Особенности исчисления показателей национального богатства

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:30, контрольная работа

Описание работы

Для любого государства национальное богатство очень важно, так как это один из важнейших показателей экономической мощи страны. Понятие национального богатства постоянно обогащается, отражая все то новое, что характеризует хозяйственный, социальный, экологический и иной прогресс современного общества, что так же свидетельствует об актуальности выбранной мною темы. Национальное богатство является важнейшей характеристикой, определяющей потенциальные возможности страны по производству товаров и услуг, характеризующее базовые факторы экономического роста, обеспечивающего увеличение валового национального продукта и валового национального дохода как источников удовлетворения потребностей общества.

Содержание

Введение
1 Теоретические и методические основы национального богатства…………4
1.1 Основные элементы и система показателей национального богатства…………………………………………………………………………..5
1.2 Методы анализа и оценки показателей статистики национального богатства………………………………………………………………………….11
2 Национальное богатство РФ……………………………………………….…15
3 Перспективное развития потенциала национального богатства России…..19
3.1 Тенденции развития национального богатства России…………………...19
Заключение……………………………………………………………………….23
Библиографический список……

Работа содержит 1 файл

Особенности исчисления показателей национального богатства.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     По  оценкам экспертов Всемирного банка  доля человеческого капитала в национальном богатстве России в конце ХХ века составляла 50 процентов, доля природного капитала - 40 процентов, доля физического капитала - 10 процентов. Структура национального богатства России на начало XXI в. выглядит следующим образом: на человеческий капитал приходится 50%, природные ресурсы – 32%, основной капитал – 18%. В стоимостном выражении объём богатства для России составляет 60 трлн.. долл.

     В настоящее время в динамике совокупной стоимости национального богатства  без учета стоимости земли, недр и лесов основные фонды, включающие не завершенное строительство, составляют 82%, из них основные фонды - 72%, материальные оборотные средства - 7%, а домашнее имущество - 11%. Таким образом, наиболее весомым по объему и удельному весу элементом структуры национального богатства выступают основные фонды.

     Таблица 1. Национальное богатство Российской Федерации, миллион рублей, Российская Федерация, значение показателя за год*

  2009 2010
Всего 97605618 115332288
основные  фонды, включая незавершенное строительство (по полной учетной стоимости)- всего 88680284 106664648
основные  фонды 74471182 82302969
материальные  оборотные средства (по ценам бухгалтерской  отчетности) 8925334 8667640
накопленное домашнее имущество (по полной стоимости  в ценах приобретения) 14628418 16432827
 

     При всей теоретической привлекательности  показателя национального богатства  его полноценный фактический  подсчет не осуществлен в настоящее  время ни в одной стране мира. Дело в том, что как оценка невоспроизводимого имущества, так и оценка нематериального имущества сопряжена с очень значительными трудностями. В связи с этим реально даваемые оценки национального богатства обычно учитывают только те его составные части, стоимость которых может быть определена на основе хозяйственной практики.

     Вряд  ли в ближайшее время в России появятся более полные оценки национального  богатства. И все же в теоретическом  плане игнорировать самые общие  подходы к национальному богатству, так сказать, его философию —  неверно. Национальное богатство действительно охватывает практически все экономические блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем уровня развития страны и жизни населения.

     Национальное  богатство России – это достояние каждого жителя страны, поэтому необходимо законодательно и институционально разработать такие механизмы, которые гарантировали бы каждому гражданину и будущим поколениям равное право на получение дохода от использования невосполняемых природных богатств. Необходима смена экономической парадигмы, переориентация с сырьевой на инновационную модель развития народного хозяйства. Приоритетное развитие науки и наукоемких отраслей позволит более рационально использовать национальное богатство, будет способствовать увеличению в нем доли человеческого капитала.

     Радикальные экономические преобразования и  возрождение России невозможны без  консолидации общества и активного  подключения к этому процессу человеческого фактора. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

3 Перспективное развития потенциала национального богатства России 

3.1 Тенденции развития  национального богатства  России 

     Проблемы  эффективного использования элементов  национального богатства в пореформенный  период функционирования Российской экономики  многообразны. В научной литературе указывается на невостребованность человеческого капитала, неумение использовать в должном объеме его возможности, а также на сокращение качества трудового потенциала, снижение профессионального уровня работающих. Специалисты отмечают прогрессирующее старение основных фондов, разрушение производственной базы, стагнацию наукоемкого и инновационного секторов экономики.

     Для обеспечения стабилизации социально-экономического положения, достижения высоких, устойчивых темпов экономического роста необходимо синхронизировать инвестиционные потоки, идущие на восстановление основных фондов, всемерно поддерживать развитие человеческого капитала и сохранение ресурсного потенциала национальной хозяйственной системы. Целевая установка на совершенствование пропорций между элементами национального богатства предполагает решение задачи по обеспечению структурных изменений в национальной экономике. Проблема рационального использования природных ресурсов и обеспеченности ими в будущем является центральной проблемой экономического развития, важнейшим условием формирования конкурентоспособного типа воспроизводства национального богатства.

