Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 09:45, реферат
Люди, зачастую и не осознавая этого, постоянно используют элементы статистической методологи не только в трудовых процессах, но и в повседневном быту. Таким образом, в каждом человеке заложены элементы статистического мышления как способность к анализу и синтезу информации об окружающем нас мире.
Введение...………………………………………………………………………...3
1. История создания статистики……………………………………………......4
2. Система органов статистики:
1. Государственная статистика………………………………...…...........6
2. Ведомственная статистика……………………………………….........7
3. Задачи статистики во время перехода к рыночным отношениям…….........8
4. Основные направления реформирования статистики:
4.1 Первый этап реформирования………………...………………………9
* Второй этап реформирования……………………………………….10
5. Кризисная ситуация………………………………………………………….12
6. Главная проблема статистики в период перехода к рыночной
экономике…………………………………………………………………......13
7. Методология статистики……………………………………………….…....15
Заключение………………………………………………………………………17
Список используемой литературы……………………………………………..
1) всестороннее исследование происходящих в обществе глубоких преобразований экономических и социальных процессов на основе научно обоснованной системы показателей;
2) обобщение и прогнозирование тенденций развития народного хозяйства;
3) выявление имеющихся резервов эффективности общественного производства;
4)
своевременное обеспечение
Статистика выполняет важную роль в механизме управления экономикой. Наличие систематической, полной и своевременной информации о происходящих процессах и явлениях – необходимое условие эффективных управленческих решений на государственном и региональном уровнях. Состав статистической информации в условиях рыночных отношений во многом определяется практическими потребностями общества, качество и достоверность статистических данных – основа эффективных решений, способствующих успешному реформированию экономики.
Возвращение статистике широкого общественного предназначения определяет главные направления ее развития: совершенствование анализа статистической информации, упорядочение отчетности, обеспечение ее достоверности.
Переход
от директивной экономики к
В рыночной статистике важно усовершенствовать систему сбора и обработки информации, что связано с переходом на такие формы наблюдения, как регистры, переписи, цензы и др.
Переход
к рыночной экономике обусловливает
необходимость поиска альтернативных
источников для разработки сводной макроэкономической
информации, так как использование первичных
данных крайне ограничено. Микроэкономическая
информация во многих странах с рыночной
экономикой является коммерческой тайной
даже для органов государственного управления.
Из этого принципа исходит и российская
рыночная статистика, правомерно используя
статистические данные только для целей
обобщения.
4. Основные направления реформирования статистики
4.1 Первый этап реформирования
Во всем мире возрастает интерес к статистике. В нашей стране это внимание тем более обострено в связи с осуществлением экономических реформ, затрагивающих интересы всех людей. В статистических данных, отображающих развитие отдельных сторон жизни общества и служащих информационной базой принятия управленческих решений, каждый из нас ищет результаты реформ.
В
условиях реформирования статистики особое
значение имеет расширение гласности
и доступности свободной
В период становления рыночных отношений в стране первоочередной и основополагающей задачей является реформирование методологических и организационных основ государственной статистики.
В начале 90-х гг. Правительство России приняло «Государственную Программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики». Выполнение этой Программы возложено на Государственный Комитет Российский Федерации по статистике (Госкомстат России). Руководствуясь Программой, Госкомстат России осуществил ряд конкретных крупномасштабных мероприятий, положивших начало глубокому реформированию российской статистики.
Главной задачей на первом этапе реформирования статистики, начавшемся в 1993г. и завершившемся в 1996г., было содействие рыночным преобразованиям в стране при стремлении к достижению максимально возможной информационной прозрачности экономического пространства. В результате реализации первого этапа Программы создана система национальных счетов (СНС).
В стандартах СНС сформированы основные макроэкономические показатели, среди них – показатели, характеризующие занятость, рынок труда, уровень жизни, социальную защиту населения, уровень и динамику цен, промышленное производство, потребительский рынок, ставшие важными рычагами управления экономическим развитием государства. Получила развитие отраслевая статистика в таких областях, как здравоохранение, народное образование, страхование. Сокращено количество обязательных показателей отчетности, упрощена процедура их сбора, расширено применение выборочных обследований. Определен состав статистических показателей, в достаточной степени отражающий различные аспекты развития российской экономики.
4.2 Второй этап реформирования
В ходе совещания и дальнейшего обсуждения поставленных вопросов были определены следующие наиболее важные задачи второго этапа реформы российской статистики:
Выполнение этих задач требует дальнейшего совершенствования методологии исчисления статистических показателей, комплексно характеризующих становление современной национальной модели экономики России с учетом международных стандартов, приведение их в системный вид, соответствующий потребностям современного этапа социально-экономического развития страны. Дальнейшее реформирование российской статистики на общепринятых в мировом статистическом обществе принципах с учетом реальной правовой экономической и политической ситуации в России предусмотрено Федеральной целевой программой «Реформирование статистики в 1997г. – 2000г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1997г. Одно из важнейших направлений этой Программы – разработка методологии и организации получения информации о теневой экономике (результаты экономической деятельности которой искажаются или скрываются от статистических органов).
Кроме
того Федеральная программа
Одним из ключевых направлений реформирования российской статистики является обеспечение взаимосвязи статистических показателей, отражающих хозяйственные процессы, происходящие на макро и микроуровнях. В отличие от предшествующего периода на данном этапе приоритет должен быть отдан микроуровню – статистике предприятий.
