Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:01, реферат
Цель данной работы – рассмотрение самих понятий механического и естественного движения населения, определение особенностей данного явления для России: основные тенденции, проблемы.
Введение ……………………………………………………………....3
1 Понятие естественного и механического движения населения…………....4
2. Естественное движение населения……………………………………….…4
3. Понятие миграции населения……………………………………………..…7
3.1 Миграция……….…………………………...………………………...…7
3.2 Вынужденные переселенцы…...…………………………………13
3.3 Иммиграция: зло или благо?…………………………………………..15
Заключение…………………………………………………..……….17
Список используемой литературы………………………………………18
3.1. Миграция.
При анализе миграции населения ее классифицируют по ряду признаков:
1. В зависимости от характера пересечения границ:
1) Внутренняя – в пределах одной страны между административными или
экономико-географическими районами, населенными пунктами (миграция из города в город, из села в село, из города в село, из села в город).
2) Внешняя – связана с пересечением государственной границы. Внешняя
миграция включает
эмиграцию и иммиграцию.
Эмиграция (от лат. emigro - выселяюсь, переселяюсь), переселение
(добровольное или
вынужденное, самотечное или организованное)
в другую страну на постоянное или временное
(на длительный срок) проживание, в большинстве
случаев с изменением гражданства.
Иммиграция (от лат. immigro - вселяюсь), въезд (вселение) в страну на
постоянное или временное (как правило, длительное) проживание граждан другой страны, большей частью с получением нового гражданства.
Также внешнюю миграцию можно разделить на внутриконтинентальную и
межконтинентальную.
2. В зависимости от временных признаков:
1) Постоянная.
2) Временная.
3) Сезонная – временные, ежегодные перемещения людей (например, летняя
миграция в курортные районы).
4) Маятниковая – регулярные перемещения населения из одного населенного
пункта в другой
на работу или учебу и обратно.
3. Классификация по формам реализации:
1) Организованная.
2)
Стихийная.
4. В зависимости от характера причин миграции:
1) Политическая.
2) Экономическая.
3)
Социальная.
5. В зависимости от мер, предпринимаемых со стороны государства
1) Добровольная.
2) Принудительная (вынужденная) – перемещение людей, происходящие по
независящим от
них причинам.
Наибольшее влияние на развитие общества оказывает миграция рабочей силы. Она охватывает население в трудоспособном возрасте и иногда называется трудовой миграцией.
Миграция неквалифицированных рабочих достаточно благоприятна для страны-донора, так как позволяет уменьшить безработицу и связанные с ней социальные издержки и расходы, а также эмигранты, пересылая часть заработка на родину или привозя его домой по возращении, снабжают тем самым отечественную экономику валютными ресурсами.
При эмиграции ученых и специалистов, квалифицированных рабочих и инженерно- технического персонала страна-донор оказывается в проигрыше. Она теряет все капитальные затраты, вложенные в подготовку этих кадров. Отечественный рынок теряет свою интеллектуальную элиту, творческий потенциал.
Таким образом, страна-донор ухудшает свое положение, теряет перспективы
развития в будущем. Соответственно все потери страны-донора оборачиваются
выигрышем для другой страны. По некоторым подсчетам, экономия США лишь в сфере образования и научной деятельности составила за последнюю четверть века более 15 млрд. долларов. Прибыль, получаемая от использования иностранных специалистов, в Канаде и Великобритании в 7 и 3 раза соответственно выше суммы, выделяемой в качестве помощи развивающимся странам.
Работодатели, принимающие наших ученых, естественно, заинтересованы получить наиболее талантливых, перспективных специалистов, уже создавших себе имя в науке или подающих большие надежды. В результате из страны уезжают наиболее активно работающие, талантливая молодежь и ученые среднего возраста, уже достигшие значительных научных результатов и известные по публикациям за рубежом.
Поиск талантливых ученых для работы за рубежом ведут не только университеты и фонды, но и государственные органы. Существуют специальные правительственные программы для подобных приглашений, которые нацелены не на всех желающих, пусть даже известных ученых, а на наиболее активно работающих исследователей в самом продуктивном возрасте – 30-45 лет. Среди эмигрантов преобладают молодые люди в возрасте от 30 до 40 лет, с одной стороны, уже проявившие себя как неординарные исследователи и разработчики, а с другой стороны, имеющие возрастной резерв для реализации творческих возможностей. Они составляют более 50% от всех выезжающих лиц этого контингента. К тому же, молодые люди, предполагающие возможность выезда из России для повышения образования и квалификации, часто откладывают рождение детей, что ведет, естественно, к снижению рождаемости. Учитывая, что значительная доля высококвалифицированных специалистов навсегда или на очень долгий срок остается за границей то, вполне вероятно, что родившиеся у них за границей дети не вернутся в Россию.
Выезд из страны
на работу за границу руководителя научной
школы или несколько ее членов наносит
невосполнимый ущерб самому существованию
этой научной школы, причем нарушается
как механизм проведения научных исследований,
так и механизм воспроизводства элитных
научных кадров.
Факторы миграции – это совокупность объективных и субъективных причин,
влияющих на принятие решения о миграции.
В современных условиях наиболее распространена классификация,
разграничивающая факторы миграции на причины экономического и
неэкономического
характера.
Под первыми понимаются
различия в уровнях экономического и промышленного
развития отдельных стран, перенаселение,
высокий уровень безработицы в стране-доноре,
национальные различия в размерах заработной
платы, международное движение капитала
и функционирование международных корпораций.
Решение мигрировать зависит не только от характеристик и перспектив самих
мигрантов, но также от условий и стереотипов, существующих в общине
происхождения
и возможной общине назначения. Общинные
нормы являются частью среды, в которой
живут люди и которые определяют условия
и привычность повседневной жизни.
