Предмет статистической науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 18:48, доклад

Описание работы

Статистика как наука изучает с количественной стороны (в непосредственной связи с качественным содержанием) массовые социально-экономические явления. Так, при изучении товарооборота, товарных запасов, издержек обращения и других показателей коммерческой деятельности статистика устанавливает количественные характеристики их развития, определяет соотношение между отдельными показателями, дает цифровую оценку проявляющимся при этом закономерностям.
Статистика также изучает влияние природных и технических факторов на изменение количественных характеристик социально-экономических явлений и влияние жизнедеятельности общества на среду обитания.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 19.43 Кб (Скачать)

Предмет статистической науки

Статистика как наука изучает  с количественной стороны (в непосредственной связи с качественным содержанием) массовые социально-экономические  явления. Так, при изучении товарооборота, товарных запасов, издержек обращения  и других показателей коммерческой деятельности статистика устанавливает  количественные характеристики их развития, определяет соотношение между отдельными показателями, дает цифровую оценку проявляющимся  при этом закономерностям.

Статистика также изучает влияние  природных и технических факторов на изменение количественных характеристик  социально-экономических явлений  и влияние жизнедеятельности  общества на среду обитания.

Явления и процессы в жизни общества изучаются статистикой посредством  статистических показателей.

Статистический показатель — это  количественная оценка свойства изучаемого явления. В зависимости от целевой  функции статистических показателей  их можно подразделить на два основных вида: учетно-оценочные показатели; аналитические показатели.

Учетно-оценочные показатели —  это статистическая характеристика размера качественно определенных социально-экономических явлений  в конкретных условиях места и  времени.

В зависимости от специфики изучаемого явления учетно-оценочные показатели могут отображать или объемы их распространенности в пространстве, или достигнутые  на определенные моменты (даты) уровни развития. Так, например, по данным Госкомстата  РФ, объем розничного товарооборота  государственной и кооперативной  торговли России в 1990 г. составил 264,1 млрд. руб. (в ценах соответствующего года).

По своей архитектонике данный статистический показатель состоит  из двух частей. Первая выражена смысловым  понятием: «розничный товарооборот государственной  и кооперативной торговли». Это  установленное на основе положений  экономической теории понятие, определяющее качественную специфику отображаемого  показателем явления, на основе которого розничный товарооборот государственной  и кооперативной торговли отличается от других видов реализации товаров (оптовой, колхозно-базарной торговли и др.). Вторая характеризует его  величину 264,1 млрд. руб.

Это количественная сторона, цифровая оценка результата функционирования изучаемого явления, объема его распространения  в конкретных исторических условиях: в целом по России за период с 1 января по 31 декабря 1990 г.

Другой разновидностью учетно-оценочных  показателей является количественная характеристика достигнутого уровня развития изучаемых явлений на определенный момент (дату). Например, в сообщении  Госкомстата РФ сказано, что численность  населения России составляет на начало 1991 г. 148,5 млн. человек.

Аналитические показатели применяются  для анализа статистической информации и характеризуют особенности  развития изучаемого явления: типичность признака, соотношение его отдельных  частей, меру распространения в пространстве, скорость развития во времени и т.д. В качестве аналитических показателей  в статистике применяются относительные  и средние величины, показатели вариации и динамики, силы связи и др.

Количество и качество выступают  в статистике как две стороны  единого. Количество в статистике всегда имеет качественную определенность. Именно в этом и состоит познавательное значение статистического метода изучения социально-экономических явлений.

Одной из важных категорий статистической науки, тесно связанной с показателем, является понятие признака Под признаком  в статистике понимается характерное  свойство изучаемого явления отличающее его от других явлений.

Так, основным признаком розничного товарооборота является .продажа  товаров населению в обмен  на его денежные доходы. С этих позиций  включение в розничный . товарооборот безналичного отпуска товаров (в  порядке мелкого опта) нельзя признать правильным; так как это ведет  к искусственному завышению объема продажи товаров населению.