Рыночной
экономике необходима компьютеризация
статистики – это составная часть
программы информатизации России. В
ходе выполнения этой программы предстоит
создать информационно-
Постановления
Правительства Российской Федерации
указывают на необходимость комплексного
анализа социально-экономических явлений
и их прогнозирование, а также совершенствование
статистической информации и методологии
расчета статистических показателей.
5. Кризисная ситуация
В условиях перехода на рыночные отношения возрастает важность проведения фундаментальных научных исследований по развитию статистической науки и практики. Объясняется это прежде всего тем, что здесь, в статистической науке и практике, накопилось очень много нерешенных проблем, возникла кризисная ситуация. Это неразрывно связано с глубоким кризисом бывшего общественного строя, затрагивавшим все стороны социально-экономической, политической и духовной жизни. Под угрозу поставлено само существование многонационального государства. Экономика страны практически не управлялась, объемы производства резко снизились, что привело к росту цен и инфляции, падению уровня жизни населения. Кризисная ситуация на потребительском рынке обострилась вследствие резкого повышения цен и снижения денежных доходов населения. Значительно возросли обязательные платежи по иностранной задолженности зарубежным банкам и странам. Опасных размеров достиг дефицит государственного бюджета.
Создавшееся положение в обществе является, главным образом, результатом серьезных ошибок и просчетов, допущенных в перестроечный период. Экономические органы, вместо того чтобы вскрывать негативные процессы и намечать пути устранения кризисных явлений, часто ограничивались лишь констатацией цифр, да и то приукрашенных ради какой-то мнимой стабилизации в экономике. Проблемы накапливались и не решались. Подобная оценка в полной мере относится и к органам государственной статистики, которые занимались не столько социально-экономическим анализом, сколько сбором и представлением информации, которая к тому же была еще малодостоверной.
Большое
значение в новых условиях имеет
разработка индексов цен, наблюдение за
динамикой цен и тарифов в
стране, определение влияния их изменения
на уровень жизни народа и потребительские
бюджеты по различным группам и слоям
населения. Важно тщательно разработать
механизм отбора товаров-представителей.
Определенный опыт накоплен в этой области
в восточноевропейских и, конечно, в развитых
капиталистических странах. Зарубежный
опыт надо использовать, помня, что от
качества отбора товаров-представителей
зависит точность средних индексов цен
на эти товары, и многих других расчетов.
6. Главная проблема статистики в период перехода к рыночной экономике
В настоящее время особую значимость приобретает обеспечение достоверности статистических данных и восстановление на этой основе доверия к статистике. Десятилетиями высшие руководители государства давали установки на то, чтобы статистика показывала успехи и преимущества и замалчивала трудности, недостатки, негативные тенденции в развитии страны и регионов. Надо сказать, что органы государственной статистики выполняли это указание исправно. Статистические данные о темпах роста обобщающих показателей и уровне жизни населения систематически корректировались в сторону завышения. Сильно приукрашивалось положение дел в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и других отраслях. В результате динамические ряды важнейших социально-экономических показателей на макро- и микро уровне были малопригодны для аналитической работы. Вот тому примеры. Только в годы перестройки при исчислении и публикации данных за 1985-1987 гг. по валовому национальному продукту, валовому общественному продукту, национальному доходу, реальным доходам населения и другим показателям вносились коррективы. Делалось это для того, чтобы устранить влияние сокращения производства и реализации алкогольных напитков на динамику макроэкономических и макросоциальных показателей.
Отмеченная тенденция прослеживалась и в отношении потребления продуктов питания. При определении величины потребления мяса и мясопродуктов в пересчете на мясо на душу населения необоснованно включались сало и субпродукты. Поэтому среднедушевое потребление мяса в 1989г. составило 67 кг, в то время как в действительности только 59 кг, то есть на 8 кг меньше. Если проанализировать данные о потреблении мяса за предшествующие годы, то выяснится, что эти 8 кг сала и субпродуктов всегда учитывались в общем количестве потребляемого на душу населения мяса.
По действовавшей методологии, в розничный товарооборот, помимо реализации товаров населению, включалась продажа торговой сетью организациям, учреждениям и предприятиям продовольствия для обслуживаемых ими контингентов (в санаториях, детских учреждениях, больницах и др.) и непродовольственных товаров для их текущих хозяйственных нужд. В объем платных услуг также входили услуги, оказываемые предприятиям и учреждениям. Вот почему при увеличении в 1989г. физической массы продуктов питания и непродовольственных товаров на 4,5% общий объем товарооборота возрос на 10,2%.
Нельзя согласиться и с тем, что при определении валового сбора зерна, а также его ресурсов учитывались неиспользуемые примеси и вода. Если рассчитывать этот показатель исходя из общепринятой мировой практики, то есть поданным о весе валового сбора зерна после доработки, причем с допустимой, а не фактической влажностью и засоренностью, то действительный валовой сбор за четыре года XII пятилетки (1986-1989) был на 62,8 млн. тонн меньше первоначально оприходованного веса, что в два раза превышало объем закупок зерна (30 млн. тонн) за рубежом в 1990г.
Информация о работе Новое содержание статистики как науки в период перехода к рыночной экономике