Некоторые люди
могут рассматривать социально-бытовые
нормы своей общины как тяжелые, неприемлемые,
и на основании этого принять решение
мигрировать. Также на решение мигрировать
из одной страны в другую может повлиять
наличие конфликтов в родных общинах.
Оценка целесообразности миграции зависит от индивидуальных характеристик
мигрантов, от региональных факторов, национальной политики страны
происхождения,
от соответствующих характеристик страны
назначения, сравнивая которые человек
принимает решение о миграции, действуя
под влиянием социальной среды, в которой
он трудится.
Важнейшая социально-экономическая
функция миграции населения – обеспечение
подвижности населения, его территориального
перераспределения. Она способствует
более полному использованию рабочей
силы, росту производства.
В то же время миграция населения оказывает существенное влияние на
сбалансированность
рынка труда, изменяет экономическое и
социальное положение населения, нередко
сопровождается ростом образовательной
и профессиональной подготовки, расширением
потребностей участвующих в миграции
людей.
Массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, сильного
давления на социальную инфраструктуру. Органы местного самоуправления не
всегда могут справиться с притоком людей, возникают проблемы с жильем,
здравоохранением, да и криминальная ситуация может измениться не в лучшую
сторону. Так миграция влияет на уровень жизни коренных жителей.
Большое влияние на общество оказывает миграция рабочей силы (трудовая
миграция). Она представляет собой перемещение трудоспособного населения из
одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места
приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели.
Безработица, низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни
населения – основные причины.
Миграция населения может вызвать экономический регресс, падение численности населения одних районов и концентрацию населения в других. Эти и другие сложности, связанные с миграцией населения, являются предметом
государственной
миграционной политики.
Показатели
международной миграции
(I полугодие)
Число прибывших | Число выбывших | Миграционный прирост, убыль (-) | |||||||||||
2010 | 2011 | 2010 | 2011 | 2010 | 2011 | ||||||||
| |||||||||||||
Международная
миграция |
104543 | 66419 | 14969 | 15094 | 89574 | 51325 | |||||||
в
том числе: |
|||||||||||||
со
странами СНГ |
95592 | 59791 | 9851 | 9194 | 85741 | 50597 | |||||||
|
|||||||||||||
Азербайджан | 8475 | 4075 | 544 | 553 | 7931 | 3522 | |||||||
Армения | 12294 | 5177 | 315 | 409 | 11979 | 4768 | |||||||
Беларусь | 2528 | 2031 | 1332 | 1353 | 1196 | 678 | |||||||
Казахстан | 14383 | 11910 | 3240 | 2700 | 11143 | 9210 | |||||||
Киргизия | 9421 | 12867 | 322 | 281 | 9099 | 12586 | |||||||
Республика
Молдова |
6656 | 3586 | 314 | 297 | 6342 | 3289 | |||||||
Таджикистан | 9830 | 5683 | 321 | 347 | 9509 | 5336 | |||||||
Туркмения | 1161 | 705 | 51 | 64 | 1110 | 641 | |||||||
Узбекистан | 13664 | 6514 | 446 | 368 | 13218 | 6146 | |||||||
Украина | 17180 | 7243 | 2966 | 2822 | 14214 | 4421 | |||||||
со
странами дальнего зарубежья |
8951 | 6628 | 5118 | 5900 | 3833 | 728 | |||||||
|
|||||||||||||
Германия | 1176 | 975 | 1502 | 1682 | -326 | -707 | |||||||
Греция | 112 | 135 | 36 | 41 | 76 | 94 | |||||||
Грузия | 2878 | 1484 | 226 | 170 | 2652 | 1314 | |||||||
Израиль | 318 | 297 | 350 | 378 | -32 | -81 | |||||||
Канада | 53 | 39 | 200 | 172 | -147 | -133 | |||||||
Китай | 809 | 111 | 118 | 148 | 691 | -37 | |||||||
Латвия | 376 | 240 | 55 | 85 | 321 | 155 | |||||||
Литва | 200 | 121 | 64 | 84 | 136 | 37 | |||||||
США | 291 | 261 | 680 | 576 | -389 | -315 | |||||||
Финляндия | 86 | 50 | 195 | 200 | -109 | -150 | |||||||
Эстония | 270 | 242 | 98 | 121 | 172 | 121 | |||||||
другие страны | 2382 | 2673 | 1594 | 2243 | 788 | 430 |
Внешняя миграция населения*
2010 | 2011 | ||||
I полугодие | 9 месяцев | год | I квартал | I полугодие | |
человек | |||||
Число прибывших – всего | 104543 | 148548 | 191656 | 31062 | 66419 |
в том числе из стран: | |||||
СНГ | 95592 | 134489 | 171940 | 28162 | 59791 |
дальнего
зарубежья |
8951 | 14059 | 19716 | 2900 | 6628 |
Число
выбывших - всего |
14969 | 25424 | 33577 | 6262 | 15094 |
в
том числе в
страны: |
|||||
СНГ
|
9851 | 16172 | 21205 | 3716 | 9194 |
дальнего
зарубежья |
5118 | 9252 | 12372 | 2546 | 5900 |
Миграционный
прирост, убыль (-) - всего |
89574 | 123124 | 158079 | 24800 | 51325 |
в
том числе со странами:
|
|||||
СНГ
|
85741 | 118317 | 150735 | 24446 | 50597 |
дальнего
зарубежья |
3833 | 4807 | 7344 | 354 | 728 |
Информация о работе Понятие естественного движения и миграции населения