Иногда понятие статистического  показателя отождествляется с понятием признака изучаемого явления. Надо иметь  в виду, что в статистическом показателе выражается единство качественной и  количественной сторон. Вернемся к  показателю «Розничный товарооборот государственной  и кооперативной торговли составил в 1990 г. 264,1 млрд. руб.». Изучаемый признак  отображает лишь качественную особенность  изучаемого явления: «розничный товарооборот государственной и кооперативной  торговли» — реализация товаров  населению в обмен на их денежный доход доходы в розничных предприятиях •государственной и кооперативной торговли. При статистическом изучении данный качественный .признак получает количественную оценку и становится статистическим показателем.

Изучаемые статистикой признаки могут  выражаться как смысловыми понятиями, так и числовыми значениями. Признаки, выраженные смысловыми понятиями, принято  называть атрибутивными. Например, атрибутивными  признаками являются: пол человека — мужчина или женщина; специализация  магазинов (продовольственные, непродовольственные) и т.д. Если атрибутивные признаки принимают  только одно из двух противоположных  значений, их называют альтернативными.

Признаки, выраженные числовыми значениями, принято называть количественными, например возраст (число прожитых лет), стаж работы, получаемая заработная плата  и т. д.

Признаки, принимающие различные  значения у отдельных единиц изучаемого • явления, называются варьирующими. Так, при изучении коммерческой деятельности Важная особенность статистической науки состоит в том, что, изучая свой предмет, она образует статистические совокупности (коллективы).

Статистическая совокупность —  это множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования качественной единой основой. Так, например, при определении  объема розничного товарооборота все  предприятия торговли, осуществляющие продажу товаров населению, рассматриваются  как единая статистическая совокупность «розничная торговля». Но по признакам  объема продаж товаров, торговой специализации, формам и методам обслуживания покупателей  и другим признакам коммерческой деятельности единицы данной статистической совокупности могут быть разнородными. Из этого следует, что состав статистических совокупностей не является постоянным. Он формируется статистикой в  соответствии с долями конкретного  исследования.

Из специфики предмета статистики следует, что теоретической основой  статистической науки являются положения  исторического материализма и экономической  теории, которые исследуют и формируют  законы развития социально-экономических  явлений, выясняют их природу и значение в жизни общества. Опираясь на знание положений экономической теории, статистика формирует статистические совокупности, устанавливает существенные признаки для выделения социально-экономических  типов, осуществляет разработку адекватных методов их изучения.

 

Руководствуясь положениями экономической  теории, статистика обогащает экономические  науки фактами, полученными в  статистическом исследовании, подтверждает или отрицает их теоретические догмы.

Экономическая теория, опираясь на статистику, формулирует законы развития социально-экономических  явлений. Статистика, характеризуя количественную сторону • общественных явлений  в конкретных исторических условиях, создает фундамент из точных и  бесспорных фактов. Экономические науки  используют статистическую информацию для проверки, обоснования или  иллюстрации своих теоретических  положений.

Метод статистики

Для изучения своего предмета статистика разрабатывает и применяет  разнообразные методы, совокупность которых образует статистическую методологию. Применение в статистическом исследовании конкретных методов предопределяется поставленными при этом задачами и зависит от характера исходной информации.

Общей основой разработки и применения статистической методологии  являются принципы диалектического  подхода к изучению явлений жизни  общества. Это прежде всего требование рассмотрения фактов, характеризующих  изучаемые явления, в их целостности, во взаимосвязи и взаимообусловленности, что весьма важно при статистическом изучении причинных отношений.

Важнейшим положением диалектического  метода познания является рассмотрение изучаемого явления в развитии, движении от возникновения до исчезновения. В соответствии с этим общим гносеологическим требованием является то, что статистика изучает динамику социально-экономических  явлений в их исторической обусловленности.

При статистическом изучении социально-экономических явлений  руководствуются положением материалистической диалектики о переходе количественных изменений в качественные. Это  имеет важное значение при изучении количественных изменений в массовых социально-экономических явлениях для познания глубоких качественных изменений.

