Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения

Автор: ***@rbarsky.ru, 28 Ноября 2011 в 15:16, реферат

Описание работы

Именно статистические данные позволяют определить объемы валового внутреннего продукта и национального дохода, выявить основные тенденции развития отраслей экономики, оценить уровень инфляции, проанализировать состояние финансовых и товарных рынков, исследовать уровень жизни населения и другие социально-экономические явления и процессы. Овладение статистической методологией - одно из условий познания конъюнктуры рынка, изучения тенденций и прогнозирования, принятия оптимальных решений на всех уровнях деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ________________________________________________________3
1. Методы и задачи статистического наблюдения__________________________5
1.1. Источник статистической информации _______________________________5
1.2. Сущность статистического наблюдения______________________________5
1.3. Точность статистического наблюдения и ее контроль___________________7
2. Виды и способы статистического наблюдения___________________________8
2.1. Виды статистического наблюдения__________________________________8
2.2. Способы статистического наблюдения_______________________________10
3. Организация статистического наблюдения_____________________________11
3.1. Организационный план статистического наблюдения __________________11
3.2. Основные организационные формы статистического наблюдения ________12
4. Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения________________________________________________________14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ____________________________________________________ 18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ____________________________________________19

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа по статистике.doc

— 93.50 Кб (Скачать)

     Для получения представительной характеристики всей статистической совокупности по некоторой части ее единиц применяют  выборочное наблюдение, основанное на научных принципах формирования выборочной совокупности. Случайный характер отбора единиц совокупности гарантирует беспристрастность результатов выборки, предупреждает их тенденциозность.

     По  способу основного массива производится отбор наиболее крупных, наиболее существенных единиц совокупности, преобладающих в общей их массе по изучаемому признаку.

     Специфическим видом статистического наблюдения служит монографическое описание, представляющее собой детальное обследование отдельного, но весьма типичного объекта, обусловливающего интерес и с точки зрения изучения всей совокупности.

     2.2. Способы статистического  наблюдения.

     Дифференциация  разновидностей статистического наблюдения возможна также в зависимости  от источников и способов получения первичной информации. В связи с этим различают непосредственное наблюдение, опрос и документальное наблюдение.

     Непосредственным  называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря- регистраторами.

     Достаточно  часто ввиду невозможности применения иных способов статистическое наблюдение осуществляется путем опроса по некоторому перечню вопросов. Ответы фиксируются  в специальном формуляре. В зависимости от способов получения ответов различают экспедиционный и корреспондентский способы, а также способ саморегистрации.

     Экспедиционный  способ опроса осуществляется в устной форме специальным лицом (счетчиком, экспедитором), заполняющим одновременно формуляр или бланк обследования.

     Корреспондентский способ опроса организуется путем рассылки статистическими органами бланков  обследования некоторому соответствующим  образом подготовленному кругу  лиц, называемых корреспондентами. Последние  обязаны согласно договоренности заполнить бланк и вернуть его в статистическую организацию.

     Проверка  правильности заполнения формуляров имеет  место при опросе способом саморегистрации. Опросные листы заполняют, как и  при корреспондентском способе, сами опрашиваемые, но их раздачу и  сбор, а также инструктаж и контроль правильности заполнения осуществляют счетчики. 

     3. Организация статистического наблюдения

     3.1. Организационный  план статистического  наблюдения.

     Организационный план статистического наблюдения - это документ, в котором содержится перечень подготовительных работ и  проведения статистического наблюдения с указанием конкретных сроков их проведения.

     В организационном плане указываются:

  • объекты наблюдения (его определение, описание и отличительные признаки);
  • цели и задачи наблюдения;
  • органы наблюдения, осуществляющие подготовку и проведение наблюдения и несущие ответственность за эту работу;
  • время и сроки наблюдения;
  • подготовительные работы: подбор и подготовка кадров, инструктаж, подготовка статистического инструментария (бланков, инструкций и т.д.), в некоторых случаях пропаганда через печать, радио, телевидение;
  • порядок проведения наблюдения;
  • порядок приема и сдачи материалов наблюдения;
  • порядок получение и представления предварительных и окончательных итогов и другие работы.

     Организационные планы составляются разными звеньями системы статистических учреждений от высших до низших.

     Помимо  постоянных органов, осуществляющих статистическое наблюдение, иногда создаются временные  органы для проведения, как правило, крупных обследований.

     3.2. Основные организационные  формы статистического  наблюдения.

     Все разнообразие видов и способов наблюдения осуществляется на практике посредством  двух основных организационных форм: отчетности и специально организованного  наблюдения.

     Статистическая  отчетность - основная форма статистического наблюдения в социальном обществе, охватывающая все предприятия, организации и учреждения производственной и непроизводственной сфер. Отчетность- это систематическое представление в установленные сроки учетно-статистической документации в виде отчетов, всесторонне характеризующих итоги работы предприятий и учреждений в течение отчетных периодов. Отчетность непосредственно связана с первичными и бухгалтерскими учетными документами, базируется на них и представляет собой их систематизацию, т.е. результат обработки и обобщения.

     Отчетность осуществляется по строго установленной форме, утверждаемой Госкомстатом России. Перечень всех форм с указанием их реквизитов (принадлежностей) называется табелем отчетности. Каждая из форм отчетности должна содержать следующие сведения:

  • наименование;
  • номер и дату утверждения;
  • наименование предприятия, его адрес и подчиненность;
  • адреса, в которые представляется отчетность;
  • периодичность, дату представления, способ передачи;
  • содержательную часть в виде таблицы;
  • должностной состав лиц, ответственных за разработку и      достоверность отчетных данных, т.е. обязанных подписать отчет.

