооценена, поэтому здесь, вроде как, все логично.
Веса при промазанных бросках с различных дистанций тоже объяснимы. Исходя из допустимого процента попаданий: процент «с игры» примерно 30 – это пороговая величина, ниже – плохо, выше – неплохо. Отсюда и коэффициенты 1.5 и 1 соответственно. За порог для штрафных бросков применяется значение 80 процентов. Но пробивание штрафных обязательно значит фол соперника, что тоже позитивно влияет на КПИ, поэтому и порог довольно высокий.
В
баскетбольной статистике
Теоретически, разброс значений может быть очень большой. Например, игрок играл 30 секунд и забил 2 очка, больше никаких действий не совершал. КПИ будет равен 4. Если же игрок за это время сделал только один промах со средней дистанции, то КПИ = (-2).
У игроков же, проводящих на площадке значительное время это показатель варьируется и оценивается примерно следующим образом:
Если
КПИ < 0, игрок сыграл плохо, если КПИ
заключен в отрезке [0; 0.5] – игрок сыграл
ниже своих возможностей. При значении
из отрезка [0.5; 1] – игрок сыграл хорошо.
Если же КПИ > 1 , считается, что игрок
провел очень хорошую игру.
Возможные улучшения этого коэффициента заключаются в пересмотре весов при показателях и добавлении «статсов», дающих возможность более точно оценить игру в защите. Поэтому видоизмененная формула КПИ РФБ может выглядеть так:
КПИ=(О+АВ+1,3*ПХ+1,3*БШ+1,1*
О – набранные очки
АВ – атакующие передачи (передачи, после которых партнер произвел бросок)
ПХ – перехваты
БШ – блок-шоты
СЩ – подборы на своем щите
ЧЩ – подборы на чужом щите
ФСз – фолы соперника на игроке в защите
ФСн - фолы соперника на игроке в нападении
(+/-) – показатель +/-
ПС – потери соперника, пока игрок находился на площадке
СБн – неточные средние броски
ДБн – неточные дальние броски
ШБн – неточные штрафные броски
ПП – потери при передаче
ПТ – потери технические
Ф – фолы игрока
СВ – сыгранное время
Необходимо дать некоторые пояснения сделанным изменениям. Во избежание споров, что важнее перехват или блок-шот, они сделаны равноценными. Уменьшен вес подборов, чтобы не завышать КПИ для высокорослых игроков, как это было в КПИ РФБ. Добавлены такие «стасты», как: фолы в нападении на игроке – имеет большой вес, так как это и перехват и фол соперника одновременно, потери соперника пока игрок на площадке – коэффициент равен 0.2, так как на площадке находится 5 игроков, и, соответственно, они и делят между собой эту потерю. Если игрок совершает перехват или блок-шот, при котором мяч остается у его команды, то ему в этом моменте не увеличивается этот показатель, чтобы не учитывать одно действие два раза. В противовес потерям соперника можно было учитывать потери своей команды, пока игрок находится на площадке, но в этом случае чаще виноват один игрок, поэтому был увеличен лишь относительный вес потерь перед весами атакующих показателей.
Учет в формуле показателя +/- происходит по схожей схеме, значение учитывается с коэффициентом 0.2, так как на площадке в один момент присутствуют 5 игроков одной команды. В остальных показателях руководствуемся теми де доводами, что и при расчете по КПИ РФБ.
Проведем анализ на примере финального матча чемпионата АСБ Сибирского Федерального Округа между командами СФУ (Красноярск) и ТГАСУ (Томск).
|
В данном отчете КПИ рассчитывается по формуле РФБ.
Также в данном статистическом отчете не принят во внимание коэффициент +/- и потери соперника, пока игрок находился на площадке (посчитаны мной лично). Они приведены ниже:
+/- ПС
БЕЙГЕЛЬЗИМЕР Глеб 27 9
БРАГИН Виктор
ЛЕБЕДЕВ Алексей 19 12
СЕМЧЕНКО Александр 29 13
ГОРЯЧКИН Александр 2 8
БОЯРКИН Антон 15 12
КАРЕЛИН Артем 2 12
ЧЕРЕПАНОВ Алексей
ИВАНОВ Никита 20 9
ГЕССАЛЬ Максим
НЕДЕЛЬКИН Антон -4 4
Вся команда
Показатель +/- определяет, какой был результат игры, пока игрок находился на площадке.
Например, пока Алексей Лебедев находился на площадке, команды СФУ набрала на 19 очков больше, чем соперники.
Ниже приведены расчеты КПИ трех видов для сравнения, КПИ РФБ, КПИ, рассчитанный по представленной формуле, но без учета показателя +/-, КПИ, рассчитанный с учетом всех изменений и дополнений.
БЕЙГЕЛЬЗИМЕР
Глеб
0,258455176
0,328607296
БРАГИН Виктор
ЛЕБЕДЕВ
Алексей
0,343434343
0,393939394
0,521885522
СЕМЧЕНКО
Александр
0,773809524
ГОРЯЧКИН Александр
0
БОЯРКИН Антон
0,31771247