Статистика опирается  на диалектические категории случайного и необходимого, единичного и массового, индивидуального и общего.

Все многообразие статистических методов изучения коммерческой деятельности в курсе «Общая теория статистики»  систематизируется по их целевому применению в последовательно выполняемых  при этом трех основных стадиях экономико-статистического исследования:

1) сбор первичной статистической  информации;

2) статистическая сводка  и обработка первичной информации;

3) анализ статистической  информации.

На первой стадии статистического  исследования решается задача получения  соответствующих поставленной задаче значений изучаемых признаков по отдельным единицам статистической совокупности. Для осуществления  этой начальной стадии статистического  исследования применяются методы массового  наблюдения. Требование массовости единиц наблюдения обусловливается тем, что  изучаемые статистикой закономерности проявляются в достаточно большом  массиве данных на основе действия закона больших чисел.

Основное содержание закона больших чисел заключается в  том, что в сводных статистических характеристиках действия элементов  случайности взаимопогашаются, хотя они и могут проявляться в  признаках индивидуальных единиц статистической совокупности. Так, например, в условиях, развитых рыночных отношений каждый покупатель магазина выбирает именно тот товар, который ему в данный момент требуется. Но в целом по магазину возможно сравнительно точно предвидеть как общий объем, так и структуру  спроса за год, отдельные сезоны и  даже дни недели. Для выявления  конкретных закономерностей покупательского  спроса необходима статистическая информация, отображающая специфику спроса по дням недели, времени года и в целом  за год.

На второй стадии статистического  исследования собранная в ходе массового  наблюдения информация подвергается статистической обработке, включающей получение итогов по изучаемой совокупности в целом  и отдельным ее частям, систематизацию единиц совокупности по признакам сходства и т.д.

Важнейшим методом второй стадии статистического исследования является метод статистических группировок, позволяющий выделять в изучаемой  совокупности социально-экономические  типы. Основное содержание второй стадии статистического исследования заключается  в переходе от характеристик единичного к сводным (обобщающим) показателям  совокупности в целом или ее частей (групп). Отграничение качественно однородных в существенном отношении групп  социально-экономических явлений  — одно из непременных условий  научного применения в статистическом исследовании метода обобщающих  статистических  показателей. Нарушение принципа качественной однородности изучаемой совокупности приводит к получению нетипичных характеристик, искажению результата исследования.

На третьей, заключительной, стадии статистического исследования проводится анализ статистической информации на основе применения обобщающих статистических показателей: абсолютных, относительных и средних величин, статистических коэффициентов и др.

Анализ статистической информации позволяет раскрывать причинные  связи изучаемых явлений, определять влияние и взаимодействие различных  факторов, оценивать эффективность  принимаемых управленческих решений, возможные экономические и социальные последствия складывающихся ситуаций. В сравнении обобщающих статистических показателей изучаемых явлений  определяются количественные оценки их распространенности в пространстве и развития во времени, устанавливаются  характеристики связи и зависимости. Сопоставлением единичного с общим  определяются мера развития индивидуального, его отличие от других единиц изучаемой  совокупности.

При анализе статистической информации широкое применение имеют  табличный и графический методы.

В «Общей теории статистики»  рассматриваются основные категории  и методы статистической науки, природа  статистических совокупностей, познавательные свойства  современной вычислительной техники.

Представляя базовый курс статистической науки, «Общая теория статистики»  основополагающей учебной дисциплиной, с изучением которой начинают формироваться  необходимые  профессиональные  качества экономистов  высшей коммерсантов, менеджеров. Создается фундамент для усвоения и статистической методологии познания закономерностей социально-экономических  в условиях рыночной экономики.

Статистика в своей  сущности призвана определять характер и форму данного явления по отношению к совокупности в соответствии с фиксированным количеством  элементов, включаемых в поле исследования, которые оказывают воздействие  на исследуемое явление.



Информация о работе Предмет статистической науки