     Многообразие  условий производственного процесса в различных отраслях материального  производства, специфичность воспроизводственного процесса в локальных условиях, учет значимости тех или иных показателей обусловливают различие видов отчетности. Различают, прежде всего, типовую и специализированную отчетность. Типовая отчетность имеет одинаковую форму и содержание для всех предприятий либо учреждений отрасли народного хозяйства. Специализированная отчетность выражает специфические для отдельных предприятий отрасли моменты.

     По  принципу периодичности отчетность подразделяется на годовую и текущую: квартальную, месячную, двухнедельную, недельную. В зависимости от способа  передачи информации различают почтовую и телеграфную отчетность.

     Статистические  переписи служат второй по значению  организационной формой статистического  наблюдения. Перепись представляет собой  специально организованное статистическое наблюдение, направленное на учет численности и состава определенных объектов (явлений), а также установление качественных характеристик их совокупностей на некоторый момент времени. Переписи представляют статистическую информацию, не предусмотренную отчетностью, а в ряде случаев существенно уточняют данные текущего учета.

     Для обеспечения высокого качества результатов  статистических переписей осуществляется комплекс подготовительных работ. Содержание организационных мероприятий по подготовке переписей, осуществляемых согласно требованиям и правилам статистической науки, излагается в специально разрабатываемом документе, называемом организационном планом статистического наблюдения.

     В организационном плане должны найти  решение вопросы о субъекте (исполнителе) статистического наблюдения, о месте, времени, сроках и порядке проведения, об организации переписных участков, о подборе и подготовке счетных работников, обеспечении их необходимой учетной документацией, о проведении ряда других подготовительных работ и т.д.

     Субъектом наблюдения выступает организация (учреждение) либо его подразделение, ответственное за наблюдение, организующее его проведение, а также непосредственно выполняющие функции по сбору и обработке статистических данных.

     Вопрос  о месте наблюдения (месте регистрации  фактов) возникает преимущественно при проведении статистико-социологических исследований и решается в зависимости от цели исследования.

     Время наблюдения представляет собой период времени, в течение которого должна быть начата и завершена работа по регистрации и проверке полученных данных. Время наблюдения выбирается на основе критерия минимальной пространственной мобильности изучаемого объекта. От времени наблюдения следует отличать критический момент, к которому приурочены собранные данные. 

     4. Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения

     Подготовка  к статистическому наблюдению, обеспечивающая успех дела, предполагает необходимость  своевременного решения ряда методологических вопросов, связанных с определением задач, цели, объекта, единицы наблюдения, разработкой программы и инструментария, определением способа сбора статистических данных.

     Задачи  статистического наблюдения непосредственно  вытекают из задач статистического  исследования и состоят, в частности, в получении массовых данных непосредственно о состоянии изучаемого объекта, в учете состояния явлений, оказывающих влияние на объект, изучении данных о процессе развития явлений. Цели наблюдения определяются, прежде всего, нуждами информационного обеспечения для экономического и социального развития общества. Поставленные перед государственной статистикой цели уточняются и конкретизируются ее руководящими органами, в результате чего определяются направления и масштаб работы.

     В зависимости от цели решается вопрос об объекте статистического наблюдения, т.е. что именно следует наблюдать. Под объектом понимается совокупность вещественных предметов, предприятий, трудовых коллективов, лиц и т.д., посредством которых осуществляются явления и процессы, подлежащие статистическому исследованию. Объектами наблюдения в зависимости от целей могут выступать, в частности, массы единиц производственного оборудования, продукции, товарно материальных ценностей, населенных пунктов, районов, предприятий, организаций и учреждений различных отраслей народного хозяйства, население и отдельные его категории и т.д.

     Установление  объекта статистического наблюдения связано с определением его границ на основе соответствующего критерия, выраженного некоторым характерным  ограничительным признаком, называемым цензом. Выбор ценза оказывает существенное влияние на формирование однородных совокупностей, обеспечивает невозможность смешения различных объектов либо недоучета некоторой части объекта.

     Сущность  объекта статистического наблюдения уясняется полнее при рассмотрении единиц, из которых он состоит: Единицами наблюдения служат первичные элементы объекта статистического наблюдения, являющиеся носителями регистрируемых признаков.

     От  единицы наблюдения следует отличать отчетную единицу. Отчетной единицей служит такая единица статистического наблюдения, от которой в установленном порядке получают информацию, подлежащую регистрации. В ряде случаев оба понятия совпадают, но нередко они имеют и вполне самостоятельное значение.

     Учесть  все множество признаков, характеризующих  объект наблюдения, оказывается невозможным и нецелесообразным, поэтому при разработке плана статистического наблюдения следует тщательно и квалифицированно решать вопрос о составе признаков, подлежащих регистрации в соответствии с поставленной целью. Перечень признаков, формулируемых в виде вопросов, обращаемых к единицам совокупности, на которые должно дать ответ статистическое исследование, представляет собой программу статистического наблюдения.

     Чтобы получить исчерпывающую характеристику изучаемого явления, в составе программы должен быть учтен весь круг его существенных признаков. Однако проблематичность практического осуществления этого принципа обусловливает необходимость включения в программу лишь наиболее существенных признаков, выражающих социально-экономические типы явления, его важнейшие черты, свойства и взаимосвязи. Объем программы регламентируется величиной ресурсов, имеющихся в распоряжении статистических органов, сроками получения результатов, требованиями к степени детализации разработок и т.д.

     Содержание  программы определяется характером и свойствами изучаемого объекта, целями и задачами исследования.

     К числу общих требований к составлению  программы относится недопустимость включения в ее состав вопросов, на которые затруднительно получить точные, вполне достоверные ответы, дающие объективную картину той или иной ситуации.

Информация о работе Программно-методологическое обеспечение статистического наблюдения