Автор: a************@mail.ru, 25 Ноября 2011 в 14:40, контрольная работа
Предметом национального счетоводства является методология составления системы национальных счетов внутренней экономики и "остального мира", включающая освещение принципов и методов построения счетов, их содержания, системы показателей СНС, их взаимосвязей и методов исчисления; особенностей построения секторальных счетов и их назначения; раскрытие роли всей системы и каждого счета в анализе экономических процессов и экономики в целом, в характеристике внешнеэкономической деятельности.
Косвенные налоги выступают в этом случае макроэкономическим регулятором между ценами, по которым покупают товары потребители, и ценами продаж, которые устанавливаются фирмами. Национальный доход – это совокупный доход, который зарабатывают собственники факторов производства: собственники труда (заработная плата наемных рабочих), собственники капитала (прибыль и процент), собственники земли (земельная рента). Для определения НД из ЧНП необходимо вычесть косвенные налоги последние представляют собой надбавки к ценам товаров и услуг (акцизы, НДС, пошлины и пр.). Смысл этого заключается в том, что государство, взимая налоги, ничего не вкладывает в производство, поэтому его нельзя рассматривать как поставщика экономических ресурсов. С точки зрения собственников ресурсов, НД является измерителем их доходов от участия в производстве за текущий период. В российской практике применяется разбивка на два фонда:
фонд потребления — это часть
НД, обеспечивающая удовлетворение
материальных и культурных
фонд накопления — это часть НД, обеспечивающая развитие производства.
В СНС определяют обычно норму накопления и долю потребления, но в процентах от ВВП, а не от национального дохода. После внесения определенных корректив в НД таких, как отчисления на соцстрах, налога на прибыль, нераспределенные доходы корпораций, трансфертных платежей (пенсии, помощь на детей, инвалидность, безработица, правительственные субсидии и т.д.), возникает еще один макроэкономический показатель – личный доход.
Располагаемый
доход (РД) или личный располагаемый
доход. Представляет собой полученный
домашними хозяйствами доход, отличающийся
от НД, который является заработанным
доходом. Здесь следует отметить,
что часть заработанного дохода
– взносы на социальное страхование,
налоги на прибыль предприятий - не
поступает в распоряжение населения.
В то же время трансфертные платежи,
осуществлённые государством, не являются
результатом хозяйственной
Личный доход (ЛД) = НД - Взносы на социальное страхование - Нераспределенная прибыль корпораций + Налоги на прибыль + Трансфертные платежи + Личные доходы, поступаемые в виде процента, например, проценты по государственному долгу.
Для экономики в целом определяется также национальный располагаемый доход или национальный располагаемый продукт, который можно определить так:
НРД = ВНП ± чистые трансферты из-за границы (т.е., дарения, пожертвования, гуманитарная помощь и т.д.).
Итак, взаимосвязь макроэкономических показателей может быть представлена следующей схемой:
Валовой внутренний продукт (ВВП) – Амортизация (А) =
Чистый внутренний продукт (ЧВП) – Косвенные налоги =
Национальный доход (НД) – Налоги на прибыль предприятий – взносы на социальное страхование – индивидуальные подоходные налоги – нераспределённая прибыль предприятий + трансфертные платежи = Располагаемый доход (РД).
Анализ
отраслевой структуры экономики
проводится на основе показателя ВВП,
подсчитанного по отраслям. Прежде
всего учитывается соотношение
между крупными народнохозяйственными
отраслями материального и
Рассмотренные
макроэкономические показатели рассчитываются
на основе ВНП и находятся в
тесной взаимосвязи, характеризируя различные
стороны экономической жизни
страны. Макроэкономические показатели
выступают как способ отображения
в отчетности состояния дел в
национальной экономике. Существуют наиболее
общие (ВНП, ВВП) и более конкретные
формы показателей
Продукты и услуги, которые не принимают товарно-денежную форму, оценивают по рыночным ценам на аналогичные товары, которые реализуются на рынке, либо себестоимостью, если рыночная цена отсутствует (услуги государственных учреждений, общественных организаций и т.д.). СНС дает возможность создать информационную базу для изучения реальных процессов, которые происходят в рыночной экономике, таких как развития производства, масштабов инфляции, безработицы, приватизации, деятельности налоговой и таможенной. Ниже (см. приложение) приведена схема Системы национальных счетов.
Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построение цивилизованного рыночного общества – процесс сложный и длительный и неразрывно связан с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических отношений.
Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов хозяйствования) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок национального хозяйства.
В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены к следующим/5/:
1.
Концептуальным (разработка основных
положений и принципов
2.
Теоретическим (строгое
3.
Институциональным (
4.
Методологическим (формирование современной
рыночной методологии
5.
Организационно-правовым (утверждение
прав собственности и
6.
Статистическим (актуализация единого
государственного регистра
Все
эти проблемы взаимосвязаны между
собой, так как, например, изменение
концепции развития национальной экономики
предполагает изменение социально-
Национальные счета и экономические балансы стран-членов содружества независимых государств за 1990-1993 годы. - М.: 1994 г. - С. 209.