     Современное состояние природно-ресурсного потенциала России, включающего минерально-сырьевую базу экономики, водные, земельные, лесные и климатические ресурсы, требует проведения специальных правительственных мероприятий по ликвидации причиненного природной среде ущерба и восстановлению количественных и качественных характеристик. Проблема сводится к необходимости гарантировать комплексный подход, включающий налаживание ресурсосбережения (использование определенного количества ресурсов с максимальной отдачей, с наименьшими затратами); обеспечить экологическую защиту; подготовить условия для возобновляемости ресурсов (создание заменителей отдельных ресурсов) и безотходности их использования (создание безотходных технологий); наладить эффективное управление распределением природно-ресурсного потенциала и рациональной эксплуатацией природных ресурсов.

     Продвижение по указанным направлениям зависит от комплекса мероприятий, способствующих увеличению отдачи от использования природно-ресурсного потенциала с учетом ограничений, вытекающих из возможностей решения каждой названной проблемы использования этого потенциала.

     Чтобы воздействовать на структуру национального богатства, необходимы специальные меры экономической и социальной политики государства. В области экономической политики необходимо формирование, в соответствии с установленными целями и отобранными приоритетами, эффективной структуры управления, которая бы с наименьшими ресурсными затратами позволяла создавать продукцию и услуги с высокой долей добавленной стоимости. В области социальной политики главным направлением является формирование новой социальной структуры общества различными путями: посредством увеличения доли домашнего имущества (стимулирования кредитов для жилищного строительства), снижения уровня дифференциации доходов населения (установления прогрессивной шкалы налогообложения), повышения эффективности функционирования и использования всех видов собственности и защиты права собственности.

     Ряд видных российских ученых указывает  на очевидный недостаток основного  капитала в отраслях социальной сферы  и они солидарны в том, что  увеличивать национальное богатство  необходимо путем модернизации социальной сферы. Согласно прогнозу динамики структуры национального богатства России до 2025 г., предполагается увеличение непроизводственных и потребительских активов (потребительский сектор, домохозяйства) за счет сокращения элементов производственных фондов и материальных запасов. Поскольку предполагаемые изменения макроэкономической динамики охватывают довольно продолжительный период, можно заключить, что приведенные цифры отражают скорее внутренний структурный генезис национальной экономики, чем учитывают правительственные воздействия в рамках макроэкономической структурной политики. 

     Таблица 2. Прогноз динамики и структуры национального богатства РФ до 2025 года*

  2005 2010 2015 2020 2025
Национальное  богатство, % 105 108 112 116 120
Натурально-вещественная структура национального богатства:          
  • Основной  капитал
65 65 64 65 65
  • Материальные запасы
13 12 12 10 10
  • Домашнее имущество
22 23 24 25 25
Воспроизводственная структура:          
  • Производственные  фонды
54 52 51 51 50
  • Непроизводственные фонды
46 48 49 49 50
 

     Современное состояние национального богатства  и приведенные в табл.2 прогнозируемые показатели свидетельствуют о низкой эффективности и недостаточной подготовленности социальной инфраструктуры России для осуществления в нее значительных по объемам капиталовложений. При проведении прогнозных оценок ориентиры инвестирования устанавливаются экспертами согласно стандартам развитых зарубежных стран. Приведенные цифры рассчитаны с использованием нормативного метода, а не только являются отражением общей, более высокой организованности

     Таким образом, новая социальная структура  общества должна соответствовать складывающейся структуре экономики и одновременно позволять ей развиваться, т.е. она  должна воспроизводить такую систему  ценностей и стимулов, которые бы обеспечивали конкурентный процесс, позволяющий оценить и отобрать социально значимые результаты.

     Итак, национальное богатство, ВВП входят в число наиболее важных для национальной экономики макроэкономических категорий, а числовые характеристики их объема — представительные агрегатные показатели, позволяющие оценить совокупный экономический потенциал страны.

     В составе факторов, влияющих на размер и структуру совокупного экономического потенциала, его динамику в каждом конкретном периоде, можно выделить:

     1) объем и доступность всех имеющихся  видов ресурсов (материальных, трудовых, финансовых);

     2) достигнутый страной уровень  технического развития, определяющий  качество и производительность  технологической базы экономики;

     3) накопленный страной задел в области фундаментальных и прикладных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий качество трудовых ресурсов страны.

     В результате согласованного взаимодействия названных факторов в составе  совокупного экономического потенциала формируются природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный (инновационный), внешне экономический и другие потенциалы национальной хозяйственной системы страны. Каждый из них имеет определенные особенности закономерности развития, количественные и качественные характеристики. 
 
 

Заключение 

     Национальное  богатство – важнейшая социально-экономическая  категория, используемая для оценки экономического потенциала и уровня экономического развития страны. Оно  охватывает практически все экономические блага, находящиеся в распоряжении страны. Именно поэтому национальное богатство является лучшим измерителем уровня развития страны и жизни населения.

     Согласно  современным статистическим представлениям в объем национального богатства  включается:

     1. нефинансовые произведенные активы;

Информация о работе Особенности исчисления показателей национального богатства